К 60-летию Сибирского
В мирное время, в нормальных условиях, в театре со сложившимся коллективом построение спектакля начинается с постановочной группы: приглашается
История «Воспоминаний », или Рукописи не горят
В 80-е годы
«М.И. Глинка, ИВАН СУСАНИН, макет, заключительная сцена оперного спектакля суббота, 12 мая 1945 г. Дирижер И.А. Зак. Режиссер Н.Г. Фрид, художник академик К.Ф. Юон, балетмейстер М.Ф. Моисеев, хормейстеры: Е.П. Горбенко, М.А. Лагерквист», он загорелся идеей воссоздания того первого уникального спектакля, репетиции которого начинались еще во время войны в недостроенном здании и премьерой которого через три дня после Победы открывался Сибирский большой.
По образованию Ростислав Кривец историк. А история, как известно, наука не эмоциональная, требующая, напротив, особой точности и беспристрастности. Но, как это ни удивительно, свое театральное «историческое исследование» автор решил строить не на архивных материалах, а на живых свидетельствах воспоминаниях людей, принимавших участие в том спектакле.
Указ о присуждении звания заслуженных артистов |
Архивы не воссоздадут той картины, что была на самом деле: они лишены той одухотворенности, которой наделены люди, они не несут в себе той массы мелочей зачастую определяющих мелочей, которые памятны людям, только общение с очевидцами событий дает тебе хоть
Поскольку автор не был специалистом в области музыки и театра, то в качестве «музыкального авторитета» в своем очерке он решил опираться на мнение Виктора Городинского, известного театроведа, чья статья, опубликованная через три дня после премьеры в «Советской Сибири», до сих пор считается одной из самых точных и полных рецензий на сибирского «Сусанина»
***
Идея очерка была горячо поддержана журналом «Сибирские огни», который предполагал опубликовать «Воспоминания
»
Я был уверен, что успею запросто махом, за месяц. Мне вообще все тогда представлялось ясным. Вопросы, интересовавшие меня, были просты, и где искать на них ответы, я тоже знал, определяет свое тогдашнее самонадеянное настроение Ростислав. Я вообще все знал! Делать было ну просто нечего. И я кинулся искать
Искал первых солистов, первых артистов хора, первых бутафоров, актеров миманса
«В разговорах» прошли осень, зима и часть весны. Давно прошелестели официальные торжества сорокалетнего юбилея театра какое там «за месяц!», какое там «в майский номер!» В октябре
Время пронеслось мимо вскачь, в хорошем дорожном экипаже, обдав меня
Свой очерк он все же закончил «Не пропадать же кулебяке! да и перед людьми, с которыми беседовал, было неудобно».
Но к следующей круглой дате оперного редактор «Сибирских огней» уже сменился, театральная тема перестала быть частым гостем на его страницах, а потом для журнала и вовсе наступили тяжелые времена. Так что «Воспоминания » рисковали остаться «сочинением на вольную тему» для личного пользования.
***
С того времени прошло 20 лет. Многие из тех, кого тогда удалось разыскать автору, ушли из жизни. Нет Зака, Сорочинского, Штрайфеля
Недавно не стало Лидии Мясниковой, которая выступает в «Воспоминаниях» в очень неожиданной для себя роли
первого зрителя (будущая прима сибирской оперы
«Новорожденный младенец появился на свет, сразу же отказавшись от соски во рту
Начало репетиций
Вторая половина 1944 года тягостное продолжение войны. Наши войска еще только перешли границу Румынии
Союзники
Первый
Исидор Аркадьевич Зак тогда еще не был народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии СССР и проч. В сорок четвертом году он прибыл в Новосибирск в качестве главного дирижера строящегося театра и был просто дирижером с опытом, хорошим, грамотным дирижером. Все последующие титулы ему еще только предстояло получить.
Почему именно «Иван Сусанин»? Как вообще родился замысел постановки? Как подбиралась труппа? С чего вообще все начиналось?
Мысль о постановке оперы, конечно, родилась у нас задолго до открытия театра. Мы тогда находились на пороге победы: в 1944 году никто из нас и не сомневался,
Первые солисты: О.С. Ярославская (Ваня), В.И. Сорочинский (Сабинин), Ф.Л. Череховская |
Театр к началу репетиций полностью построен не был: были завершены только его центральная часть и левое крыло, правое находилось в стадии строительства. Тогда в театре находились многие эвакуированные сюда учреждения: Третьяковка, Артиллерийский музей, Этнографический музей из Ленинграда Здесь же размещалось и наше управление культуры, многие работники театра директор, солисты жили в театре. Репетиционного зала не было: репетиции проходили прямо в фойе, здесь же репетировали мизансцены. Хоровой класс располагался тогда в помещении нынешнего театрального музея.
Людей набирали буквально отовсюду: нам было дано право даже принимать рабочих с военных заводов. Часть артистов оркестра прибыла со мной из Горького. В Новосибирске ведь тогда («ВН» после Сибгосоперы), собственно, ничего и не оставалось Мы получали очень большую помощь обкома партии, где нас всегда благожелательно выслушивали, были очень внимательны к нашим нуждам, просьбам. Одни литерные пайки для театра в то время чего стоили! Страна ведь находилась в огромном напряжении, а выделены они были по решению Совнаркома. Постановление об этом подписал Молотов. Первый секретарь обкома Кулагин постоянно интересовался тем, как идут у нас дела. Обкомы тогда работали по ночам, и нас могли вызвать к нему в час, в два ночи с эскизами, проектами.
Труппу, можно сказать, мы набрали полностью и довели ее до хорошего рабочего состояния. У нас были хорошие солисты: Кривченя, Мясникова, Сорочинский и ряд других. Кривченю в театр приглашал Михаил Герман в то время замдиректора театра, экономист по образованию, но человек, прекрасно разбиравшийся в искусстве и любивший его. Оркестр тоже был неплохой. В процессе работы у нас вырабатывалось чувство локтя, вырабатывалась культура ансамбля
Параллельно мы готовили несколько спектаклей: наряду с «Иваном Сусаниным», несколько позже, начали репетировать «Лебединое озеро», «Кармен», «Евгения Онегина» Готовы они были, разумеется, в разные сроки, но с не очень большим интервалом.
Но это ведь был совершенно новый театр! А чтобы достичь качественного творческого уровня, необходимы годы, даже десятилетия! Одни спектакли могли быть театру под силу, другие нет. Вот, скажем, «Иван Сусанин» это постановка под силу каждому оперному театру, или она требует определенного уровня творческой мощности театра?
Я полагаю, что опера с оперой не всегда сравнима. Если театр ставит «Хованщину», скажем, это не значит, что это мощный театр, а если «Ивана Сусанина» то не мощный. Это еще не показатель.
Могу сказать, что коллектив в то время у нас был гораздо больше, чем сейчас («ВН» на момент 1985 года): хор был 125 человек, большой оркестр Был также свой сценический духовой оркестр «банда суль палка» 27 человек (этот вспомогательный оркестр выступает в случае надобности отдельно от основного оркестра во время действия на сцене). Были тогда у нас два драматических тенора. Количество сопрано мы даже сократили их было более чем требовалось. Но все требует квалификации. И хотя «Иван Сусанин» это не такая уж большая опера, в ней всего шесть сольных партий, но одна партия Сусанина чего стоит! Одно могу сказать: театр сразу заявил о себе полноценно (что, кстати, и другие спектакли подтвердили) новорожденный младенец появился на свет, сразу же отказавшись от соски во рту
Удалось ли дирижеру-постановщику
В рецензии Виктора Городинского читаем:
«
Любой пульт современного
Тем более высокой оценки заслуживает работа дирижера И. А. Зака, добившегося чрезвычайно много в звучании оркестра. Если в увертюре и музыкальных антрактах временами хотелось бы больше мощности, то в аккомпанементах все обстоит очень хорошо. И. А. Зак тонкий и умный художник, умело и властно руководит громоздким музыкальным аппаратом оперы, заставляя подчас вовсе не замечать недостаточности отдельных весьма важных оркестровых групп ».
Из оркестра я не нашел никого, кто работал бы у нас в театре с тех времен, со времени премьеры «Ивана Сусанина», и кто мог бы вспомнить хоть
А вот двоих артистов хора, что работали с тех времен и участвовали в премьере, я нашел. И нашел даже одного солиста.
Ростислав КРИВЕЦ
(Продолжение следует)
Фотоматериалы предоставлены областным архивом.
***
«Иван Сусанин» не был первой по счету русской оперой, но в нем впервые с огромной силой и полнотой воплотился поэтический дух русской народной музыки, отразилось бесконечное, поистине неисчерпаемое богатство русской народной песни, которую Глинка облек в совершеннейшую форму новейшего музыкального искусства. В «Иване Сусанине« есть все, что составляет славу и величие мировой музыкальной культуры. Блистательное мастерство оркестрового письма, восхищавшее великого французского композитора Берлиоза, сочетается здесь с бесподобным искусством вокального контрапункта, многоголосой музыки. Идеальная красота мелодии и несравненное богатство гармонии, глубочайший драматизм действия и гениальная образность музыкальных характеристик все есть в этом удивительном творении, в одинаковой мере являющемся родоначальником русской оперной и симфонической музыки »
Виктор ГОРОДИНСКИЙ, из рецензии на спектакль, 1945 год