В конфликтах учителей и учеников побеждают, как правило, первые, самоутверждаясь, а вторые получают психические травмы разной степени тяжести
Пятиклассница Лена не сдала вовремя деньги на развитие класса 200 рублей. Учительница на уроке ей выговорила: «Все сдали, а ты нет. Самые нищие, что ли?». Одноклассники дразнились всю перемену: «Нищая! Нищая!». А между тем у девочки в семье было сложное материальное положение.
Лена едва досидела до конца уроков, а когда пришла домой, с ней началась истерика. Плач не прекращался ни на минуту, время от времени переходя в откровенный крик: «Я больше в школу никогда не пойду! Почему мы нищие?!». Родителям пришлось вызвать «скорую».
На следующий день по совету девочку отвели к невропатологу, а потом к психологу. Лечение продолжалось две недели. За это время ее родители успели сходить к директору школы и пожаловаться на учителя. На что директор ответила: «У Ольги Петровны (назовем так Ленину учительницу) нагрузка пять часов в день. Разве она уследит за своими словами?». Никаких санкций к учительнице применено не было
В Советском Союзе последователи Диппольда были засекречены
Психологи на основании своих исследований считают учительскую профессию самой стрессогенной. Есть даже такой термин «матетогения» психическая травма, нанесенная учителю учеником, вследствие которой учитель начинает учеников бояться. Противоположное явление когда учитель наносит психическую травму ученику, после чего у последнего возникают неблагоприятные изменения психического здоровья, называется «дидактогенией». Распространение этих терминов принадлежит советскому психогигиенисту К.И. Платонову, изучавшему психологическое влияние учеников и учителей друг на друга
С наступлением глобальных перемен в нашем обществе проблему взаимоотношений учеников и учителей замалчивать стало невозможно.
В настоящее время примерно 28 процентов школьников страдают дидактогениями различного происхождения. Это официальные данные. Группа независимых московских психологов, проведя обследование пяти тысяч детей, выяснила, что различные отклонения в психическом здоровье, вызванные обучением, имеют 55 процентов детей, посещающих учреждения дошкольного образования, особенно те, в которых реализуются программы так называемого раннего развития, 70 процентов школьников и 52 процента студентов.
Дети чрезвычайно чувствительны к плодам собственной деятельности, болезненно относятся к неудачам, избегают неуспеха, говорит один из авторов независимого исследования, кандидат педагогических наук Оксана Борисенко. При характерном для нашей системы образования приоритете негативных оценок, запретов, упреков, порицаний у неумелого учителя дети буквально с первых дней пребывания в школе попадают в ситуацию отрицательного оценивания, хронического неуспеха.
К психическим травмам приводят непрофессиональные действия воспитателя, который оскорбляет, унижает, высмеивает детей. В результате такой педагогики у ребенка может возникнуть не только боязнь обучения, но еще более серьезные расстройства: анорексия (сознательный отказ от приема пищи), дисморфофобия (патологическое недовольство своей внешностью), депрессия.
«Мама, почему у меня такие большие уши?..»
В практике новосибирского психолога Натальи Волковой десятки случаев, когда неосторожное слово учителя приводило к тяжелым психическим расстройствам у учеников. Родители в таких случаях больше всего боятся огласки,
По словам Натальи Волковой, причиной школьных неврозов может быть не только плохой учитель. Участвует совокупность факторов: личностные особенности; действующие в течение жизни вредные факторы, способные изменить реактивность организма; психотравмирующие обстоятельства.
К числу психотравмирующих обстоятельств Наталья Александровна относит ответы у доски и экзамены. Когда учитель высмеивает застенчивого ученика или грубо передергивает неправильный ответ, переходя на личность отвечающего, у ребенка может сформироваться устойчивый страх не только перед экзаменом, но и перед учебой вообще.
Второе обстоятельство стресс получения оценки. У советских педагогов был распространен такой прием: перед всем классом объявлять оценки за контрольную работу, а потом в целях назидания зачитывать и высмеивать наиболее неудачные места, предварительно назвав автора.
Мне доводилось работать с ребятами, которые после таких вот «работ над ошибками» просто отказывались писать контрольные и отвечать у доски, вспоминает Наталья Волкова. Сейчас эту практику стараются пресекать, но есть учителя старой закалки, которые
Еще одна распространенная сегодня причина психических травм у детей и педагогов невротизирующее влияние потока информации при обучении.
Неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе учебная нагрузка, подчеркивает Наталья Волкова, а неправильно организованный
Не дай мне Бог сойти с ума
Дидактогенные психические расстройства бывают у студентов едва ли не чаще, чем у школьников, продолжает Наталья Волкова. Возраст поступления в вуз или техникум
К уже перечисленным причинам часто прибавляется разочарование в выбранной специальности, а также специфические особенности обучения. Например,
Ребенок «с характером» потенциальный психопат?
Различным психическим расстройствам подвержены главным образом
Одному ребенку можно сто раз сказать,
Наиболее значимым фактором риска, по словам Натальи Александровны, являются акцентуализации характера, то есть чрезмерная выраженность определенных черт неуживчивости, обидчивости, заносчивости или, наоборот, робости, застенчивости, неуверенности: резкая очерченность, определенность характера всегда некий сдвиг психики. Если этот сдвиг со временем не сглаживается, то перечисленные черты характера переходят в психопатию. На какой почве это произойдет зависит от жизненных обстоятельств.
У таких людей, будь то ученик или учитель, психическая травма, полученная в школе, вызывает так называемые патохарактерологические реакции. Ребенок убегает из дома, демонстративно совершает попытки самоубийства, начинает подражать вредным привычкам, асоциальному поведению взрослых. Взрослый впадает в запой, предпринимает уже не демонстративные попытки суицида, приобретает сексуальные девиации (склонность к садизму, мазохизму и тому подобное). И у детей, и у взрослых возникают реакции компенсации (уход в мир фантазий с помощью компьютера, телевизора, игровых автоматов) и гиперкомпенсации (робкий по характеру человек становится грубым и расторможенным, агрессивный и напористый, наоборот, отказывается от притязаний, делается пассивным и отрешенным).
Абитуриентов педвузов будут тестировать на профпригодность
Главная опасность школьных неврозов состоит в том, что она может стать предтечей социофобии боязни общества. Сначала ребенок боится ходить в школу и трепещет перед учителями, потом то же самое испытывает в вузе. Как следствие, аналогичные проблемы возникают при общении с начальником на работе, с лицами противоположного пола, с людьми, занимающими более высокое социальное положение.
Новосибирские педагоги применяют для снятия неврозов метод последовательной десенсибилизации, суть которого состоит в том, что группу детей помещают в ситуацию, которая вызывает у них тревогу или страх. Затем с помощью взрослых ситуация разрешается положительно, и дети получают стимул для преодоления своего страха. Так же применяется метод отреагирования негативных эмоций с помощью
Но, как уже было сказано, есть дети, страдающие дидактогениями в силу особенности психики. Таким ребятам необходима индивидуальная помощь психолога.
Бывают случаи, когда дипломы педагогов получают люди с неуравновешенной психикой в различных проявлениях, констатирует Наталья Волкова. Именно они становятся виновниками дидактогений у детей и сами страдают от матетогений упрощенно говоря, боязнь воздействия на него со стороны ученика. Робкий человек с утонченной психикой может очень любить детей и прекрасно освоить, скажем, преподавание литературы, но он не сможет работать учителем. И наоборот, человек выбирает профессию учителя не потому, что любит детей, а потому, что в его характер заложено чувство превосходства. Ему нужно