Ректор НГАСУ Аркадий Яненко о сегодняшнем дне одного из старейших вузов Сибири
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет в эти дни отмечает свое 75-летие. О том, что Сибстрин (изначально вуз именовался Сибирским строительным институтом) это высокая марка, «фирма», как говорят сейчас, известно не только новосибирцам. В канун юбилея состоялась наша беседа с ректором одного из старейших учебных заведений Новосибирска (и самого первого по своему профилю за Уралом) Аркадием Яненко. Но разговор получился не столько о юбилее, сколько о сегодняшнем дне высшей школы.
Ректор НГАСУ Аркадий Яненко
Аркадий Петрович, у вашего вуза славная история, и мы привыкли почитать его как (вспомним старое доброе слово) кузницу кадров архитекторов и инженеров-строителей для всего региона Сибири и Дальнего Востока. Но времена радикально меняются, и в последние пятнадцать лет произошла переоценка многого, что было сделано в предшествующие десятилетия. Что пришлось пересматривать вам?
Отвечу, может быть, неожиданно и не боясь прослыть ретроградом: в главном, целевом стратегическом направлении ничего. Наращивать качество подготовки специалистов да, вооружать выпускников не только фундаментальными, но и современными знаниями, вводить их в мир рыночной экономики да, при этом ни на шаг не отступая от заложенных десятилетиями требований к архитектору и инженеру-строителю. Поэтому нам удалось не только не растерять созданный интеллектуальный багаж, богатейшую базу знаний, навыков и методик, но и существенно укрепить ее.
Коснулись ли нас трудные времена? Безусловно. Но могу смело утверждать, что рынок не стал для нас какой-то трагедией. Наоборот: он пробудил в нас новые силы. В условиях рыночной экономики выживает сильнейший, а качество подготовки наших выпускников было и есть такое, что они вполне адаптируются к новым условиям. К тому же специалисты с высшим образованием сибиряки всегда котировались и котируются очень высоко. Например, «Лукойлнефтегаз» в последние годы отдает предпочтение именно нашим выпускникам, а не столичным, потому что они знакомы с климатом и трудностями Сибири и Дальнего Востока не понаслышке и умеют работать в самых сложных условиях.
Мы не снизили планку подготовки специалистов, и по-настоящему гордое имя инженера как человека мыслящего, с конструктивным умом, в последнее десятилетие обрело новый, а если точнее, изначальный смысл. Инженер-строитель сегодня это широко эрудированный специалист с тонким художественным вкусом, способный выполнять самые сложные проектные задания и воплощать их в жизнь. И ответственность его в последние годы заметно возросла вместе с увеличением разнообразия проектно-строительных работ: посмотрите, как хорошеет наш город! И вместе с тем после естественного отделения выросшей из наших недр архитектурно-художественной академии мы готовим еще и архитекторов-реставраторов. А что касается решения технологических, конструкторских и проектных задач по старой и новой застройке тут нам, осмелюсь предположить, конкурентов мало либо вообще нет.
За последние годы ваш вуз, как и многие другие, дважды менял название: сначала он стал академией, а потом университетом. Что это дань моде или поиски приемлемого пути развития?
Аркадий Яненко в рабочем кабинете. Фото Сергея ПЕРМИНА
Ни то ни другое. Институт давно вырос из своих «штанишек», и в 1993 году решением коллегии Министерства образования (так оно называлось) ему был придан статус академии. Но через пять лет мы прошли аккредитационную комиссию, и министерство перевело нас в разряд профильных университетов. Но сами мы пошли еще дальше: стали добиваться международной аккредитации, и в мае 2002 года университет получил ее от Института инженеров-строителей, объединяющего вузы 130 стран мира, штаб-квартира которого находится в Лондоне. Все это делалось по документам: по качеству подготовки специалистов, по уровню исследовательских работ мы вполне соответствовали международным стандартам. Но когда представители лондонского института приехали к нам в Новосибирск и ознакомились предметно с нашей базой и системой подготовки кадров, то утвердились в своем выборе и открыли у нас свое представительство по всей азиатской территории России. А в прошлом году мы получили еще и Американский золотой сертификат международного престижа.
То есть качество подготовки наших выпускников отвечает самым высоким международным требованиям.
Это, разумеется, хороший показатель вашей работы и признания, но все-таки: как удалось не только удержаться на «уровне», но и «прибавить»?
Назову несколько цифр и фактов. Мы ни на йоту не снизили требовательность к студентам. Даже если молодой человек зачислен, но не справляется с учебным планом, мы его отчисляем, и так до 20 процентов ежегодно. Постоянно укрепляем нашу учебную базу. Например, в прошлом году мы получили из бюджета чуть больше 120 миллионов рублей. Заработали сами 83 миллиона. Из них 42 процента потратили на прибавку к зарплате сотрудникам, иначе сейчас в вузе невозможно работать, да и совесть надо иметь, если с этим делом некоторый дефицит в верхах. А львиную долю средств вложили в технику и оборудование. Это прошлый год. Но он характерен для всех последних 15 лет: ни в коем случае не проедать все заработанное, и коллектив поддерживает в этом ректорат, а больше половины тратить на укрепление материально-технической базы. За последние 4 года мы вложили в усовершенствование лабораторий, оснащение вычислительного центра около 40 миллионов рублей. По количеству компьютеров на одного студента мы на 19-м месте из 130 профильных университетов, и по этому показателю мы вдвое выше среднероссийского уровня. Сейчас 90 процентов чертежных работ студенты выполняют на компьютере, то есть они с ним на «ты», а это позволяет им свободно ориентироваться в информационном поле всего строительного дела. Но мы не забываем и о «земле»: часть проектных студенческих работ обязательно выполняется вручную, чтобы будущий специалист хорошо представлял себе и «осязал» конструкцию.
Или еще факты: за 15 лет мы построили и дали нашим сотрудникам бесплатно 157 квартир. В последние два года наши студенческие общежития признаются одними из лучших в области. То есть мы не ждали у моря погоды, а действовали, заботились об условиях труда, учебы и быта. И, как видим, есть и результаты, в том числе и студенческие достижения: в прошлом году в Казани во Всероссийском конкурсе студенческих работ по сложнейшей дисциплине, теоретической механике, мы были первыми, первое командное место в Самаре по высшей математике, в 2003 году первое место занял наш дипломный проект по ПГС (промышленное и гражданское строительство). Есть чем гордиться и в спорте, и в художественном творчестве. Словом, марку держим.
Кроме государственного финансирования вы зарабатываете в год десятки миллионов. Каким образом это может делать учебное заведение, вуз? Нет ли здесь перебора с обучением на коммерческой основе?
Нет, тут у нас четкая политика. Мы готовим по договорам специалистов в северных регионах страны в наших филиалах, содержим факультет по работе с иностранными студентами, даем возможность получить высшее образование техникам-строителям, у нас есть факультет довузовской подготовки. Всю эту работу направляет и координирует коммерческо-договорной отдел. Но что касается бесплатного образования это для нас все-таки главное. В прошлом году, например, на бюджетной основе мы приняли 1060 человек. И говорим родителям: никто и ничто не мешает вашему ребенку получить хорошее высшее образование, если он добросовестно будет учиться в школе. Выдержал конкурс учись. Но если не прошел его имеешь возможность овладевать профессией на коммерческой основе. И таких студентов у нас на первом курсе сейчас около 600.
А насколько востребована сейчас специальность инженера-строителя? Ведь прежней системы распределения давно уже нет?
В прошлом году мы трудоустроили по специальности 73 процента выпускников. Но даже в самые тяжелые для строительного комплекса годы меньше 40 процентов мы не трудоустраивали. Создали свое управление, которое занимается выяснением потребности специалистов-строителей по отраслям, регионам, изучаем спрос в нашей области и городе. И тут года четыре назад столкнулись с парадоксальной ситуацией: якобы считанные единицы специалистов-строителей оказались нужны в сельских районах. Мы решили сами выяснить реальную потребность в них. И вот результат: в прошлом году администрации районов нам предложили 196 человек на обучение, мы ребят проэкзаменовали и зачислили 103 студента. Это же серьезная цифра! Администрации районов будут платить за учебу, потом эти люди вернутся в родные места, и наша глубинка будет строить наконец грамотно, а не как попало. Есть тут, правда, еще и нерешенные юридические вопросы, но в принципе дело сдвинулось с места.
Сейчас много говорят о реформе образования, о едином государственном экзамене. Ваша точка зрения на эти проблемы?
ЕГЭ мешает находить нужных нам людей, которые осознанно сделали свой выбор профессии. Если молодой человек с определенным количеством баллов ищет вуз по принципу «лишь бы устроиться», это не дело. Будем откровенны: обходные пути всегда найдутся, чтобы выявить действительно целеустремленных людей. Так поступили и мы: ввели в правила приема поправку: зачисление в университет только через собеседование. И любой опытный преподаватель всегда в состоянии определить настоящий уровень подготовки вчерашнего школьника.
А что касается реформы высшего образования в целом, то тут правительство и министерство, по-моему, играет с нами в прятки. Нет денег, чтобы содержать прежнее количество государственных вузов и обучать прежнее количество студентов, так и скажите, установите четкие правила игры: не тянем сократите прием на столько-то процентов! Нет, идем к переходу на так называемый европейский стандарт, будем обучать в рамках Булонской конвенции, выпускать бакалавров за четыре года. Понятно, что за этот срок специалистов такого класса, как сейчас, уже не подготовишь. Это первое. Но главное российская система образования до всяких реформ прекрасно зарекомендовала себя на международном уровне. Выпускников наших вузов охотно используют в других странах. Если и нужна очередная перестройка, к которым нам уже не привыкать, то она должна быть направлена на улучшение подготовки специалистов. Если уж двигаться вперед, то только вверх по лестнице и ни в коем случае не снижая качество высшего образования вообще. На мой взгляд, правительство в рамках проводимой реформы работает слабо, не успевая синтезировать лучший отечественный опыт.