Новосибирск -0.6 °C

Их оружие — мосты и дороги

21.04.2005 00:00:00

К 60-летию Победы
(спонсор рубрики  —
оптовая фармацевтическая
компания «Агроресурсы»

Военные инженеры на полях сражений

Когда несколько лет назад старшеклассники 132-й школы Ленинского района под руководством завуча Людмилы Демьяновны Яковлевой заинтересовались судьбой одного из основателей Новосибирска, инженера-путейца Николая Михайловича Тихомирова, то они даже не могли предполагать, как эта тема их захватит. Причём не только их, но и тех учеников, которым они перед окончанием школы передали эстафету исследований. К настоящему времени на базе результатов поисков сформировалась солидная научно-исследовательская работа под названием «Жизнь и судьба Н.М. Тихомирова: проблема исторической памяти».

Небольшая предыстория

Владимир Лебедев рассказывает об отце-фронтовике. Фото Валерия МЕЛЬНИКОВА

То, что материалы об исследованиях школьников публикуются в «Вечернем Новосибирске» — не случайно. Именно в «Вечёрке» в 1971 году впервые появилась информация об обнаружении захоронения Николая Тихомирова во время ремонтных работ, проводимых рядом с собором Александра Невского («ВН» от 28.07.71). И вот через тридцать три года — возвращение к теме. В прошлом году газета рассказала, как школьники взяли под свою опеку расположенную на Заельцовском кладбище могилу Тихомирова («ВН» от 18.06.04), как ездили на станцию в Чулымском районе, названную в его честь («ВН» от 14.07.04). Как, благодаря тому, что их исследования стали достоянием гласности, бывшие ученики дочери Николая Тихомирова — Ольги Николаевны Крюгер показали им место захоронения самой Ольги Николаевны и её матери — Марии Ананьевны Тихомировой («ВН» от 16.12.04).

Новая ветвь исследований

Могилы были там же, на Заельцовском кладбище, но в страшно запущенном состоянии. Как и всегда, выручил школьников смотритель кладбища Олег Казанин, приславший рабочих, которые привели захоронения в должный порядок. После того как жуткие завалы в оградке Марии Ананьевны были разобраны, внутри обнаружились следы ещё двух могил: взрослой и детской. Выяснилось, что одна из них принадлежит родной сестре Марии Ананьевны — Пелагее Лебедевой, а кто лежит в детской могиле — пока неизвестно. После этого в исследовании появилась ещё одна ветвь — изучение истории семьи Лебедевых.

Как выяснилось, в Новосибирске проживает внук Пелагеи Ананьевны, а следовательно, внучатый племянник жены Тихомирова — Владимир Лебедев. Вскоре у школьников состоялась с ним встреча. Владимир Алексеевич оказался для ребят настоящей находкой. Поведав немного о себе, он предоставил им компьютерный вариант тщательно подобранного домашнего архива, из которого исследователи почерпнули массу полезной информации, в частности, о племяннике Марии Ананьевны Тихомировой — Александре Ипполитовиче Лебедеве, инженере-путейце, участнике Великой Отечественной войны.

Железнодорожник по рождению

Алексей Лебедев с сыном перед уходом на фронт

Родился Алексей Лебедев 26 июля 1909 года, о чём свидетельствует выписка из метрической книги Александро-Невского собора г. Ново-Николаевска Томской епархии. Примечательно, что крёстным отцом мальчика стал сын Николая Тихомирова — Александр. Так семьи Тихомировых и Лебедевых к кровному родству добавили родство духовное. Отец Алексея — Ипполит Венедиктович Лебедев был, как и Тихомиров, железнодорожником. А самому Алексею связать свою жизнь с железной дорогой было, похоже, предопределено обстоятельствами своего рождения — на свет он появился в поезде.

Кроме Алексея, в семье было две старшие сестры — Татьяна и Галина. (Исследование жизни сестёр Лебедевых, всю жизнь проживших в Новониколаевске-Новосибирске, ещё впереди). Но, тем не менее, баловнем семьи, как это обычно бывает, младшенький брат не стал и в силу семейных обстоятельств с ранних лет учился в школе-интернате вдали от семьи. Время было жёсткое, холодное и голодное. Но именно это время и заложило в Алексее Лебедеве те качества волевого и целеустремлённого человека, которые помогли ему в суровые военные годы и не менее суровые послевоенные.

Учился он хорошо. В семейном архиве сохранилась справка об успешном окончании школы в 1927 году и грамота за отличную учёбу. Решив продолжить династию железнодорожников, Алексей Лебедев поступает в томский Сибирский технологический институт (после перевода в Новосибирск — НИВИТ, НИИЖТ, СГУПС), который оканчивает в 1932 году по специальности «Изыскание и постройка железных дорог». По этой специальности ему пришлось работать не только в мирное время, но и военное. К началу Великой Отечественной войны Лебедев числился командиром взвода запаса, имея после службы в Рабоче-Крестьянской Красной Армии несколько наградных отличий, в том числе знак «Ворошиловский стрелок». В январе 1942 года молодая жена и недавно родившийся сын проводили Алексея Лебедева на фронт.

Инженер и на войне остаётся инженером

На фронте военному инженеру Алексею Лебедеву приходилось минировать и разминировать, взрывать и строить — всё зависело от того, отступает армия или наступает, правда, строить приходилось всегда: и отступающей армии необходимы переправы и дороги. Работа тяжёлая, опасная, но всегда предоставляющая огромное поле деятельности для реализации творческой инженерной мысли. Например, во время отступления инженер Лебедев предложил специальным крючком, прицепленным к последнему вагону эшелона, взламывать шпалы железной дороги, чтобы не дать немцам ею воспользоваться. Однако такое рацпредложение почему-то поддержки у военного командования не нашло. Зато когда наши войска перешли в наступление, то пришлось в срочном порядке восстанавливать железные дороги, так как немцы при отступлении вспороли все шпалы аналогичным способом. Каким образом пришла им эта мысль, не ясно: либо шпионы донесли об оригинальном, но невостребованном предложении офицера инженерных войск, либо и у немцев служил инженер с творческой жилкой.

Но большинство инженерных решений Алексея Ипполитовича находили практическое применение, причём зачастую в довольно экстремальных условиях. В начале наступательных действий нашей армии остро встал вопрос о возведении новых мостов на месте взорванных. От того, как быстро они будут восстановлены, зависел успех наступления. И вот Алексей Лебедев на свой страх и риск предлагает возводить на переправах мосты, спроектированные по его личной методике на деревянных быках. А личная методика предполагала и личную ответственность.

Невостребованный пистолет

И вот переправа. Танки заезжают на мост, под которым стоит офицер Лебедев в парадной форме и с пистолетом в открытой кобуре. У инженеров-мостостроителей такая традиция существует издревле: при открытии нового моста под него встаёт весь инженерный состав, неся, таким образом, ответственность за его надёжность. Но, как правило, был в этом жесте некий инженерный шик без особого риска: мосты строили неспешно с многоразовым перекрытием допустимых норм. Другое дело на войне, когда в экстремальных условиях с использованием подручных средств нужно было в кратчайшие сроки построить переправу для тяжелой техники. Поэтому и раскрытая кобура с пистолетом — это не бравада, не поза, а суровая необходимость: застрелиться прежде, чем тебя придавит рухнувшая эстакада. И вот под тяжестью танков мост прогибается все ниже и ниже, неминуемо приближаясь к критической цифре — полтора метра. Бледный Лебедев держит руку на кобуре, но осадка прекращается, и танки переправляются на другой берег, наступление удаётся. За этот мост Алексей Лебедев получает орден Красной Звезды.

Фронтовая пища — арбузы и икра

Но не все воспоминания своего отца, которые запомнил Владимир Алексеевич, были столь драматичны. Как-то рассказал он о службе под Сталинградом, куда его направили для строительства дорог накануне наступления. В снабжении продуктами произошла какая то проволочка, и строительные войска вынуждены были перейти на «подножный корм»: несколько недель бойцы ели арбузы, собранные с бахчевых полей, без хлеба, вприкуску с икрой, которой были забиты прибрежные склады. С тех пор, рассказывает Владимир Лебедев, отец на икру не мог даже смотреть.

Духовная связь сердец

А во время войны маленький Володя ждал с войны отца, по своему младенческому возрасту не совсем понимая трагизма происходящего, хотя в их семье была очень сильно развита психологическая связь. Так, однажды в конце 1944 года его матери Надежде Владимировне приснился сон: из-под мужа кто-то выдёргивает табуретку, и он, весь белый, падает. Надежда Владимировна проснулась с сильной головной болью, и эта боль не проходила с месяц. Как потом выяснилось, в это время у Алексея Ипполитовича при разминировании мина взорвалась буквально в руках. Но взрывом убило человека, стоящего рядом, а его лишь контузило. А впоследствии эта психологическая семейная связь проявилась и между отцом и сыном. Фронтовая контузия исподволь подтачивала здоровье Алексея Ипполитовича и не дала ему дожить до 60 лет. Как рассказывает Владимир Алексеевич, однажды во время работы он неожиданно для сотрудников стал прибирать свой рабочий стол, а когда дверь в комнату, где он работал, приоткрылась и зашёл сослуживец, то он уже знал, что тот зашёл с вестью о кончине его отца.

Все должно в природе повториться?

Но это будет в 1967 году, а начиная с послевоенных лет и почти до конца своей жизни Алексей Лебедев активно работал: преподавал в институте инженеров железнодорожного транспорта, писал научные труды, защитил кандидатскую диссертацию. Специалист старой закалки старался передать своим ученикам не только опыт первых российских железнодорожников, таких как Николай Тихомиров, но и собственный, особенно приобретённый на войне. Интересно, что одна из его работ посвящена тому злосчастному случаю со сломанными шпалами, которая назвалась «Восстановление железнодорожного пути, разрушенного шпалоразрушителем образца 1942 года». Казалось бы, для чего вытаскивать этот эпизод из далёкого прошлого и облекать в научную форму? Но люди военного поколения — люди мудрые. Недаром пел фронтовик Булат Окуджава: «Спите себе, братцы, всё вернётся вновь…» Кто знает, возможно, эта работа когда-то и станет востребованной. Не дай Бог, конечно. Уж лучше пусть останется она памятью о той войне, где наши земляки, каждый по-своему, ковали победу, не щадя своей жизни и здоровья. Памятью о нашем замечательном земляке, офицере инженерных войск Алексее Ипполитовиче Лебедеве.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: