Новосибирск 9.9 °C

Воспоминания о самом первом спектакле от 19.04.2005

19.04.2005 00:00:00

К 60-летию Сибирского большого

В мирное время, в нормальных условиях, в театре со сложившимся коллективом построение спектакля начинается с постановочной группы: приглашается режиссер-постановщик, художник-оформитель, назначаются главные и ведущие исполнители. Они собираются, «обсасывают» идею постановки и начинают ее потихоньку обдумывать, разрабатывать. Постепенно подключаются технические службы театра, уточняется состав исполнителей — и поехало: спектакль постепенно развивается, оформляется… Тогда, в 1944 году, должно было происходить то же самое, только многое приходилось начинать с нуля.

История «Воспоминаний…», или Рукописи не горят

В 80-е годы автору этого очерка Ростиславу Кривцу довелось работать в оперном театре. И увидев однажды в театральном музее макет с табличкой:

«М.И. Глинка, ИВАН СУСАНИН, макет, заключительная сцена оперного спектакля — суббота, 12 мая 1945 г. Дирижер И.А. Зак. Режиссер Н.Г. Фрид, художник — академик К.Ф. Юон, балетмейстер М.Ф. Моисеев, хормейстеры: Е.П. Горбенко, М.А. Лагерквист», он загорелся идеей воссоздания того первого уникального спектакля, репетиции которого начинались еще во время войны в недостроенном здании и премьерой которого через три дня после Победы открывался Сибирский большой.

По образованию Ростислав Кривец — историк. А история, как известно, наука не эмоциональная, требующая, напротив, особой точности и беспристрастности. Но, как это ни удивительно, свое театральное «историческое исследование» автор решил строить не на архивных материалах, а на живых свидетельствах — воспоминаниях людей, принимавших участие в том спектакле.

Указ о присуждении звания заслуженных артистов дирижеру-постановщику спектакля Исидору Заку и исполнителям главных партий Алексею Кривчене и Василию Сорочинскому. Май, 1945 год

— Архивы не воссоздадут той картины, что была на самом деле: они лишены той одухотворенности, которой наделены люди, они не несут в себе той массы мелочей — зачастую определяющих мелочей, — которые памятны людям, только общение с очевидцами событий дает тебе хоть какое-то эмоциональное представление о давно прошедшем, чувство приобщения. Только через них ты получишь чувство свидетельства, — говорит он.

Поскольку автор не был специалистом в области музыки и театра, то в качестве «музыкального авторитета» в своем очерке он решил опираться на мнение Виктора Городинского, известного театроведа, чья статья, опубликованная через три дня после премьеры в «Советской Сибири», до сих пор считается одной из самых точных и полных рецензий на сибирского «Сусанина»…

***

Идея очерка была горячо поддержана журналом «Сибирские огни», который предполагал опубликовать «Воспоминания…» к 40-летию театра в майском номере журнала за 1985 год. Главным редактором «Сибирских огней» тогда был Анатолий Никульков, человек очень интеллигентный и большой любитель театра. С автором, соответственно, были оговорены сроки сдачи материала и объем рукописи.

— Я был уверен, что успею запросто — махом, за месяц. Мне вообще все тогда представлялось ясным. Вопросы, интересовавшие меня, были просты, и где искать на них ответы, я тоже знал, — определяет свое тогдашнее самонадеянное настроение Ростислав. — Я вообще все знал! Делать было ну просто нечего. И я кинулся искать…

Исидор Зак

Искал первых солистов, первых артистов хора, первых бутафоров, актеров миманса… «В разговорах» прошли осень, зима и часть весны. Давно прошелестели официальные торжества сорокалетнего юбилея театра — какое там «за месяц!», какое там «в майский номер!» В октябре 1985-го он еще только переписывал очередной черновик, а объем рукописи более чем в два раза превысил все оговоренные объемы! Редакция уже давно потеряла надежду. Да он и сам уже мало на что надеялся.

— Время пронеслось мимо вскачь, в хорошем дорожном экипаже, обдав меня из-под колес грязью презрения, недоверия и несостоятельности. Я же шел по обочине пешком, и даже дорожного посоха не было у меня в руках для поддержки, — читаем в рукописи.

Свой очерк он все же закончил — «Не пропадать же кулебяке! — да и перед людьми, с которыми беседовал, было неудобно».

Но к следующей круглой дате оперного редактор «Сибирских огней» уже сменился, театральная тема перестала быть частым гостем на его страницах, а потом для журнала и вовсе наступили тяжелые времена. Так что «Воспоминания…» рисковали остаться «сочинением на вольную тему» для личного пользования.

