Новосибирск 2.6 °C

Стратегия развития Сибири: новый виток

07.04.2005 00:00:00

Теперь акцент сделан на повышении благосостояния сибиряков, но сам регион по-прежнему останется ресурсодобывающим

Процесс подготовки к созданию под Новосибирском технопарка для развития бизнеса информационных технологий все больше спрессовывает события. Последнее в этом ряду — совместное совещание рабочих групп обладминистрации и СО РАН по вопросам инвестиционного развития IT-центра. Как сказал на нем губернатор Виктор Толоконский, «мы хотим по возможности быстрее сконцентрировать внимание инвесторов и федерального бюджета. Регионов-конкурентов много, и работа в сфере IT-бизнеса ведется не только в Новосибирске. Вдохновленные законопроектом об особых экономических зонах и выступлением президента на эту тему, они также будут стараться расширить возможности местных и федеральных программ. Наша задача — обеспечить приоритет лидерства для нашей области».

Среди «вдохновленных» — ученые Иркутска, Красноярска, Томска, наших ближайших соседей, а ныне конкурентов по созданию особой экономической зоны. Разговоров на эту тему сейчас столько, что создается впечатление, что развитие информационных технологий для Сибири и есть та самая «столбовая дорога», о которой в свое время говорили не меньше в связи со «Стратегией экономического развития Сибири до 2020 года». Напомним, она была утверждена летом 2002 года и не забыта. По словам полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина, «Стратегию» необходимо конкретизировать с привлечением самого широкого спектра участников: ученых, федеральных и региональных руководителей, представителей бизнеса. Более того, как прозвучало на днях, новый вариант «Стратегии» уже готов и положен на стол Квашнина. Об этом говорил на международной конференции «Реки Сибири» доктор наук Владимир Малов из Института экономики и организации промышленного производства СО РАН. Поскольку конференция была экологическая, посвященная проблемам Обь-Иртышского бассейна, г-н Малов и начал именно с Оби, но в роли «транспортного коридора». На транспортной составляющей в «Стратегии» делается особый упор. Это и модернизация Транссибирской железнодорожной магистрали с параллельным завершением автомагистрали Дальний Восток — Западная Европа, сооружение Северо-Сибирской магистрали, восточным участком которой станет БАМ, развитие Северного морского пути.

По Оби как по транспортному коридору — к светлому будущему! Фото Сергея ПЕРМИНА

— Акцент в «Стратегии экономического развития Сибири» сделан, прежде всего, на повышение уровня жизни населения, который в Сибири значительно отстает от европейских регионов. Наши расчеты по экономическому развитию страны с учетом решения задачи удвоения ВВП с целью повышения благосостояния населения показывают, что при самых оптимистичных прогнозах сокращения материалоемкости, трудоемкости, ресурсо- и энергоемкости удвоение ВВП требует увеличения использования ресурсов в 1,7–1,8 раза. Поэтому в ближайшие 20 лет добычу ресурсов необходимо будет наращивать, — сказал Владимир Малов и, предполагая недовольство экологов, скажем так, односторонним развитием региона, добавил: — Конечно, хочется развивать услуги, туризм, банковское дело, научную сферу, но, к сожалению, инвестиции в эти области в необходимых размерах государство обеспечить не может, а крупные инвесторы в первую очередь заинтересованы в добыче ресурсов. В последнем варианте «Стратегии» на территории Сибири в пределах формирования транспортных коридоров выделено порядка 50 крупных проектов (крупных — это с инвестициями свыше 100 млн долларов), которые могут обеспечить прирост ВВП Сибири в 2,1 раза с соответствующими отчислениями в бюджеты регионов.

По его словам, при защите «Стратегии» в Минэкономразвития было сказано: если ее задача в повышении уровня жизни сибиряков, то самым простым вариантом обеспечения этого было бы вывезти население в более благополучные регионы страны. Со стороны ведомства Грефа подобное предложение, вероятно, надо рассматривать как шутку. Правда, довольно неудачную, учитывая наращивание экспансии Китая. Достаточно вспомнить слова Александра Солженицына, который писал: «Невозможно представить, что перегруженная планета будет и дальше спокойно терпеть запущенную неосвоенность российских пространств». А отношение к Сибири только как к кладовой ресурсов не греет нас. Не станут ли со строительством новых транспортных коридоров они утекать еще больше, не оставляя сибирякам никаких благ, как это происходит сейчас, был вопрос к г-ну Малову.

— Это миф, что ресурсодобывающие страны непременно относятся к странам третьего мира, — заметил он. — Ответом может быть Финляндия с ее прекрасными дорогами, которая является крупнейшим поставщиком необработанной древесины, Норвегия, экспортирующая 75 процентов необработанной нефти и газа. Если будем добывать ресурсы так, как это диктуется современными технологиями, имея современный транспортный комплекс, то передача ресурсов на экспорт и на перерабатывающий комплекс Урала и Европейской части будет выгодна всей России.

Не знаю, многих ли убедило это выступление. Но на сегодня его можно считать единственной информацией о новом варианте «Стратегии экономического развития Сибири». В отличие от прежних вариантов «Стратегии», которые активно обсуждались, нынешний известен пока только в высоких кабинетах.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: