Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Мама моет раму» чаще, чем «Папа читает книгу»

02.04.2005 00:00:00

Календарная дата: Международный день детской книги

Двести лет назад родился Ганс Христиан Андерсен. В честь пятидесятилетия этого человека в его родном городе Оденсе устроили настоящую иллюминацию, а детям в этот день разрешили не ходить в школу. Так Дания отмечала юбилей великого сказочника. Сейчас весь мир празднует 200-летие со дня его рождения, на торжественное открытие юбилея в Москву прибыла датская принцесса Александра. Праздник сказки, детской книги не ограничивается юбилейными торжествами — ежегодно второго апреля весь мир отмечает Международный день детской книги.

Читать или смотреть?

Фото Сергея ПЕРМИНА

Любят ли книгу современные дети? Увы, как бы ни хотелось сказать «да», приходится честно отвечать «нет». Наши дети читать не любят!

Вот что ответили нам пяти- и шестилетние малыши в одной из новосибирских гимназий на вопрос «Что вам нравится делать дома?»

— Смотреть телевизор!

— А что вы любите смотреть по телевизору?

— Я люблю смотреть «Вести» — «Дежурную часть»! Там про мафию и убийства…

— Мне нравятся «Новости» — там про аварии и про бандитов…

— Я люблю мультики про монстров…

Наши современные шестилетки любят Бэтмэна, американское семейство — Симпсонов, Человека-паука, Барби, биоников и даже прапорщика Задова из сериала «Осторожно, Задов!».

Да, некоторые малыши говорят о том, что они любят слушать, как книгу читает мама или бабушка (куда запропастились наши читающие папы и дедушки?). Но даже если ребёнок сам хорошо читает, ему не всегда хочется взять в руки книжку и «уединиться» с нею на диване или в кресле, чтобы открыть новое «окно в мир».

С чего вообще начинается чтение ребёнка? С того же, с чего начинается Родина — «с картинки в твоём букваре»! Да, именно азбука, или букварь, становится по-настоящему судьбоносной книгой для каждого из наших детей. Станет первая учебная книга другом или врагом малыша — от этого зависят вообще все дальнейшие школьные успехи или неудачи.

Это сладкое слово «книга»

Говорят, у умных евреев есть обычай: перед тем, как дать в руки ребёнку первый учебник, на его обложку капают каплю меда и предлагают малышу слизнуть мёд.

— Сладко?

— Сладко!

— А книга ещё слаще! Знания ещё слаще!

На какую азбуку, на какой букварь современные родители и учителя не пожалеют капли мёда? Есть ли такая книга если не в современной школе, то хотя бы в истории отечественного образования? Есть, уважаемые читатели, не сомневайтесь!

Например, «Родное слово» Константина Дмитриевича Ушинского, вышедшее впервые в 1864 году, в течение полувека буквально царило не только среди азбук и букварей того времени, но и в детской литературе в целом. Книги Ушинского выдержали беспримерное в истории отечественного образования число изданий — 147. «Родное слово» тиражом около 10 миллионов разошлось по всей России. Не случайно современники называли «Родное слово» «народной детской книгой».

Все ли русские люди, закончившие среднюю школу, знают, что великий Лев Николаевич Толстой является автором не только «Войны и мира», но и первых учебников для детей? Интересно, что сам великий писатель главным делом своей жизни считал не многотомный роман «Война и мир», не «Анну Каренину», а написанную им… азбуку. Всем известные «Три медведя» Лев Николаевич написал исключительно для своей азбуки. Толстой был уверен, что именно азбукой он воздвиг себе памятник, именно азбука станет тем следом, который останется в России после его смерти. «Новая азбука» Л.Н. Толстого, впервые вышедшая в Москве в 1875 году тиражом 50 тысяч экземпляров, переиздавалась при жизни писателя 28 раз! В целом при жизни великого писателя-педагога «Новая азбука» была издана тиражом в количестве двух миллионов экземпляров. Азбука графа Толстого получила, как бы мы сказали сейчас, гриф Министерства народного просвещения, которое рекомендовало книгу «для всех заведений, где обучение начинается с азбуки».

Любовь к литературе начинается с азбуки

Десятилетняя Оля Герасимова рисует «Дюймовочку» Андерсена так

Зачем гений взялся за не самое благодарное, хотя и благородное дело — создание азбуки? «Я не мог и не могу войти в школу… чтобы не испытать прямо физического беспокойства, как бы не просмотреть Ломоносова, Пушкина, Глинку, Остроградского и как бы узнать, что кому нужно», — так отвечает на вопрос сам Толстой. Своей азбукой писатель хотел спасти буквально тонущих в русской школе Ломоносовых и Пушкиных!

Многие думают, что азбука Толстого написана для просвещения неграмотного русского народа. Это не так! Она создавалась для всех детей — «от царских до мужицких». Народом для Толстого был и наследник царского престола, и крестьянский сын. Азбука Толстого, как и азбука Ушинского, не просто учат читать — они формируют человека, любящего свою страну, свою семью, ценящего и уважающего труд, родителей, старость.

Первое, что бросается в глаза, когда сравниваешь современные азбуки и азбуки великих, — это отказ многих современных азбук от роли Наставника, Учителя, Воспитателя. Первая учебная книга для современного ребёнка может удивлять, развлекать, радовать или огорчать, но она словно не решается чётко и ясно сказать каждому малышу, что такое хорошо, а что такое плохо.

Великие педагоги находили не просто возможным, а обязательным говорить с каждым ребёнком, например, о том, что главное в жизни — это труд. Труд в его самом прямом значении! Не в смысле «Работа не волк, в лес не убежит», а в смысле «Где труд — там и радость!» «Мой дед ведёт волов»; «Уже жито жёлто, пора его жать»; «Сено, а на сене вилы»; «Девки пряли вместе пряжу»; «Наши пряли»; «Мы бы крыли крышу, да тёсу уже нету»…

Дети у Толстого и Ушинского — не сторонние наблюдатели процесса труда, а его активные участники. Вот какие первые советы получает малыш в книгах Ушинского и Толстого: «Гони гусей на луга. Тащи-ка на стол щи. Налей ему супу».

Современным Пушкиным и Ломоносовым уважение к труду и умение трудиться точно так же необходимы, как во времена Ушинского и Толстого. Может быть, в современных условиях социальных преобразований в России ещё и более необходимы, чем когда-либо.

Не будут в азбуках и букварях заложены основные нравственные принципы и даже добродетели русского народа — появятся необратимые последствия, с которыми трудно будет справиться последующим поколениям. Это наши с вами дети исписывают ручками новые парты и столы, вырезают на них неприличные слова, жгут газеты в почтовых ящиках, пишут на стенах в подъезде и в кабине лифта, крушат телефонные автоматы. Конечно, только буквари и азбуки не решат всех негативных проблем, но мизерная капля в их решении всё же принадлежит именно этим книгам, и отказываться от этой капли мы не имеем права.

«Новые русские» — еще не русский народ

Не секрет, что сейчас во всём мире всё сильнее и сильнее закрепляется имидж русского человека как человека, не умеющего ни хорошо работать, ни хорошо зарабатывать. И действительно, согласно статистике, мы отстаём от развитых стран по производительности труда в 6 раз, а по заработной плате — в 12. На самом же деле представлять русского человека этаким ленивым Емелей на печи абсолютно несправедливо. Не говоря уже о классическом Левше, русские — это и тот самый рубящий дрова русский мужик, которого не мог заморозить Мороз Синий Нос, это и Крошечка-Хаврошечка, которая «и ткёт, и прядёт, и прибирает, и за всё отвечает» (чем не современная русская женщина?). И таким примерам даже в русских народных сказках нет числа, но почему-то при рассуждениях о русских на первый план выходят не русские-труженики, а русские-лентяи, пусть и самые изобретательные, и вполне симпатичные.

Русские умели и умеют трудиться, уважать труд и людей труда, и точно так же, как во времена Ушинского и Толстого, важно, чтобы малыш обязательно прочитал об этом в своей первой учебной книге.

Нравственное воспитание русского народа для первой детской книги — не просто слова, а приоритетная задача. Она была приоритетной и у наших классиков. Послушайте, о чём говорят с малышом великие и мудрые педагоги! «У моего деда седые волосы. Моя милая мама. Мои милые дети. Не хвастай!»

Может быть, какому-либо современному читателю фраза К.Д. Ушинского «Мой милый папаша» покажется наивно-слащавой, предложения Л. Н. Толстого «Тёща рада была зятю» и «Люби, Ваня, Машу» необъективными или даже двусмысленными, но именно на такого рода материале воспитывались лучшие — нравственно богатые — поколения русских людей.

И в современной азбуке очень важно, например, прочитать, как и в азбуке К.Д. Ушинского, совет «Не бранись!», тогда, может быть, меньше будет детей, считающих бранные слова средством общения, ведь хорошо известно, что сейчас число использующих матерщину как обычное, а то и невинное средство общения, возросло в нашей стране в неимоверных масштабах. Многим учителям начальных классов, увы, приходится слушать от невинных шести-семилетних «младенцев» далеко не невинные слова не только на перемене, но подчас и на уроках: например, выводит семилетний мальчик не получающуюся у него букву и совершенно беззлобно и невинно комментирует получившийся результат самыми что ни на есть «трёхэтажными» словами, совершенно не понимая, что говорить так не просто нельзя, недопустимо, но и стыдно, неприлично, наконец.

В азбуках и букварях многих современных авторов, думается, не хватает именно положительно окрашенной лексики, текстов высокого нравственного содержания, которые учили бы детей быть трудолюбивыми, честными, добрыми, внимательными, справедливыми. Речь идёт не об ура-патриотизме, не о приукрашивании окружающего мира розовыми красками. Например, невозможно сейчас включить в букварь стихотворение Я. Акима «День рождения страны»:

Как повезло тебе и мне!
Мы родились в такой стране,
Где люди все — одна семья,
Куда ни глянь —
кругом друзья.

Но нельзя не сказать малышу в первом классе, например, вот эти слова:

У меня есть в классе парта
И хорошие друзья.
На стене большая карта -
Это Родина моя.
Первая книга должна
беречь ребенка


Шестилетние и семилетние дети ещё смотрят на мир чистыми глазами, мир вокруг ребёнка должен быть прочным, ясным и понятным, а главное — не негативным, не конфликтным. Хотя бы в этот период: не случайно его называют периодом безоблачного детства. Таким и должно быть детство, пусть проблемы появятся потом, когда дети окрепнут для их восприятия и тем более — для решения.

Азбуки наших классиков обладают ещё одним несомненным достоинством — они психологически комфортны как для ребёнка, так и для взрослого. Учебники просты и понятны, не заумны, не перенасыщены материалом, часто непонятным не только ребёнку, но и его образованным родителям, не перегружены формулировками заданий. Кстати, почему-то после всякого рода суперразвивающих букварей и азбук для элитных школ и особо одарённых детей первоклассники всей России не превращаются массово в среднем звене в школьную элиту страны. Однако массовым явлением именно в последние десятилетия стало падение уровня физического и психического здоровья ученика, начиная уже с младшего школьного возраста.

Первая книга должна не только учить ребёнка, она должна его беречь. Беречь и любить. Тогда и сама книга станет любимой, желанной. И такую детскую книгу будет приятно открыть не только ребёнку, но и каждому из нас, взрослых.

Однажды японцам показали современную «Русскую азбуку» — прекрасное издание с красивым переплётом и яркими цветными картинками. Книга вызывала у японцев не просто изумление, а самую настоящую зависть: как повезло русским детям, если они учатся по такому учебнику! С любовью созданная детская книга обязательно вызовет взаимное ответное чувство у всей семьи, а не только у первоклассника или первоклассницы.

Когда Андерсену поставили прижизненный памятник, писатель обиделся на его создателя — своего друга Торвальдсена. Памятник сказочника был окружён только детьми, сам же Андерсен не считал себя только детским писателем. Настоящая детская книга, вне всякого сомнения, должна радовать и удивлять всех: самого малыша, его папу, маму, бабушку и дедушку. Пусть будет так!

Александра БОНДАРЕНКО, заведующая кафедрой русского языка и восточных языков Сибирского государственного университета путей сообщения.

Специально для «ВН»

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.