Новое прочтение старой шутки
Недавно в дирекции заказчика ЖКХ Центрального района помогали разбираться с соседями Ларисе С., проживающей по улице Гоголя. Возмущению женщины не было предела: по ее словам,
Терпение, терпение и терпение
Так говорит о своем кредо специалист по работе с населением дирекции заказчика Светлана Зайцева: «Как говорится в одном известном кинофильме, люди знают управдома и бегут всегда к управдому. Вчера
В чехарде при запуске системы отопления чаще виноваты поставщики тепла, а не жилищники, но возмущенные граждане звонят, конечно, в ЖЭУ. Требуют избавить от бомжей, открывающих чердаки и подвалы, от брошенных возле детской площадки автомобилей, от бездомных собак и «врущих» электросчетчиков (хотя счетчики забота энергетиков), от мусора возле контейнеров, которые не успевает освобождать спецавтохозяйство. «А есть люди, которым хочется просто поговорить, излить душу, рассказывает Ольга Покидова, разбирающаяся с жалобами и обращениями граждан в дирекции заказчика Центрального района. И они звонят нам». «Мы буфер между жилищной организацией и жильцами, добавляет специалист по работе с населением
Жители знают их в лицо
Специалистов по работе с населением в Центральном районе ввели во всех пяти ЖЭУ лет пять назад первыми в Новосибирске. Говорят, идея эта принадлежит директору дирекции заказчика Владимиру Ткаченко, который, по мнению его коллег, предугадывает проблемы и умеет грамотно их решать.
Теперь должности специалистов по работе с населением вводят во всех ЖЭУ города: взаимодействие жилищников с горожанами мэр Владимир Городецкий назвал одним из приоритетов в ЖКХ. Именно у таких специалистов люди должны получать исчерпывающие ответы на самые разные вопросы: как рассчитать жилищную субсидию, какие документы нужны для регистрации, к кому обращаться по поводу ремонта и т.д. Чтобы и человека не заставлять ждать, и других работников по мелочам не отвлекать.
В Центральном районе ответственных за работу с горожанами знают в лицо и по именам. Они общаются с жильцами на собраниях, активно участвуют в выборе старших по домам. В числе самых опытных Татьяна Савенкова
«Специалисты по работе с населением вели и продолжают вести работу по заключению договоров социального найма, перечисляет Светлана Зайцева. Проводят в течение года собрания с жильцами каждого дома, где обсуждаются вопросы сохранности жилья, безопасности граждан, оплаты за квартиру и др. Ежемесячно участвуют в рейдах по неблагополучным адресам. Ежеквартально, по графику, отчитываются перед населением начальники ЖЭУ: при этом рассматриваются планы работ по каждому дому, чтобы люди знали, за что платят деньги».
Важный нюанс: выполнение таких планов контролируют старшие по домам, они же принимают отремонтированные подъезды, объекты благоустройства.
Товарищество это форма активности
«Старшие по домам и председатели ТОС наши первые помощники, подчеркивает роль общественников Светлана Зайцева. Ведь главное сохранить все хорошее, что делается в подъездах и дворах. Тосовцы очень стараются выиграть в конкурсе гранты мэрии на благоустройство, а мы им помогаем составить сметы. На этот год подготовили вместе около 10 проектов». В свою очередь, председатели советов ТОС откликаются на просьбы ЖЭУ: помогают в конфликтных ситуациях, беседуют с должниками по квартплате. Особенно нравится Светлане Зайцевой активная позиция председателя совета ТОС «Русь» Владимира Ильича Шаталова. «Когда во время конкурса снежных скульптур хулиганы испортили несколько фигур,
Более активную позицию граждан предполагает и новый Жилищный кодекс. Сейчас жилищники инициируют создание ТСЖ в существующей застройке, чтобы жильцы сами выбирали, кому платить за обслуживание дома. Когда появится эта забота, люди перестанут мириться с разбитыми окнами и дверьми в подъездах, считают в ЖЭУ. Уже готовятся списки жильцов в домах, где 80 и более процентов квартир приватизированные. С этими людьми в первую очередь будет обсуждаться возможность создания ТСЖ. Тем более что в Центральном районе, как утверждают специалисты, активных горожан немало.
Конфликт проблему не решит
На ближайший год у жилищников есть и другие планы. В комитете ЖКХ мэрии намерены организовать семинары по конфликтологии для специалистов, постоянно общающихся с населением. Нужны ли они тем, у кого уже есть опыт? «Конечно. Мы бы хотели послушать психологов, ведь сами по специальности
Специалисты по работе с населением сами проводят тренинги с диспетчерами ЖЭУ: звонят и под видом жителей проверяют реакцию на просьбы и недовольства. Они учатся помогать нам. Но при этом рассчитывают и на обратную связь, на неравнодушие горожан.
Оправданы ли затраты на специалистов по работе с населением? «Безусловно. Ведь большинство проблем решается на месте, убеждена Ольга Петровна Покидова. И число жалоб сокращается. В этом году за первый квартал их официально поступило в дирекцию заказчика 89, на 20 меньше, чем за три месяца 2004 года».
Повысилось ли качество ЖКУ? В дирекции заказчика считают, что об этом надо спрашивать жильцов. Но есть факты, характеризующие работу жилищников. Уже несколько лет в городском конкурсе на лучшую жилищную организацию все пять ЖЭУ Центрального района входят в десятку лучших. А ведь ЖЭУ в Новосибирске более 100.