15,16, 24 апреля в «Красном факеле» премьера спектакля «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова. Это последняя режиссерская работа на новосибирской сцене главного режиссера театра Валерия Гришко, который не будет продлевать контракт с театром на следующий сезон.
Режиссер честно признался, что город ему не понравился. По другой версии, петербуржцу Гришко не понравилась новосибирская пресса. По третьей история сложных взаимоотношений художника с властью, рассказанная в «Кабале святош», это отчасти история самого Гришко. Как бы то ни было, но после первых премьерных показов режиссер намеревается отбыть в город Краснодар, где его ждут в качестве главного режиссера театра драмы.
Если в «Ричарде III» предыдущей премьере театра шекспировский Ричард выходил на сцену в полувоенном френче, а свита напоминала современных политиков, окруженных политтехнологами, то в «Кабале » все будет решено менее радикально. История придворного комедиографа 17 столетия Жана Батиста де Мольера его преданности театру, «заигрывания» с властью, борьбы с «кабалой» и проигрышей в этой борьбе будет рассказана в антураже века париков, камзолов и пышных дамских туалетов.
Никакого вульгарного, прямого осовременивания пьесы в спектакле категорически не будет, заверяет режиссер. Булгаков совершенно честно написал историю парижскую, театральную, мольеровскую. Хотя, конечно, пьеса многоуровневая, и кто захочет, услышит в ней немало интересного про нас сегодняшних. Еще недавно, в эпоху Ельцина, на «Кабалу » театры вообще не обращали внимания, а сейчас к ней проявлен большой интерес. Но для того, чтобы было понятно, что Людовик ХIV это немножко Владимир Путин, совсем не обязательно надевать на него кимоно
Одним словом, Людовик Великий будет «в ослепительно белом с золотом«, как и положено
В свое время Станиславский мечтал поставить «Кабалу » спектаклем «парадным и нарядным», «из золота и парчи», «чтобы все сияло как солнце», и в этом смысле «Факел» ставит Булгакова строго «по Станиславскому» дорого, с сохранением булгаковской роскоши.
Мы с самого начала предполагали, что это будет недешевый спектакль, но то, во что это вылилось, переходит все наши предположения, признается Валерий Гришко.
В спектакле занята большая часть труппы. Мольера сыграет Игорь Белозеров, Людовика Владимир Лемешонок
В роли Мадлен, актрисы, жены Мольера Галина Алехина. Пьеса, считает актриса, сугубо мужская, и женские персонажи в ней играют роль подсобную.
Что интересно, роль Мадлен никогда не была для актрис особенно счастливой на ней не делались актерские имена, а если ее и играли большие актрисы, то в их судьбе она всегда оставалась проходной. И вообще, постановкам булгаковских пьес в театрах часто не везло. Что давало повод любую техническую неполадку, возникавшую по ходу репетиций, суеверно объяснять «чертовщиной» и ждать продолжения череды несчастий.
Вот и в «Красном факеле» без «чертовщины» не обошлось. Буквально за неделю до премьеры, в самое жаркое для актеров время, оборвался трос, вращающий на сцене круг с шестиметровой лестницей, символизирующей вертикаль власти. Каждый поворот этой гигантской лестницы, по замыслу оформителей спектакля, должен в буквальном смысле сбрасывать персонажей со ступеней то волею судьбы, то властью власти. Трос, конечно, восстановили. Но как все это некстати! Да и уход Гришко, «роман» которого с театром опять же закончился именно на Булгакове, лишний повод стать суеверным.
Однако в театре хотя и стучат по дереву, верят в удачу. Сегодняшняя премьера, наконец расставив все точки над i, даст возможность проверить так ли уж велика мистическая власть «нехорошей» пьесы над театром