Новосибирск 4.8 °C

Церковь и война

05.05.2005 00:00:00

Так ли безобидны байки, кочующие по страницам некоторых изданий?

Накануне празднования 60-летия Великой Победы к автору этих строк обратился знакомый преподаватель и попросил помочь в сборе материала о роли Церкви в годы Великой Отечественной войны. Пришлось полистать подшивки газет, поискать в Интернете и подготовить материал о вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. А в противоборство с фашистскими захватчиками Церковь включилась с самого первого дня войны.

Слово, сказанное вовремя

22 июня в 1941 году пришлось на церковный праздник Всех Святых в земле Российской просиявших — праздник, в который Церковь вспоминает всех небесных защитников и покровителей земли Русской. Молящиеся в московском Елоховском кафедральном соборе с грустью думали, что, вполне возможно, эта литургия — последняя. Ходили упорные слухи, что Сталин, решив окончательно покончить с православием в Советском Союзе, уже подписал Указ о закрытии всех московских церквей, в том числе и Елоховской. Но вот к концу службы главе Русской Православной Церкви митрополиту Сергию (Страгородскому), который возглавлял праздничную службу, сообщили о начале войны.

В Библии есть место: «Как хорошо слово вовремя!» Так случилось, что первым к советскому народу с патриотическим призывом встать на защиту Родины обратился именно глава Русской Церкви. Сначала обратился в проповеди после воскресной службы 22 июня, а затем, возвратившись в свою скромную резиденцию, собственноручно напечатал на машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». В те времена не было факсов и Интернета, но телетайпная связь была очень даже оперативной: послание митрополита в тот же день было разослано по всем уголкам Советского Союза. По крайней мере, когда через одиннадцать дней отошедший от шока глава государства Иосиф Сталин обратился к согражданам со словами «братья и сёстры», то эта фраза уже была многим знакома из послания главы Русской Церкви.

Церковная лепта на алтарь Победы

Своё первое послание военного времени митрополит Сергий заканчивал словами: «Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь дарует нам Победу!». Но Церковь не только благословляла, но и осуществляла финансовую поддержку в виде сбора средств на нужды фронта. На средства, собранные Церковью, были созданы танковая дивизия «Дмитрий Донской» и эскадрилья «Александр Невский». По призыву митрополита Сергия средства на военные нужды собирали по всем епархиям Союза. В каждой церкви священники на воскресной проповеди призывали свою паству внести посильную жертву на вооружение Красной армии. И верующие жертвовали. Зачастую, как у евангельской вдовицы, скромная их лепта была последним, что они имели. Не оставался в стороне и Новосибирск. По благословению новосибирского управляющего владыки Варфоломея (его гробница находится ныне в правом приделе Вознесенского собора) средства собирали по всем приходам Новосибирской епархии, территория которой в годы войны простиралась аж до Иркутска.

Эти и другие краткие сведения о роли Церкви в годы Великой Отечественной войны были переданы знакомому преподавателю, который не смог скрыть своего глубокого разочарования. Оказывается, рассказать он хотел ученикам совсем о другом. «А как же крестные ходы с иконой Божией Матери вокруг Москвы, Сталинграда и Ленинграда, почему вы не рассказали о явлении Богородицы во время штурма Кенигсберга, а как же помощь митрополита гор Ливанских Илии?» — вопрошал он. Услышав в ответ, что все эти красивые легенды не имеют под собой никакого документального обоснования, преподаватель несказанно удивился.

Красивые легенды о войне

Так уж устроен человек, что хочется ему чего-то чудесного и необычного. Недаром ещё апостол Павел со свойственной ему категоричностью предупреждал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся» (1 Тим. 4:7). И недаром в прежние времена существовало такое понятие, как церковная цензура, преграждающая путь мифотворчеству и суевериям. Сейчас цензуры нет, и кочуют из одной книжки в другую следующие мифы: «Стояла зима 1941 года. Немцы рвались к Москве. Страна находилась на грани катастрофы. Всюду были паника, страх и уныние. Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за неё из братской Церкви — митрополит гор Ливанских Илия. Спустившись в каменное подземелье, он не ел, не спал, а только молился Божией Матери и просил Её открыть, чем можно помочь России. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошёл враг. И вот через трое суток ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если всё, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.

Для спасения России «должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Город на Неве сдавать нельзя. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена«. Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им всё, что было определено Богородицей. Сталин вызвал к себе местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить всё, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение… 20000 храмов Русской Православной Церкви было открыто в то время. Вся Россия молилась тогда! Молился даже Иосиф Сталин (об этом есть свидетельства)». Далее излагается, как вокруг Москвы на самолёте был совершён крестный ход с Казанской иконой Божией Матери, как обходили с ней Ленинград, затем увезли в Сталинград. И именно таким образом, по свидетельству различных книг и брошюр, излагающих эту историю, была спасена наша страна.

Без логики и здравого смысла

Странно, что издатели, тиражирующие этот рассказ, не обратили внимания на имеющиеся в нём явные несуразицы. Даже если бы Сталину и доложили о столь категоричном послании митрополита из далёкой страны, вряд ли бы этот самонадеянный и никому не веривший человек тут же послушался бы и дал команду о крестных ходах с иконой вокруг столицы и других городов (а без разрешения Сталина организовать такие мероприятия никто бы не рискнул). Тем более что сначала нужно было «открыть во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии», а это в полной мере так и не было исполнено ни во время войны, ни после. Первые 18 храмов в стране были открыты лишь в феврале 1944 года. А в последующие годы советское правительство удовлетворило лишь мизерную часть просьб об открытии храмов, многие из которых впоследствии были вновь закрыты.

Что касается приёма Сталиным митрополита Сергия и ещё двух иерархов (из десяти оставшихся в живых и на свободе), то это на самом деле произошло, но значительно позже битв под Москвой и Сталинградом. Встреча состоялась в сентябре 1943 года, когда исход войны был уже предопределён.

Православный Ватикан

Именно накануне встречи в Тегеране в 1943 году Сталин вспомнил о Русской Православной Церкви

Что же заставило Сталина вспомнить о Церкви? А вспомнил Сталин о ней накануне Тегеранской встречи. Генсеку очень важно было показать партнёрам, что советский режим изменился и имеет полное право участвовать в переделе послевоенной Европы. Кроме того, учитывая налаженные внешнецерковные связи, Сталин планировал оказывать через Церковь влияние на страны с традиционно православным вероисповеданием: Сербию, Румынию, Болгарию, Грецию, на Церкви Ближнего Востока. Советский вождь предполагал сделать Москву этаким православным Ватиканом, центром всех православных Церквей мира. Кроме того, шаг этот был, в некоторой степени, вынужденным, чтобы противостоять гитлеровской политике свободы вероисповедания на оккупированной территории. Так при освобождении Псковской области было обнаружено двести действующих храмов, в то время как до войны их было всего три. Аналогичная ситуация была на всей освобожденной от оккупантов территории. Всего немцы открыли на занятой территории более 10 тысяч храмов. Сталину нужно было срочно поддержать репутацию советской власти.

Именно эти факторы стали причинами неожиданного изменения государственной церковной политики, а не мифическое письмо, хотя и вполне реального митрополита Илии. Этот Ливанский иерарх действительно существовал и даже дважды посещал Советский Союз: в 1947 и в 1948 годах. Но никаких разговоров о его роли в спасении России при этом даже не велось. Кстати, в том же 1948 году Сталин, потеряв интерес к Русской Церкви, дал отмашку на новый виток церковных гонений.

Наказ патриарха Алексия II

Казалось бы, что худого в этой, пусть и неправдоподобной, истории? Но в этой легенде о ливанском митрополите есть нечто оскорбительное по отношению к православному русскому народу. По мнению мифотворцев, оказывается, недостаточно было молитв миллионов русских людей, сотен священнослужителей, десятков старцев-подвижников, таких, например, как великий молитвенник за землю Русскую преподобный Серафим Вырицкий. Слабы были их молитвы, по мнению авторов и распространителей этой байки, потому и понадобился для спасения России очередной варяг.

А за победу молилась вся Русская Православная Церковь. Молились в храмах, чудом сохранившихся после четверти века церковного разгрома, украдкой молились в небольших молитвенных домах, с опасностью для жизни молились в лагерях, которые по-прежнему были наполнены репрессированными священнослужителями, а после 1943 года молились открыто повсеместно. Поруганная и стонущая под коммунистическим сапогом Церковь по примеру Самого Христа не помнила зла и в тяжелые для страны дни чётко отделила родину от тех, кто волею судеб в то время родиной правил.

Сотни тысяч молитвенников от рядового мирянина до высших иерархов молили Бога о даровании Победы. Символично, что в 1945 году День Святой Пасхи (6 мая) совпал с днём празднования памяти святого великомученика Георгия — защитника и покровителя православного воинства. И именно в этот день над Рейхстагом было поднято Знамя Победы. В этом совпадении верующие видят знак Божиего Промысла, который не нуждается ни в каких подпорках в виде нелепых мифов.

Накануне 60-летия Великой Победы во время вручения юбилейных грамот и иконы Георгия Победоносца тридцати священникам-фронтовикам святейший патриарх Алексий II обратился к собравшимся с наказом избегать «поспешных выводов и мифотворчества». Газета «Вечерний Новосибирск» просит считать данную публикацию как исполнение патриаршего наказа.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: