Новосибирск 2.7 °C

В волнах Баренцева моря

28.04.2005 00:00:00

Слово — читателю

Михаил Петрович Шихалев сегодня. Фото Станислава БЕЛЫХ

После окончания военно-морского авиационно-технического училища в мае 1942 г. я проходил военную боевую службу в 9-м гвардейском минно-торпедном авиационном полку ВВС Северного флота.

Находясь на военном аэродроме Кольского полуострова, я и мои боевые соратники готовили к вылетам на боевые задания самолеты. Обслуживали их и после возвращения на базу. Нередко выполнять эту работу приходилось под угрозой налета вражеской авиации. Фашисты стремились уничтожить на земле наши самолеты и обслуживающих их специалистов. Потери, конечно, были, особенно в авиационной технике.

В один из сентябрьских дней 1944 года разведка сообщила, что в Баренцевом море движется большой караван вражеских судов в сопровождении военных кораблей. Командир авиации перед летчиками ставит задачу: разгромить немецкий караван в море, не допустить его к фашистским военным базам в Норвегии. На выполнение поставленной задачи вылетают торпедоносцы, бомбардировщики, истребители. Последние были снабжены дополнительными топливными баками для увеличения дальности полета. После выработки бензина баки сбрасывались в воздухе.

На борту воздушного корабля гвардии капитана Гусева была подвешена шестиметровой длины «сигара» (так мы называли торпеду, вмещающую в себя несколько сот килограммов взрывчатого вещества и сложную машину для придания «сигаре» поступательного движения). Ее нужно было направить в цель. А чтобы торпеда не прошла мимо вражеского корабля, необходимо точно выдержать заданный курс при подходе к цели.

Вот где нужны железные нервы. Здесь маневрировать нельзя. Обязательно веди машину на высоте 30–40 метров от уровня воды, сбрасывай смертоносный груз за 800–1000 метров от цели. Самолет оказывался в гуще огня противника, от которого не часто удавалось благополучно вырваться отважным летчикам.

Так случилось и в этот раз. Во время торпедирования воздушный корабль капитана Гусева был серьезно поврежден снарядами зенитной артиллерии. Вскоре заглох один из двигателей. Командир умело вел израненную машину, направляя ее к родным берегам Кольского полуострова. Вышел из строя радиопередатчик. Вот и второй мотор начал дымить, сбавляя обороты и силу тяги…

Выход один: произвести посадку на воду. Раздумывать некогда, запаса высоты нет. Навстречу стальной птице катятся гребни могучих волн. Они готовы поглотить самолет с его обитателями…

Машина приводнилась. Она еще некоторое время держалась на поверхности моря, пока не наполнилась водой. Чтобы не уйти в морскую пучину вместе с самолетом, нельзя терять ни секунды.

С трудом открыв люки, барахтаясь в холодной горько-соленой воде, члены экипажа торопятся выбраться наружу, успев захватить с собой резиновую лодку.

С этой минуты для четырех страдальцев начались новые, еще более тяжкие, чем в бою, испытания.

Не имея ни пресной воды, ни пищи, ни тепла, они все же решили держаться до последнего дыхания. Двумя короткими веслами четверо обреченных поочередно гребли, гребли… Согревала надежда, что их будут искать и найдут…

Действительно, на поиски экипажа капитана Гусева были направлены самолеты. Во время боя другие летчики видели, как экипаж Гусева, потопив крупный транспорт с живой силой и военной техникой врага, на поврежденной машине полетел в сторону открытого моря. Но поиски затруднялись стоявшим над водой густым туманом. От переохлаждения заболел штурман. Через пару дней он скончался. Но со своим боевым другом летчики не хотели расставаться…

На третий день силы окончательно иссякли. Уже никто не брался за весла. Прижавшись друг к другу, трое обреченных дремали. Не раз они слышали отдаленный рокот самолета. В эти минуты к ним приливала энергия. Вновь оживала надежда, что скоро рассеется туман, и их спасут…

Так и случилось. Резиновая лодка была замечена с воздуха. Совсем обессилевшие летчики вместе с умершим были подняты на борт гидросамолета и доставлены на аэродром. Там и был похоронен боевой товарищ. Оставшиеся в живых направлены на отдых.

Получив высокие награды, набравшись сил, экипаж гвардии капитана Гусева продолжал громить врага на северном участке советско-германского фронта.

Михаил Петрович ШИХАЛЕВ, участник Великой Отечественной войны, 1920 года рождения

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: