Новосибирск 3 °C

В обнимку с Гарри Поттером

02.04.2005 00:00:00

Календарная дата: Международный день детской книги

Почему мальчуган не знаком со «Снежной Королевой»

Гарри Поттер и все-все-все

— Мам, а у нас один мальчик не знает, кто такая Снежная королева, — как-то сказала моя шестилетняя дочь, вернувшись из детсада. Интересно, а каких книжных героев знают сегодня дети? Чтобы выяснить это, я отправилась в детсад дочери.

Опасения, которые часто приходится слышать по поводу того, что наши дети знать не знают русских сказок, не подтвердились. Детвора средней группы с удовольствием рассказывала про Теремок, Крокодила Гену и Чебурашку, про доброго Доктора Айболита и Бармалея, про злого Тараканища и мученицу Муху-цокотуху. Они знают, кто такие Гуси-лебеди, почему Иванушка стал козленочком и зачем Герда так долго искала снежное королевство. А девчонки и мальчишки постарше сказали, что «Снежная королева» — «сказка о дружбе и смелой девочке», а написал ее сказочник Ганс Христиан Андерсен. Наверное, мальчишка, о котором говорила мне дочь, был единственным, кто этого не знал.

— Такие знания — редкость в наше время. По нашим наблюдениям, довольно много детей не знают «Колобка» и «Курочку Рябу», не слышали рассказов Пришвина, Паустовского, Успенского, сказок Бианки, — развеяла мое радужное впечатление старший преподаватель кафедры психологии Новосибирского педагогического университета Татьяна Яковенко. — Современные дети — больше телезрители и пользователи компьютеров, чем читатели. В этом в первую очередь виноваты мы, взрослые. Дело в том, что у детей-дошкольников есть сильная природная потребность быть слушателями. В этом возрасте они способны хорошо улавливать ритм и язык художественного текста того, что им читают. Они с радостью откликаются на предложение взрослых почитать. А что в ответ? В детсаду вы не увидите, чтобы воспитатель читал детям, как это было раньше. А если и читает, то отнюдь не для того, чтобы развить воображение ребенка и заинтересовать его, а чтобы обучить — все зацикливается на банальных пересказах, которые приедаются детям. Начальная школа усугубляет ситуацию. Учителя часто думают, что их задача — научить быстро читать и все. Получается, что книгой детей дрессируют, а не воспитывают в них читателей.

Дюма — сорт сыра?

Говорят, от того, что читают дети, зависит их завтра. А что они читают? Об этом «говорят» итоги прошлогоднего исследования сотрудниками Центральной городской библиотеки совместно с детскими психологами, в котором участвовали около тысячи детей в возрасте от 7 до 18 лет. С помощью анкет у детей попытались узнать их отношения к книгам.

Результаты получились неожиданные и стали поводом для некоторого оптимизма. Большинство из опрошенных признались, что «любят читать» и считают, что «книга нужна для души, и никакой даже самый крутой компьютер ее не заменит». Некоторые дети признались, что читают через силу, «потому что это надо по школьной программе» и «чтобы не получить двойку по литературе». Настораживает то, что несколько ребят написали в анкетах: «Читать люблю, но только Гарри Поттера».

Детей попросили назвать несколько лучших книг, которые они прочитали. У 7–9-летних школьников в лидерах оказались «В стране невыученных уроков» Л. Гераскиной, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова и нашумевший детский бестселлер «Гарри Поттер». В 10–13 лет популярностью у детей пользуются «Гарри Поттер», «Приключения Тома Сойера» М. Твена, «Властелин колец» Д.Р. Толкиена. Четырнадцатилетние подростки читают «Ромео и Джульетту» В. Шекспира, опять же «Гарри Поттера» и «Алые паруса» А. Грина. Старшеклассники 15–17 лет своими лучшими книгами назвали, в основном, те, что проходили по школьной программе. Это «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, «Войну и мир» Л. Толстого и… «Гарри Поттера».

Мальчишкам нравятся приключения, книги про компьютеры и спорт, девчонкам — романы серии «Любимая книга девочек». В моде фантастика и ужастики. Абсолютно все читают детективы. Среди любимых детьми книг «Черная рука из второго подъезда» И. Востросаблина, «Черный котенок» Иванова и Устиновой, «Воздушные пираты« Криса Риддела, «Коты-воители» Эрина Хантера, «Воздушный поцелуй» Т. Воробей. Но приключенческие романы Стивенсона, Дюма, «Остров сокровищ» и «Записки о Шерлоке Хомсе», которыми зачитывались многие поколения советских детей, пылятся на библиотечных полках. Современные детки считают их неинтересным «старьем». Это упущение стараются исправить в некоторых школах, где «Трех мушкетеров», и «Всадника без головы», и даже «Три товарища» Э.М. Ремарка проходят на уроках внеклассного чтения. Дети из этих продвинутых школ точно знают, что Дюма — это не сорт дорого сыра.

Чебурашка уходит на пенсию

Зато про фантазера и чудодея Гарри Поттера заставлять читать никого не надо. Эти книги с прилавков книжных магазинов расхватывают, как горячие пирожки. «У нас «Гарри Поттера просто из рук вырывают!» — подтверждают работники библиотек. А на телеэкранах с подростковым «Властелином колец» может потягаться только детский фильм про того же Гарри Поттера. Между тем комиссия по Государственным премиям России уже несколько лет не знает, кого отметить по разряду национальной литературы для детей и юношества. В стране, где живут и работают Сергей Михалков и Эдуард Успенский, Кир Булычев и Григорий Остер, Владимир Железников и Владислав Крапивин, нет книжек, которые бы могли завоевать детские сердца и заткнуть за пояс бестселлер англичанки Джоан Роллинг, в одночасье из полной безвестности вознесшейся к вершинам мировой славы.

— Даже если бы отечественные детские книжки раскручивались и продвигались на рынок, все равно бы верх одержал «Гарри Поттер», — считает преподаватель детской литературы факультета начальных классов Новосибирского педагогического университета Наталья Штурбина. — Несмотря на то, что в книгах про Гарри Поттера примитивный язык и полностью отсутствует какой-либо литературный вкус, в них есть то, что обеспечивает им успех, а именно: динамичное сюжетное ноу-хау, новый тип героя-ребенка и свежий, неземной образ действительности. Для настоящего успеха нужна «смелость изобретения», а ее как раз недостает современной русской литературе для детей. Чебурашка и Алиса в Стране чудес, Дядя Степа и Буратино, «Три толстяка» и «Тимур и его команда», которые были популярны в прошлом веке, себя изжили, и это надо признать.

…А девочка из Канады любит, между прочим, «Планету Жаконя» Магалифа

Пока же современная детская литература представляет собой детские аналоги того, что читают сегодня взрослые. У пап и мам в ходу Стивен Кинг и прочая индустрия ужасов? И у детей есть серия «Страшилки«, запущенная издательством «Эксмо-Пресс». Нет сносу детективам? Пожалуйста — версии для детей «Загадка ночного стука», «Тайна старого кладбища»… А рядом с дамскими романами, «напичканными» переживаниями, флиртом и неземной любовью, лежат романы для девочек. По мнению Натальи Штурбиной, такая литература «проживет» недолго. Эти книги не «цепляют» за душу, их не хочется перечитывать вновь и вновь, они не дают ничего хорошего ни уму, ни сердцу. Про книги «Гарри Поттера» дети уже говорят, что ее автор «исписался», а сам Гарри «надоел».

…На этой неделе в Доме книги на Красном проспекте проходит активная продажа детской книги. На самом видном месте, в центре магазина, я видела, там лежит книга «Планета Жаконя» новосибирского сказочника Юрия Магалифа. Я помню, как два года назад к нам приезжали родственники из Канады со своей маленькой дочкой. Девочка нашла книжку про тряпичную обезьянку у нас дома и каждый день заставляла нас читать ей. За что так полюбил ребенок-иностранец нехитрые русские рассказы про приключения тряпичной обезьянки, я не знаю…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: