Решение городского Совета от 16.03.2005 N 556
Рассмотрев Городскую целевую программу социальной поддержки населения на 2005 год, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Новосибирска городской Совет РЕШИЛ:
1. Принять Городскую целевую программу социальной поддержки населения на 2005 год (приложение).
2. Решение вступает в силу со дня опубликования.
3. Опубликовать решение в газете «Вечерний Новосибирск».
4. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию городского Совета по социальной политике (Андрейченко А.В.).
Глава городского самоуправления В.Ф. ГОРОДЕЦКИЙ
к решению городского Совета
от 16.03.2005 N 556
Городская целевая программа социальной поддержки населения на 2005 год
Паспорт программы
2. Общие положения
Городская целевая программа социальной поддержки населения на 2005 год (далее по тексту программа) определяет основные направления социальной деятельности структурных подразделений мэрии, администраций районов города, общественных объединений, благотворительных фондов и представляет собой комплексную систему мер, направленных на обеспечение дополнительной поддержки граждан, к мерам социальной поддержки, установленным на федеральном и областном уровнях.
2.1. Цель и задачи программы
Цель программы поддержание жизненного уровня инвалидов и участников Великой Отечественной войны, малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, а также других граждан, нуждающихся в социальной поддержке, и создание условий для его постепенного повышения.
Задачи программы:
реализация установленных муниципальными нормативными правовыми актами социальных льгот и гарантий;
обеспечение приоритетных направлений в социальной политике г. Новосибирска;
усиление адресности социальной помощи;
дальнейшее развитие и совершенствование сети учреждений социального обслуживания населения и обеспечение скоординированности их деятельности;
рациональное использование бюджетных средств и привлечение внебюджетных источников;
поиск дополнительных внебюджетных средств на финансирование программы;
развитие новых форм социального обслуживания, повышение качества социальных услуг;
взаимодействие органов социальной защиты населения города с общественными организациями;
повышение профессионального уровня работников органов социальной защиты населения города.
2.2. Структура органов социальной защиты населения г. Новосибирска
Структура органов социальной защиты населения г. Новосибирска включает в себя управление социальной поддержки населения мэрии, районные отделы социальной защиты населения, районные отделы пособий и компенсационных выплат и 17 учреждений социального обслуживания населения, в том числе:
муниципальные учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» (по одному в каждом районе города, всего 10);
центр социальной помощи семье и детям «Заря»;
центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Берегиня«;
муниципальное учреждение социального обслуживания
муниципальное учреждение «Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями«;
специализированный дом для одиноких и престарелых граждан;
муниципальное учреждение
муниципальное учреждение
Вопросами социального обслуживания населения в городе также занимаются городской фонд социальной поддержки населения и негосударственные учреждения социального обслуживания населения.
3. Ресурсное обеспечение программы
Реализация программы обеспечивается финансированием из различных источников, в том числе из бюджета области, бюджета города и внебюджетных средств.
Финансирование мероприятий программы из бюджета города осуществляется через структурные подразделения мэрии, администрации районов города. В 2005 году планируется сохранить базовый уровень расходов на социальные нужды, более рационально использовать финансовые ресурсы, изыскивать внутренние резервы и привлекать дополнительные источники финансирования.
N п. | Источник финансирования | Сумма, млн рублей |
1 | Бюджет города | 956,6 |
в том числе на обеспечение льгот | 541,9 | |
2 | Бюджет области (по согласованию) | 5,9 |
3 | Внебюджетные средства (по согласованию) | 15,5 |
4 | Государственное учреждение «Новосибирский городской центр занятости населения» (по согласованию) | 8,3 |
5 | Государственное учреждение Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (по согласованию) | 74,2 |
Итого: | 1060,5 |
4. Численный состав населения, состоящего на учете в отделах социальной защиты населения
Численность граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты населения г. Новосибирска на 01.01.2005, составляет 170,1 тыс. человек, или 12,1% от общей численности населения города:
N п. | Малоимущие категории населения | Количество человек |
1 | Пенсионеры | 53773 |
в том числе одинокие пенсионеры | 20453 | |
2 | Инвалиды * | 10532 |
в том числе одинокие инвалиды | 1775 | |
3 | Дети до 18 лет | 33873 |
в том числе: | 3009 | |
| 1142 | |
4 | Выпускники детских домов или интернатов (до 23 лет) | 15 |
5 | Беременные женщины и кормящие матери | 1220 |
6 | Пострадавшие от радиационных воздействий | 761 |
7 | Участники Великой Отечественной войны | 3345 |
в том числе инвалиды Великой Отечественной войны | 2002 | |
8 | Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и др. в том числе: | 1053 |
члены семей участников Великой Отечественной войны | 986 | |
члены семей участников боевых действий в Чеченской Республике | 20 | |
члены семей участников боевых действий на территориях других государств, в том числе Республики Афганистан | 6 | |
члены семей военнослужащих, сотрудников Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности | 41 | |
9 | Участники боевых действий в Чеченской Республике (включая инвалидов) | 23 |
10 | Участники боевых действий на территории других государств, в том числе Республики Афганистан (включая инвалидов) | 422 |
11 | Жители блокадного Ленинграда | 278 |
12 | Несовершеннолетние узники фашизма | 162 |
13 | Реабилитированные и пострадавшие от политических репрессий | 1415 |
14 | Беженцы | 779 |
15 | Зарегистрированные безработные | 3291 |
16 | Трудоспособные граждане** | 59194 |
Всего: | 170136 |
Примечания: * в категорию «инвалиды» включены только инвалиды трудоспособного возраста. Инвалиды, достигшие пенсионного возраста и получающие пенсию по старости, отнесены к категории «пенсионеры».
** в категорию «трудоспособные граждане» включены малоимущие граждане старше 18 лет, не относящиеся к другим категориям, в том числе члены многодетных, неполных семей.
5. Социальная помощь и порядок ее предоставления
Социальная помощь это предоставление натуральной и денежной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (независимо от их материальной обеспеченности), малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам, а также другим гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.
Малоимущие семьи и малоимущие граждане семьи и одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Новосибирской области, на момент обращения за помощью.
Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании социальной помощи.
Социальная помощь назначается решением координационного Совета или органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания гражданина (малоимущей семьи) на основании письменного заявления.
Малоимущий гражданин указывает в заявлении сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе (в отношении всех членов семьи).
Гражданин, оказавшийся в экстремальной ситуации, указывает в заявлении сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем на праве собственности имуществе (в отношении всех членов семьи), а также представляет документы, подтверждающие факты, свидетельствующие об экстремальной ситуации.
Инвалиды и участники Великой Отечественной войны при подаче заявления обязаны подтвердить свой статус соответствующими документами.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования
При определении размеров, видов и сроков оказания социальной помощи гражданам, применяется дифференцированный подход в зависимости от материального положения семей (одиноко проживающих граждан) и возможности самостоятельного преодоления ими экстремальной ситуации.
Размер социальной помощи, как правило, не может превышать пятикратной величины прожиточного минимума, установленной на территории Новосибирской области, на момент обращения за помощью.
В особых случаях (стихийные бедствия: ураган, наводнение, засуха, оползни, землетрясение; пожар, аварии, утрата жизненно необходимого имущества, необходимость медикаментозного и оперативного лечения при заболеваниях и увечьях, необходимость улучшения жилищных условий, а также стечение обстоятельств, не позволяющих обеспечить минимальные жизненные потребности) размер социальной помощи может превышать пятикратную величину прожиточного минимума, установленную на территории Новосибирской области, на момент обращения за помощью. Решение об оказании материальной помощи в этом случае принимается мэром или городской межведомственной комиссией.
6. Основные направления реализации программы.
Система программных мероприятий
Основные направления социальной поддержки населения в 2005 году следующие:
поддержка малоимущих семей с детьми, обеспечение социальных гарантий семьям, имеющим детей;
социальная поддержка участников и инвалидов Великой Отечественной войны;
социальная поддержка пенсионеров и инвалидов.
6.1. Мероприятия по социальной поддержке семей с детьми
На учете в органах социальной защиты населения города состоят 23489 семей с детьми, в них 33873 ребенка, что составляет 11,0 % от общего числа детей в городе. В наиболее тяжелом положении находятся многодетные, неполные семьи, а также семьи безработных с детьми и семьи, воспитывающие
С целью поддержки семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке, дополнительно к пособиям и льготам, установленным на федеральном и областном уровнях, в г. Новосибирске предусмотрены следующие виды социальной помощи:
организация горячего питания для школьников из социально незащищенных семей;
выдача единовременной помощи к началу учебного года малоимущим семьям с детьми,
выдача единовременного пособия при рождении второго и последующего детей в полных семьях;
организация оздоровительного отдыха для детей из малообеспеченных семей;
обеспечение семей, имеющих детей в возрасте до двух лет, детским питанием;
оказание адресной помощи на лечение, не входящее в территориальную программу государственных гарантий обеспечения населения Новосибирской области бесплатной медицинской помощью;
оказание содействия в приобретении одежды
предоставление многодетным семьям и одиноким матерям
предоставление бесплатного проезда на городском муниципальном транспорте детям, родившимся после радиационного облучения одного из родителей и учащимся специальных (коррекционных) школ из малообеспеченных семей;
льготное обслуживание малоимущих семей с детьми в специализированных магазинах и аптеках по муниципальным дисконтным картам;
оказание помощи подросткам и женщинам, отбывшим наказание в местах лишения свободы;
проведение
обеспечение новогодними подарками
другие виды адресной социальной помощи.
В программе предусматривается выделение 3,5 млн рублей на приобретение новогодних подарков для детей работников бюджетной сферы.
Одним из основных направлений социальной поддержки семей с детьми является помощь семьям, воспитывающим
Социальное обслуживание детей в муниципальных учреждениях «Комплексный центр социального обслуживания населения» будет осуществляться в 29 отделениях по работе с детьми, в том числе:
в 10 отделениях дневного пребывания для детей. В 2005 году планируется оздоровить, обеспечить питанием, лечением 1293 ребенка, в первую очередь
в 8 отделениях
в 2 отделениях социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями помощь получат 1185 детей. Для 570 детей проведут курс реабилитации в муниципальном учреждении «Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями»;
в 2 отделениях
С целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при муниципальных учреждениях «Комплексный центр социального обслуживания населения» в районах города имеются 7 отделений, где ведется профилактическая работа с неблагополучными семьями, в том числе социальное патронирование родителей, детей и подростков, склонных к асоциальным поступкам, оказывается помощь
центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Берегиня« на 70 мест;
муниципальное учреждение социального обслуживания
муниципальное учреждение
Районы города | Отделения по работе с семьей и детьми в муниципальных учреждениях «Комплексный центр социального обслуживания населения» | В том числе отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в муниципальных учреждениях «Комплексный центр социального обслуживания населения» и учреждения по работе с несовершеннолетними | ||
количество отделений | число детей, которые получат помощь | количество отделений (стационарных и нестационарных) | число детей, которые получат помощь | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Дзержинский | 1 | 1547 | 1 | 1547 |
Железнодорожный | 4 | 1272 | 1 | 122 |
Заельцовский | 1 | 1999 | - | - |
Калининский | 3 | 1146 | - | - |
Кировский | 3 | 1402 | 1 | 609 |
Ленинский | 4 | 12542 | 2 | 310 |
Октябрьский | 3 | 3064 | 1 | 513 |
Первомайский | 3 | 1122 | 2 | 1770 |
Советский | 2 | 1406 | 1 | 30 |
Центральный | 3 | 1666 | 1 | 3062 |
Центр социальной реабилитации несовершеннолетних «Берегиня« | 218 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Муниципальное учреждение социального обслуживания Заельцовского района | 198 | |||
Муниципальное учреждение для несовершеннолетних» Железнодорожного района | 180 | |||
Итого: | 27 | 27166 | 10 | 8559 |
Большую помощь семьям
В области улучшения положения женщин в г. Новосибирске будет продолжена работа по оказанию помощи беременным женщинам по оплате диагностики, профилактического лечения, дополнительного питания.
Женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, помогут в кризисных отделениях, одно из которых находится в муниципальном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения» Железнодорожного района и другое в центре социальной помощи семье и детям «Заря».
Одиноким матерям с грудными детьми социальная помощь оказывается в приюте «Материнская обитель «Святой Софии» католической благотворительной организации «Каритас» и в центре адаптации «Материнская обитель «Голубка» некоммерческого партнерства «МАКСОРА», в содержании которых мэрия принимает долевое участие.
6.2. Мероприятия по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны
В связи с празднованием
Мероприятия
комплексный медицинский осмотр и оказание медицинской помощи в муниципальных
медицинскую и социальную помощь (выполнение процедур, патронаж) в муниципальных учреждениях «Комплексный центр социального обслуживания населения» районов города;
улучшение жилищных условий;
оказание адресной помощи на ремонт жилья;
оказание адресной помощи в телефонизации частных домов и квартир;
выделение путевок для оздоровления в отделениях дневного пребывания муниципальных учреждений «Комплексный центр социального обслуживания населения« районов города и муниципальном учреждении
предоставление комплекса
оказание помощи в оплате дорогостоящего лечения, не входящего в территориальную программу государственных гарантий обеспечения населения Новосибирской области бесплатной медицинской помощью;
газификацию домов индивидуальной застройки на льготных условиях;
льготное обслуживание в специализированных магазинах и аптеках по муниципальным дисконтным картам;
первоочередное право приема в муниципальные учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» районов города на надомное обслуживание. В соответствии с решением городского Совета от 04.03.2003 N 223 «Об установлении льготы по оплате социальных услуг для участников и инвалидов Великой Отечественной войны» участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, состоящим на надомном обслуживании, предоставлена льгота по оплате социальных услуг, предусмотренных в пунктах 2, 3 Перечня гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания населения на территории Новосибирской области, утвержденного постановлением главы администрации Новосибирской области от 27.02.96 N 102 «Об областном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам».
На оказание адресной социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и организацию мероприятий, посвященных празднованию
Мэрия Новосибирска совместно с советами ветеранов войны и труда предусматривает проведение ряда
В 2005 году мэрией Новосибирска будет оказана финансовая поддержка Новосибирской городской организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов на уставную деятельность.
6.3. Мероприятия по социальной поддержке пенсионеров и инвалидов
В целях обеспечения социальной защищенности пожилых людей, кроме пенсионного обеспечения, относящегося к компетенции отделения Пенсионного фонда по Новосибирской области, и мер социальной поддержки, установленных федеральным законодательством, Законами Новосибирской области, в городе осуществляется предоставление комплекса льгот и компенсаций для пенсионеров:
ежемесячная денежная выплата на проезд в городском муниципальном пассажирском транспорте в размере 90,0 рублей в месяц;
единовременная денежная выплата в размере 300,0 рублей для малоимущих пенсионеров;
льготный проезд на речном пассажирском транспорте с оплатой 50 процентов стоимости проезда;
льготы по оплате бытовых услуг (в общих отделениях муниципальных бань, пунктах химчистки и крашения, прачечных, ателье по ремонту обуви, одежды, бытовой техники), предоставляемые в соответствии с нормативными правовыми актами городского Совета и заключенными договорами;
пожизненное обслуживание одиноких пенсионеров и инвалидов, заключивших договоры с органами социальной защиты;
ежемесячные дотации на питание малоимущим инвалидам I и II групп с инсулинозависимой формой сахарного диабета в размере 50,0 рублей в месяц;
пожизненная рента для граждан, заключивших договор с мэрией;
помощь малоимущим пенсионерам и инвалидам в оплате ремонта систем печного отопления и электрооборудования в домах проживания;
бесплатные и льготные путевки в оздоровительные учреждения для пенсионеров и инвалидов;
материальная помощь и различные виды натуральной помощи для малоимущих пенсионеров и инвалидов;
бесплатная подписка на периодические издания для пенсионеров и инвалидов;
льготное обслуживание по муниципальным дисконтным картам в специализированных магазинах и аптеках;
помощь одиноким пенсионерам, инвалидам по оплате
В целях социальной поддержки и материального стимулирования молодых инвалидов, обучающихся очно в высших и средних специальных учебных заведениях, находящихся на территории города, успевающих по всем дисциплинам, мэрия выплачивает именные стипендии в размере минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. В 2005 году именные стипендии мэрии планируются
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо на дому согласно заключенным договорам. Социальные услуги оказываются гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.95 N 1151, утвердившим перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.
Сеть социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в г. Новосибирске включает в себя 98 отделений муниципальных учреждений «Комплексный центр социального обслуживания населения«, в том числе:
6 отделений дневного пребывания для взрослых, где в 2005 году планируется оздоровить, обеспечить питанием и лечением 1532 человека. 1140 человек пройдут курс
92 отделения по социальному обслуживанию на дому для граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе. В органах социальной защиты на надомном обслуживании состоят 8212 человек, получающих следующие виды услуг: уборка помещения, доставка продуктов питания и лекарств, сопровождение больных в поликлинику, оказание доврачебной медицинской помощи, проведение гигиенических процедур и др. Лица, страдающие психоневрологическими, онкологическими заболеваниями, туберкулезом в неопасных формах (1511 человек), получат специализированные виды обслуживания.
Районы города | Отделения надомного обслуживания в муниципальных учреждениях «Комплексный центр социального обслуживания населения» | В том числе специализированные отделения | ||
количество отделений | число обслуживаемых лиц | количество отделений | число обслуживаемых лиц | |
Дзержинский | 8 | 762 | 2 | 119 |
Железнодорожный | 6 | 430 | 4 | 238 |
Заельцовский | 9 | 827 | 2 | 112 |
Калининский | 8 | 687 | 3 | 181 |
Кировский | 11 | 1133 | 3 | 201 |
Ленинский | 14 | 1391 | 2 | 127 |
Октябрьский | 13 | 787 | 6 | 279 |
Первомайский | 9 | 686 | 2 | 66 |
Советский | 9 | 1014 | 1 | 64 |
Центральный | 5 | 495 | 2 | 124 |
Итого: | 92 | 8212 | 27 | 1511 |
В соответствии с федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых населению, муниципальными учреждениями «Комплексный центр социального обслуживания населения» районов г. Новосибирска оказываются разовые услуги гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. С этой целью в муниципальных учреждениях «Комплексный центр социального обслуживания населения» созданы 10 отделений срочной социальной помощи, через которые получат помощь (горячее питание, материальная помощь, натуральная помощь) около 101 тыс. жителей города, и 11 отделений психологической помощи, где 22,2 тыс. человек смогут получить консультативную юридическую помощь по защите прав граждан,
Учреждения социальной защиты населения организуют комплексную реабилитацию инвалидов, включая медицинскую, профессиональную и социальную. В муниципальных учреждениях «Комплексный центр социального обслуживания населения» районов города созданы 8 отделений реабилитации инвалидов, где получат помощь 9960 человек в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, выданными службой
В 2005 году предусматривается расширение услуг, оказываемых комплексными центрами социального обслуживания, населению за счет открытия 4 новых специализированных отделений по обслуживанию на дому.
Специализированный дом для одиноких и престарелых граждан представляет весь необходимый комплекс
В г. Новосибирске действует Положение о пожизненной ренте, когда одинокие пенсионеры и инвалиды в обмен на передачу своего жилья в муниципальную собственность ежемесячно получают определенную денежную сумму. Размер ренты зависит от возраста пенсионера, от площади и качества передаваемого жилья и колеблется от 5,0 до 9,0 минимальных размеров оплаты труда. С 1 января 2005 года размер ежемесячной ренты увеличен на 100 130 рублей и составляет в среднем 880 рублей. Расширен перечень предоставляемых услуг для получателей ренты. В 2005 году планируется заключение 18 договоров пожизненной ренты с пожилыми гражданами и инвалидами.
В 2005 году будет продолжена работа общественных организаций: ассоциации инвалидов «Интеграция», реабилитационного центра «Точка опоры», Новосибирской областной организации Всероссийского общества инвалидов и Центра независимой жизни «Финист» в решении проблем медицинской, социальной, культурной и трудовой реабилитации инвалидов.
Уход за одинокими тяжелобольными людьми, не имеющими родственников, будет осуществляться в Доме Милосердия Международной благотворительной организации Ордена Матери Терезы «Миссионеры Милосердия».
В 2005 году планируется провести городские и районные мероприятия, посвященные памятным и праздничным датам: Декада пожилого человека, День семьи, День памяти жертв политических репрессий, Декада инвалидов.
7. Механизм реализации программы и контроль за ходом реализации
Реализация программы осуществляется структурными подразделениями мэрии, всеми структурными подразделениями городской службы социальной защиты населения во взаимодействии с общественными организациями и благотворительными фондами.
Решение на муниципальном уровне вопросов социальной защиты населения обуславливает значительный объем информации, необходимой для обеспечения деятельности социальных служб. В связи с этим создана автоматизированная информационная система социальной помощи малоимущим гражданам г. Новосибирска, которая позволяет осуществлять следующие функции:
ввод и корректировку информации о малоимущих гражданах, поставленных на учет в районных службах социальной защиты;
получение всевозможных выборок, списков и отчетов на заданный период времени;
комплексный подход к социальной поддержке, определение конкретных видов помощи и услуг;
осуществление контрольных функций;
ведение регистра получателей муниципальных ежемесячных выплат;
анализ результатов.
Сложившаяся информационная система в г. Новосибирске позволяет реализовать принципы адресности и приоритетности социальной поддержки населения.
Координатором реализации программы является департамент по социальной политике мэрии.
Контроль за ходом реализации программы осуществляется на основе отчетности, исполнения договоров, контрактов, соглашений, приказов начальника департамента по социальной политике.
Результаты реализации программы по итогам 6&nb