Новосибирск 9.7 °C

Управдом — друг человека

08.04.2005 00:00:00

Новое прочтение старой шутки

Недавно в дирекции заказчика ЖКХ Центрального района помогали разбираться с соседями Ларисе С., проживающей по улице Гоголя. Возмущению женщины не было предела: по ее словам, из-за реконструкции квартиры этажом выше пострадала ее собственная. Организовали целую комиссию, в которую вошли представители милиции, администрации района, общественники и жилищники. В ходе обстоятельного разбирательства выяснилось: вины соседей в том, что с потолка осыпалась штукатурка, нет…

Терпение, терпение и терпение

Ольга Покидова, Надежда Алферова и Светлана Зайцева обсуждают проблемы своей работы в дирекции заказчика

Так говорит о своем кредо специалист по работе с населением дирекции заказчика Светлана Зайцева: «Как говорится в одном известном кинофильме, люди знают управдома и бегут всегда к управдому. Вчера в ЖЭУ-5 был отчет начальника перед населением. Люди просят: помогите, в одном подъезде чисто, а в другом — все плохо, наркоманы. А вы обращались в опорный пункт? Нет, отвечают, мы вам, ЖЭУ, говорим. Так что мы чаще всего и участковых привлекаем, и проверки организуем, и письма в инстанции рассылаем».

В чехарде при запуске системы отопления чаще виноваты поставщики тепла, а не жилищники, но возмущенные граждане звонят, конечно, в ЖЭУ. Требуют избавить от бомжей, открывающих чердаки и подвалы, от брошенных возле детской площадки автомобилей, от бездомных собак и «врущих» электросчетчиков (хотя счетчики — забота энергетиков), от мусора возле контейнеров, которые не успевает освобождать спецавтохозяйство. «А есть люди, которым хочется просто поговорить, излить душу, — рассказывает Ольга Покидова, разбирающаяся с жалобами и обращениями граждан в дирекции заказчика Центрального района. — И они звонят нам». «Мы — буфер между жилищной организацией и жильцами, — добавляет специалист по работе с населением ЖЭУ-11 Надежда Алферова. — Мы снижаем накал, негативное отношение к ЖЭУ, порой незаслуженное».

Жители знают их в лицо

Специалистов по работе с населением в Центральном районе ввели во всех пяти ЖЭУ лет пять назад — первыми в Новосибирске. Говорят, идея эта принадлежит директору дирекции заказчика Владимиру Ткаченко, который, по мнению его коллег, предугадывает проблемы и умеет грамотно их решать.

Теперь должности специалистов по работе с населением вводят во всех ЖЭУ города: взаимодействие жилищников с горожанами мэр Владимир Городецкий назвал одним из приоритетов в ЖКХ. Именно у таких специалистов люди должны получать исчерпывающие ответы на самые разные вопросы: как рассчитать жилищную субсидию, какие документы нужны для регистрации, к кому обращаться по поводу ремонта и т.д. Чтобы и человека не заставлять ждать, и других работников по мелочам не отвлекать.

В Центральном районе ответственных за работу с горожанами знают в лицо и по именам. Они общаются с жильцами на собраниях, активно участвуют в выборе старших по домам. В числе самых опытных — Татьяна Савенкова из ЖЭУ-35 и Зоя Чемковская из ЖЭУ-7.

«Специалисты по работе с населением вели и продолжают вести работу по заключению договоров социального найма, — перечисляет Светлана Зайцева. — Проводят в течение года собрания с жильцами каждого дома, где обсуждаются вопросы сохранности жилья, безопасности граждан, оплаты за квартиру и др. Ежемесячно участвуют в рейдах по неблагополучным адресам. Ежеквартально, по графику, отчитываются перед населением начальники ЖЭУ: при этом рассматриваются планы работ по каждому дому, чтобы люди знали, за что платят деньги».

Важный нюанс: выполнение таких планов контролируют старшие по домам, они же принимают отремонтированные подъезды, объекты благоустройства.

Товарищество — это форма активности

«Старшие по домам и председатели ТОС — наши первые помощники, — подчеркивает роль общественников Светлана Зайцева. — Ведь главное — сохранить все хорошее, что делается в подъездах и дворах. Тосовцы очень стараются выиграть в конкурсе гранты мэрии на благоустройство, а мы им помогаем составить сметы. На этот год подготовили вместе около 10 проектов». В свою очередь, председатели советов ТОС откликаются на просьбы ЖЭУ: помогают в конфликтных ситуациях, беседуют с должниками по квартплате. Особенно нравится Светлане Зайцевой активная позиция председателя совета ТОС «Русь» Владимира Ильича Шаталова. «Когда во время конкурса снежных скульптур хулиганы испортили несколько фигур, в ЖЭУ-35 старшие по домам организовали круглосуточное дежурство, — приводит она пример. — Вообще люди должны быть более неравнодушными к сохранности своих домов, более бдительными. Если увидите бомжей или наркоманов в подъезде, у чердака или подвала, — звоните! Легче предотвратить ЧП, чем потом ликвидировать его последствия».

Более активную позицию граждан предполагает и новый Жилищный кодекс. Сейчас жилищники инициируют создание ТСЖ в существующей застройке, чтобы жильцы сами выбирали, кому платить за обслуживание дома. Когда появится эта забота, люди перестанут мириться с разбитыми окнами и дверьми в подъездах, считают в ЖЭУ. Уже готовятся списки жильцов в домах, где 80 и более процентов квартир — приватизированные. С этими людьми в первую очередь будет обсуждаться возможность создания ТСЖ. Тем более что в Центральном районе, как утверждают специалисты, активных горожан немало.

Конфликт проблему не решит

На ближайший год у жилищников есть и другие планы. В комитете ЖКХ мэрии намерены организовать семинары по конфликтологии для специалистов, постоянно общающихся с населением. Нужны ли они тем, у кого уже есть опыт? «Конечно. Мы бы хотели послушать психологов, ведь сами по специальности — инженеры-строители, — рассказывают Светлана Зайцева и Ольга Покидова. — Бывают люди, которые не воспринимают никаких объяснений: как он хочет, так, будьте любезны, и сделайте… Аргументы о технологии работ, нормах и правилах здесь не помогают».

Специалисты по работе с населением сами проводят тренинги с диспетчерами ЖЭУ: звонят и под видом жителей проверяют реакцию на просьбы и недовольства. Они учатся помогать нам. Но при этом рассчитывают и на обратную связь, на неравнодушие горожан.

Оправданы ли затраты на специалистов по работе с населением? «Безусловно. Ведь большинство проблем решается на месте, — убеждена Ольга Петровна Покидова. — И число жалоб сокращается. В этом году за первый квартал их официально поступило в дирекцию заказчика 89, на 20 меньше, чем за три месяца 2004 года».

Повысилось ли качество ЖКУ? В дирекции заказчика считают, что об этом надо спрашивать жильцов. Но есть факты, характеризующие работу жилищников. Уже несколько лет в городском конкурсе на лучшую жилищную организацию все пять ЖЭУ Центрального района входят в десятку лучших. А ведь ЖЭУ в Новосибирске — более 100.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: