Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

The Beatles forever!

09.04.2005 00:00:00

День календаря: 35 лет назад распались «Битлз»

9 апреля 1970 года Пол МАККАРТНИ заявляет, что больше не будет сотрудничать с Джоном ЛЕННОНОМ, положив конец существованию «Битлз» как группы. Что стало главной причиной этого решения — финансовые, творческие или личные мотивы, так до конца и не ясно. Но какой бы точки зрения ни придерживались поклонники лучшей в истории рок-группы, каждый из них до сих пор сожалеет об этом.

Творчество великой ливерпульской четверки не давало и не дает покоя музыкантам и композиторам, вдохновляет на создание новых творений — во славу или по мотивам «The Beatles». Проявляется это по-разному.

У Павла Шаромова болезнь под названием «Битлз» осталась на всю жизнь
— Когда я слушаю их вещи, иногда даже узнаю, что вот этот фрагмент стопроцентно написан Маккартни, а вот эта часть — это Леннон сделал. Это их старые песни, которые они делали вместе. И эта музыка — действительно классика. Она существует и сейчас, и будет завтра. Мне кажется, Маккартни с Ленноном много потеряли, когда разбежались. Но мы, их поклонники, потеряли еще больше…
Павел Шаромов, художественный руководитель «Маркелловых голосов» и вокального ансамбля.


В конце восьмидесятых, например, один новосибирский композитор написал по мотивам битловских песен кантату для хора. Правда, поговаривают, что сделано это было не столько из любви к битлам, сколько из-за того, что Союзу композиторов срочно понадобилась современная и актуальная хоровая музыка. Получилось занятно — чисто женский хоровой коллектив, с академическими нотными папочками, старательно выпевал: «Ду ю нид энибоди! Ай нид сам боди ту лав!» (именно так значилось в партитуре!).

Или пример посвежее — снежная скульптура в Первомайском сквере, изваянная иркутянами по мотивам «Желтой подводной лодки», вписавшая себя в историю мировой битломании как первый российский памятник легендарному квартету с надписью «The Beatles forever!» Забавно, но памятник, по идее, на то и памятник, чтобы быть forever, напоминая о том, чего уже нет. Но «Желтую подводную лодку» уже давно снесли, а «Битлз» будут поживее многих…

Один из самых, наверное, ярких представителей местной «активной битломании» — Павел Шаромов, художественный руководитель «Маркелловых голосов» и вокального ансамбля. Одну из своих программ он назвал «Леннон всегда живой» — тогда вместе с группой «Анатомия души» ансамбль Шаромова исполнял песни Леннона, аранжированные Романом Столяром. Потом, вместе с той же «Анатомией», была еще программа, посвященная рок-музыке шестидесятых. Естественно, и там не обошлось без творчества битлов. А последний сезон «Маркелловы голоса» открыли еще одной тематической программой — «Мендельсон, Леннон, Маккартни». Три «битломанских» программы на сцене филармонии! Плюс желание когда-нибудь повторить программу по Леннону. Шаромов считает, что эта музыка вечна.

— Я битломан образца середины 70-х годов. Когда я влюбился в «Битлз», группа уже распалась. Они вообще к нам, в Россию, пришли с запозданием… Я в то время пел в капелле мальчиков, и мы, хоть были пацанами, но учились, репетировали в консерватории, в музыкантской среде — поэтому были в курсе всех последних музыкальных событий. При этом, что интересно, я не могу сказать, когда и как я впервые услышал «Битлз». Вот помню точно, как, например, пришел «Иисус Христос — суперзвезда». Мне сказали: вот есть такая музыка, приходи, послушай. Я послушал — и все, заболел. А с «Битлз» — они проникли в жизнь как-то исподволь, незаметно. такое ощущение, что я знал их всегда. Естественно, пластинки покупались (контрабандные — польские, венгерские), переписывались на триста раз…

— А наши, отечественные пластинки тогда уже выходили?

— Это появилось позже, в середине семидесятых. Тогда выходили такие миньончики на 33 оборота, но на них ни в коем случае не писали «The Beatles». Были, например, такие варианты: «Серебряный молоток«. Леннон, Маккартни. Исполняет ансамбль» — и все! Но все знали, что это — «Битлз».

— Боролись с засильем буржуазной массовой культуры?

— Вот этого я не знаю. Или так, или, может быть, боролись с авторскими правами.

 — А когда «Битлз» получили у нас «право на жительство»? Когда их песни получили право звучать с филармонической сцены, с каких-то менее официальных площадок?

— Это тоже происходило как-то исподволь, незаметно. Сперва записей совсем не выходило, потом они стали появляться — но без названия группы. Потом все-таки появилась надпись: «Поет «The Beatles». А потом эти песни зазвучали — сначала их пели те ребята, которые работали в кабаках и на танцах. А потом как-то незаметно проникло и на сцену. Но сначала эти мелодии пелись с русскими текстами. Помните, у «Веселых ребят»: «Поспорил старенький автомобиль, что пробежит он четырнадцать миль…»

 — Вот вы говорили, что в детстве, юности «Битлз» болели. Эта болезнь прошла или нет?

— Нет, так и осталась. Может быть, только немножечко поостыл. Но мы чем занимались? Открывали нотные сборники и часами сидели над ними с друзьями, пели и получали удовольствие. Вспоминали подголоски, которые в нотах не были записаны, копались в этой музыке, наслаждались.

 — «Битлз» для вас — это музыка юности или музыка сегодняшнего дня? По ощущениям?

— Она и музыка юности, и при этом — любая классика (когда она становится классикой) всегда оказывается вне времени.

— А почему «Битлз» стали классикой? С вашей точки зрения, как музыканта?

— Об этом сказать-то сложно. Так здорово написано и так вовремя это появилось… Музыковеды так писали, например: «Удачный сплав английского фольклора и американского рок-н-ролла». Можно много-много разных слов об этом говорить, но мне кажется, что это просто звезда зажглась… и полетела. Причем творческое сочетание Леннона и Маккартни — очень удачное! Мне кажется, они оба много потеряли, когда разбежались. Красивость, иногда даже «хорошенькость» Маккартни и музыкальная терпкость, корявость Леннона… когда они были вместе, это давало потрясающий эффект! Сейчас я, когда слушаю их вещи, иногда даже слышу, что вот этот фрагмент стопроцентно написан Маккартни, а вот эта часть — это Леннон сделал. Это их старые песни, которые они делали вместе. И эта музыка, она действительно классика. Она существует и сейчас, и будет завтра. Естественно, не все, а какие-то отдельные вещи. То же «Yesterday» — это уже все, никуда не денется. Это памятник. Монумент.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
  1. Ради чего вы готовы поставить прививку от коронавируса и получить QR код
  2. Ваш пол?

Новости
29.09.2021
Ежемесячная денежная выплата и единовременная денежная выплата положена некоторым категориям пенсионеров в октябре-2021. В Министерстве труда и социального развития Новосибирской области рассказали о мерах поддержки граждан пенсионного возраста.

30.09.2021 ДОМфото
Новосибирские дачники завершают сезон в срочном порядке. Последние фрукты и овощи на минувших выходных убирали из-под снега. В октябре погода, возможно, даст последний шанс подготовить участок к зиме и сделать все необходимое для будущих урожаев. VN.ru расспросил экспертов, как успешно завершить сезон и не беспокоиться до весны.


29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.