Специалисты кадровых агентств утверждают: во многих случаях молодые люди сами виноваты в том, что не могут найти работу. Они испытывают растерянность и нерешительность из-за того, что не знают, куда пойти, как предложить себя, показать свои профессиональные достоинства, понравиться работодателю. Это довольно тревожная тенденция, ибо 38 процентов нынешних безработных составляют молодые люди в возрасте от 16 до 29 лет. Выпускники вузов хоть и занимают в структуре армии безработных не слишком большой процент, тем не менее в прошлом году в службу занятости обратились 567 выпускников из 22 вузов города.
Итак, вы получили на руки новенький, пахнущий типографской краской диплом и узнали, что на таком-то предприятии есть вакансия по вашей специальности. Что делать дальше? Вот ряд советов отечественных и зарубежных психологов, как надо себя вести, чтобы понравиться работодателю.
* Сначала нужно позвонить по телефону и узнать, действительно ли место свободно. Если да, то готов ли кадровик с вами побеседовать. Не стоит через весь город переться наобум. Своим явлением в отдел кадров «как снег на голову» вы только собьете себе цену.
*Собираясь к работодателю, перво-наперво следует позаботиться о внешнем виде. Встречают, как известно, по одежке. Одежка в данном случае должна максимально соответствовать принципу «скромно, но со вкусом». Посему никаких красно-сине-зеленых «попугайских» нарядов, излишне коротких юбок и чересчур глубоких вырезов. Если только вы не идете устраиваться в фирму интимных услуг. Ни к чему, однако, одеваться и нарочито просто, дабы работодатель не подумал, что к нему пришла «дурочка из переулочка». Для лиц мужского пола существует, пожалуй, только один вариант наряда, в котором пристало являться пред очи потенциального начальника: строгий костюм, свежая рубашка и галстук.
*Важно не только то, как выглядит сам соискатель работы, но и в каком состоянии его документы, его вещи. Диплом, характеристику, справки и прочие бумаги, необходимые для устройства на работу, лучше аккуратно положить в папку с зажимом, чтобы было удобно раскрыть и достать то, что нужно, а не рыться в поисках каждой бумажки по сумке, залезая в нее с головой. Извлекать деловые бумаги, сложенные вчетверо, из задних карманов штанов тоже нехорошо.
*Если резюме просят написать от руки, надо постараться сделать это хорошим почерком. Одну знакомую автора этих строк не хотели брать на работу только потому, что в написанном ею тексте трудно было отличить букву «р» от буквы «п». Кадровичка заставила переписать заявление пять раз. Зато теперь у знакомой идеальный почерк.
* Нельзя первым делом спрашивать у работодателя: «Сколько я буду получать?» Сначала надлежит рассказать о своих знаниях и умениях. Потом поинтересоваться возможностями профессионального роста. Вопрос о зарплате задают в последнюю очередь. Но не задавать его совсем нельзя. Работодатель может подумать, что перед ним человек с заниженной самооценкой, согласный на все, и начнет обращаться с новым сотрудником соответствующим образом.
*Когда речь зайдет о мотивах выбора именно этого рабочего места, ни в коем случае не признавайтесь, что вам уже отказали на нескольких предприятиях и после этого вы пришли сюда; не говорите, что эта должность устраивает вас потому, что она не предусматривает ответственности и особого напряжения. Лучше уж соврите что-нибудь про призвание к тихой, спокойной работе без лишних эмоций.
Возможно, приведенные выше рекомендации кому-то пригодятся. Здесь они лаконичны. Современные кадровые агентства располагают штатом профессиональных психологов, которые в состоянии дать каждому желающему индивидуальные советы, касающиеся психологических аспектов трудоустройства.