***

С того времени прошло 20 лет. Многие из тех, кого тогда удалось разыскать автору, ушли из жизни. Нет Зака, Сорочинского, Штрайфеля… Недавно не стало Лидии Мясниковой, которая выступает в «Воспоминаниях» в очень неожиданной для себя роли… первого зрителя (будущая прима сибирской оперы в 45-м еще была только принята в труппу театра и участия в спектакле не принимала). Тем ценнее эти «заметки», которые мы решили публиковать (в некотором сокращении), несмотря на явно не газетный объем материала — с продолжением. И пусть это будет подарком «ВН» Сибирскому большому к его юбилею.

«Новорожденный младенец появился на свет, сразу же отказавшись от соски во рту…

Начало репетиций

Алексей Кривченя в роли Ивана Сусанина

…Вторая половина 1944 года — тягостное продолжение войны. Наши войска еще только перешли границу Румынии… Союзники еще только-только открыли второй фронт. Фашистские войска еще оккупируют почти всю Центральную и Южную Европу, Норвегию, Данию. Сателлиты еще верны Гитлеру, хотя уже и заметались в поисках мира с союзниками… В Новосибирске завершается строительство театра оперы и балета, решается вопрос о первой постановке на новой сцене. Идет формирование труппы, комплектуется штат производственных цехов.

Первый дирижер-постановщик, или Беседы с Исидором Заком

Исидор Аркадьевич Зак тогда еще не был народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии СССР и проч. В сорок четвертом году он прибыл в Новосибирск в качестве главного дирижера строящегося театра и был просто дирижером с опытом, хорошим, грамотным дирижером. Все последующие титулы ему еще только предстояло получить.

— Почему именно «Иван Сусанин»? Как вообще родился замысел постановки? Как подбиралась труппа? С чего вообще все начиналось?

— Мысль о постановке оперы, конечно, родилась у нас задолго до открытия театра. Мы тогда находились на пороге победы: в 1944 году никто из нас и не сомневался, что она вот-вот свершится (но о совпадении премьеры с Днем Победы, естественно, не подозревали — это вышло само собой, помимо нашей воли). И мы начали подбирать оперу, в которой были бы отражены победа русского оружия, торжество русского характера. Опера «Иван Сусанин» идеально к этим требованиям подходила. Где-то, начиная с осени 1944 года, мы уже начали разучивать эту оперу.

Первые солисты: О.С. Ярославская (Ваня), В.И. Сорочинский (Сабинин), Ф.Л. Череховская (прима-балерина театра). Фрагмент страницы газеты «Советская Сибирь», май, 1945 г.

…Театр к началу репетиций полностью построен не был: были завершены только его центральная часть и левое крыло, правое находилось в стадии строительства. Тогда в театре находились многие эвакуированные сюда учреждения: Третьяковка, Артиллерийский музей, Этнографический музей из Ленинграда… Здесь же размещалось и наше управление культуры, многие работники театра — директор, солисты — жили в театре. Репетиционного зала не было: репетиции проходили прямо в фойе, здесь же репетировали мизансцены. Хоровой класс располагался тогда в помещении нынешнего театрального музея.

…Людей набирали буквально отовсюду: нам было дано право даже принимать рабочих с военных заводов. Часть артистов оркестра прибыла со мной из Горького. В Новосибирске ведь тогда («ВН» после Сибгосоперы), собственно, ничего и не оставалось… Мы получали очень большую помощь обкома партии, где нас всегда благожелательно выслушивали, были очень внимательны к нашим нуждам, просьбам. Одни литерные пайки для театра в то время чего стоили! Страна ведь находилась в огромном напряжении, а выделены они были по решению Совнаркома. Постановление об этом подписал Молотов. Первый секретарь обкома Кулагин постоянно интересовался тем, как идут у нас дела. Обкомы тогда работали по ночам, и нас могли вызвать к нему в час, в два ночи с эскизами, проектами.

…Труппу, можно сказать, мы набрали полностью и довели ее до хорошего рабочего состояния. У нас были хорошие солисты: Кривченя, Мясникова, Сорочинский и ряд других. Кривченю в театр приглашал Михаил Герман — в то время замдиректора театра, экономист по образованию, но человек, прекрасно разбиравшийся в искусстве и любивший его. Оркестр тоже был неплохой. В процессе работы у нас вырабатывалось чувство локтя, вырабатывалась культура ансамбля…

Репетиции первого спектакля шли в еще недостроенном здании театра

…Параллельно мы готовили несколько спектаклей: наряду с «Иваном Сусаниным», несколько позже, начали репетировать «Лебединое озеро», «Кармен», «Евгения Онегина»… Готовы они были, разумеется, в разные сроки, но с не очень большим интервалом.

— Но это ведь был совершенно новый театр! А чтобы достичь качественного творческого уровня, необходимы годы, даже десятилетия! Одни спектакли могли быть театру под силу, другие нет. Вот, скажем, «Иван Сусанин» — это постановка под силу каждому оперному театру, или она требует определенного уровня творческой мощности театра?

— Я полагаю, что опера с оперой не всегда сравнима. Если театр ставит «Хованщину», скажем, это не значит, что это — мощный театр, а если «Ивана Сусанина» — то не мощный. Это еще не показатель.

Могу сказать, что коллектив в то время у нас был гораздо больше, чем сейчас («ВН» на момент 1985 года): хор был 125 человек, большой оркестр… Был также свой сценический духовой оркестр — «банда суль палка» — 27 человек (этот вспомогательный оркестр выступает в случае надобности отдельно от основного оркестра во время действия на сцене). Были тогда у нас два драматических тенора. Количество сопрано мы даже сократили — их было более чем требовалось. Но все требует квалификации. И хотя «Иван Сусанин» — это не такая уж большая опера, в ней всего шесть сольных партий, но одна партия Сусанина чего стоит! Одно могу сказать: театр сразу заявил о себе полноценно (что, кстати, и другие спектакли подтвердили) — новорожденный младенец появился на свет, сразу же отказавшись от соски во рту…

Удалось ли дирижеру-постановщику справиться с поставленной перед ним грандиозной задачей, которая в первую очередь сводится к тому, чтобы выявить и определить музыкальные возможности исполнителей: вокальные — солистов и хора, инструментальные — оркестра. Привести их в гармоническое взаимодействие… и в огромной массе оперного звучания силой своей дирижерской воли привести все это во взаимодействие в соответствии с оперной авторской партитурой. Создать из разрозненной массы сотен отдельных звуков правильные гармонические музыкальные сочетания — оперу, как единый музыкальный механизм?

В рецензии Виктора Городинского читаем:

«…Любой пульт современного оперно-симфонического оркестра требует образованного специалиста, артиста в полном смысле слова. Нужно также иметь в виду, что почти все оркестровые специальности являются остродефицитными. Огромный зал Новосибирского театра, хотя и отличается хорошими акустическими свойствами, все же требует самого полного состава оркестра. Этого, конечно, еще театр достичь не мог.

Тем более высокой оценки заслуживает работа дирижера И. А. Зака, добившегося чрезвычайно много в звучании оркестра. Если в увертюре и музыкальных антрактах временами хотелось бы больше мощности, то в аккомпанементах все обстоит очень хорошо. И. А. Зак — тонкий и умный художник, умело и властно руководит громоздким музыкальным аппаратом оперы, заставляя подчас вовсе не замечать недостаточности отдельных весьма важных оркестровых групп…».

Из оркестра я не нашел никого, кто работал бы у нас в театре с тех времен, со времени премьеры «Ивана Сусанина», и кто мог бы вспомнить хоть что-нибудь о том времени. Сопоставляя слова Зака и Городинского, можно лишь сделать вывод, что, несмотря на старания театра, и старания небезуспешные, набрать «хороший оркестр», полный его состав («некоторые оркестровые группы«) к моменту премьеры набран не был, что по тем временам было вполне понятно и, надо отметить, небезуспешно преодолено.

А вот двоих артистов хора, что работали с тех времен и участвовали в премьере, я нашел. И нашел даже одного солиста.

Ростислав КРИВЕЦ

(Продолжение следует)

Фотоматериалы предоставлены областным архивом.

***

…«Иван Сусанин» не был первой по счету русской оперой, но в нем впервые с огромной силой и полнотой воплотился поэтический дух русской народной музыки, отразилось бесконечное, поистине неисчерпаемое богатство русской народной песни, которую Глинка облек в совершеннейшую форму новейшего музыкального искусства. В «Иване Сусанине« есть все, что составляет славу и величие мировой музыкальной культуры. Блистательное мастерство оркестрового письма, восхищавшее великого французского композитора Берлиоза, сочетается здесь с бесподобным искусством вокального контрапункта, многоголосой музыки. Идеальная красота мелодии и несравненное богатство гармонии, глубочайший драматизм действия и гениальная образность музыкальных характеристик — все есть в этом удивительном творении, в одинаковой мере являющемся родоначальником русской оперной и симфонической музыки…»

Виктор ГОРОДИНСКИЙ, из рецензии на спектакль, 1945 год

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: