К 60-летию Победы
оптовая фармацевтическая
компания «Агроресурсы»
Военные инженеры на полях сражений
Когда несколько лет назад старшеклассники
Небольшая предыстория
То, что материалы об исследованиях школьников публикуются в «Вечернем Новосибирске» не случайно. Именно в «Вечёрке» в 1971 году впервые появилась информация об обнаружении захоронения Николая Тихомирова во время ремонтных работ, проводимых рядом с собором Александра Невского («ВН» от 28.07.71). И вот через тридцать три года возвращение к теме. В прошлом году газета рассказала, как школьники взяли под свою опеку расположенную на Заельцовском кладбище могилу Тихомирова («ВН» от 18.06.04), как ездили на станцию в Чулымском районе, названную в его честь («ВН» от 14.07.04). Как, благодаря тому, что их исследования стали достоянием гласности, бывшие ученики дочери Николая Тихомирова Ольги Николаевны Крюгер показали им место захоронения самой Ольги Николаевны и её матери Марии Ананьевны Тихомировой («ВН» от 16.12.04).
Новая ветвь исследований
Могилы были там же, на Заельцовском кладбище, но в страшно запущенном состоянии. Как и всегда, выручил школьников смотритель кладбища Олег Казанин, приславший рабочих, которые привели захоронения в должный порядок. После того как жуткие завалы в оградке Марии Ананьевны были разобраны, внутри обнаружились следы ещё двух могил: взрослой и детской. Выяснилось, что одна из них принадлежит родной сестре Марии Ананьевны Пелагее Лебедевой, а кто лежит в детской могиле пока неизвестно. После этого в исследовании появилась ещё одна ветвь изучение истории семьи Лебедевых.
Как выяснилось, в Новосибирске проживает внук Пелагеи Ананьевны, а следовательно, внучатый племянник жены Тихомирова Владимир Лебедев. Вскоре у школьников состоялась с ним встреча. Владимир Алексеевич оказался для ребят настоящей находкой. Поведав немного о себе, он предоставил им компьютерный вариант тщательно подобранного домашнего архива, из которого исследователи почерпнули массу полезной информации, в частности, о племяннике Марии Ананьевны Тихомировой Александре Ипполитовиче Лебедеве,
Железнодорожник по рождению
Родился Алексей Лебедев 26 июля 1909 года, о чём свидетельствует выписка из метрической книги
Кроме Алексея, в семье было две старшие сестры Татьяна и Галина. (Исследование жизни сестёр Лебедевых, всю жизнь проживших
Учился он хорошо. В семейном архиве сохранилась справка об успешном окончании школы в 1927 году и грамота за отличную учёбу. Решив продолжить династию железнодорожников, Алексей Лебедев поступает в томский Сибирский технологический институт (после перевода в Новосибирск НИВИТ, НИИЖТ, СГУПС), который оканчивает в 1932 году по специальности «Изыскание и постройка железных дорог». По этой специальности ему пришлось работать не только в мирное время, но и военное. К началу Великой Отечественной войны Лебедев числился командиром взвода запаса, имея после службы
Инженер и на войне остаётся инженером
На фронте военному инженеру Алексею Лебедеву приходилось минировать и разминировать, взрывать и строить всё зависело от того, отступает армия или наступает, правда, строить приходилось всегда: и отступающей армии необходимы переправы и дороги. Работа тяжёлая, опасная, но всегда предоставляющая огромное поле деятельности для реализации творческой инженерной мысли. Например, во время отступления инженер Лебедев предложил специальным крючком, прицепленным к последнему вагону эшелона, взламывать шпалы железной дороги, чтобы не дать немцам ею воспользоваться. Однако такое рацпредложение
Но большинство инженерных решений Алексея Ипполитовича находили практическое применение, причём зачастую в довольно экстремальных условиях. В начале наступательных действий нашей армии остро встал вопрос о возведении новых мостов на месте взорванных. От того, как быстро они будут восстановлены, зависел успех наступления. И вот Алексей Лебедев на свой страх и риск предлагает возводить на переправах мосты, спроектированные по его личной методике на деревянных быках. А личная методика предполагала и личную ответственность.
Невостребованный пистолет
И вот переправа. Танки заезжают на мост, под которым стоит офицер Лебедев в парадной форме и с пистолетом в открытой кобуре.
Фронтовая пища арбузы и икра
Но не все воспоминания своего отца, которые запомнил Владимир Алексеевич, были столь драматичны.
Духовная связь сердец
А во время войны маленький Володя ждал с войны отца, по своему младенческому возрасту не совсем понимая трагизма происходящего, хотя в их семье была очень сильно развита психологическая связь. Так, однажды в конце 1944 года его матери Надежде Владимировне приснился сон:
Все должно в природе повториться?
Но это будет в 1967 году, а начиная с послевоенных лет и почти до конца своей жизни Алексей Лебедев активно работал: преподавал в институте инженеров железнодорожного транспорта, писал научные труды, защитил кандидатскую диссертацию. Специалист старой закалки старался передать своим ученикам не только опыт первых российских железнодорожников, таких как Николай Тихомиров, но и собственный, особенно приобретённый на войне. Интересно, что одна из его работ посвящена тому злосчастному случаю со сломанными шпалами, которая назвалась «Восстановление железнодорожного пути, разрушенного шпалоразрушителем образца 1942 года». Казалось бы, для чего вытаскивать этот эпизод из далёкого прошлого и облекать в научную форму? Но люди военного поколения люди мудрые. Недаром пел фронтовик Булат Окуджава: «Спите себе, братцы, всё вернётся вновь
» Кто знает, возможно, эта работа