Из истории китайской косметики
Косметика в Китае имеет почти столь же долгую историю, что и лекарства. Из древних сочинений нам известно, например, имя легендарной красавицы Си Ши, которая использовала для усиления своих чар жемчужный порошок, изготовленный на ее родине в Чжуцзи.
Она жила в эпоху Чжоу (более 2500 лет назад), и ее имя стало нарицательным для обозначения прекрасных женщин вообще, а прославленный благодаря Си Ши жемчужный порошок с успехом применяется и поныне.
Свидетельства широкого распространения косметических средств многочисленные кисейные мешочки, фарфоровые и расписные стеклянные сосуды, лаковые коробки для их хранения, которые занимают заметное место среди археологических находок периода поздней древности раннего Средневековья. Особого размаха использование косметики достигает при правлении централизованных империй (таких как Тан и Сун). Впечатляет номенклатура косметических средств: духи, дезодоранты, увлажнители, краски, румяна, губная помада, бальзамы для волос и тела. Для их изготовления из разных регионов ввозились алоэ и борнейская камфара, мирра и ладан, оникс и амбра, а также широко использовались местные цветы, плоды, минералы и природные смолы.
Кроме трав и минералов, в традиционной косметологии также широко использовались ароматические вещества. Император выражал свое благоволение к подданным, одаривая их благовонными подарками. По авторитетному мнению американского китаеведа, профессора Эдварда Шефера, «в Танской империи жизнь мужчины или женщины из высшего слоя проходила в клубах воскурений и в облаках духов. Тело надушено, вода для ванны ароматизировалась, одежда была увешана мешочками с благовониями. В доме приятно пахло, присутственные места благоухали, храмы были напоены ароматами тысяч душистых бальзамов и эссенций» (Э. Шефер. Золотые персики Самарканда. М., 1981, с. 209).
Свой вклад в развитии косметических средств внесли так называемые дамы полусвета. Сохранился рассказ об одной знаменитой куртизанке VIII века, которую и звали соответственно: Благоухающий Лотос. Она столь обильно применяла различные мази, духи и притирания, что когда выходила за порог своего дома, то «пчелы и бабочки следовали за ней, совершенно плененные ее благоуханием». Поскольку состоятельные китайцы вплоть до начала XX века практиковали многоженство, то гаремные красотки, изнывая от безделья, также уделяли много времени украшению себя и своих невольных подруг. Впрочем, в постоянной борьбе за внимание супруга более удачливой сопернице могли иной раз добавить в косметику вещества, не предусмотренные рецептурой.
Существовала и мужская косметика, приобретавшая временами большую популярность. Сохранились сведения о вельможе и сибарите Хань Сицзае, жившем в X веке. Он сам подбирал цветочные и плодовые ароматы и устанавливал их соответствие с различными благовониями. Так, камфара сочеталась с османтусом, алоэ с ежевикой, мускус с магнолией, сандал с михелией.
Нельзя не вспомнить и традиционный театр и, прежде всего, столичную оперу «цзин цзюй», для которой характерно использование цветных масок. Красочный грим помогал зрителям лучше разобраться в характере и замыслах того или иного персонажа. Например, красный цвет свидетельствовал о верности и честности, белый о коварстве и вероломстве, черный символизировал простоту и откровенность, желтый намекал на скрываемые до поры хитрость и ловкость, синий и зеленый обличали свирепость и злобность (свойственные также демонам и привидениям), а золотой и серебряный цвета подчеркивали высокие моральные качества персонажа, достойные фей и богов.
Практичные китайцы, как правило, совмещали в конкретном виде косметики функции украшения и оздоровления. Благоуханные свечи и аромалампы помогали вдыхать целебные масла из цветов яблони (для гармонизации печени и снижения давления) или жасмина (для профилактики простудных заболеваний, прогревания селезенки и желудка). Большинство косметических рецептов входит в состав классических фармацевтических сборников (например, в знаменитую фармакопею «Бэнь цао ганму», составленную в XVI веке великим врачом Ли Шичжэнем) и имеет, помимо прочего, терапевтическое воздействие. Эта устойчивая традиция сохраняется и в наше время. Например, мускус широко используется при составлении болеутоляющих лекарств, которые также способствуют плавному сужению кровеносных сосудов. Борнейская камфара (борнеол) входит в состав рецептуры различных видов гигиенических лекарственных прокладок. Старые, проверенные опытом составы органично дополняются новейшими научными достижениями (такими, как выделенные провитамины, аминокислоты, генетические факторы), и тем самым достигается максимальный эффект как для улучшения внешности, так и для укрепления здоровья.