Новосибирск 3.8 °C

Ректор Сибирского института международных отношений привезла из Англии орден «Объединенная Европа» и… Оксфорд

06.05.2005 00:00:00

Ольга Плотникова: «Получая награду из рук лорда Великобритании Брайана Кина, я поняла, что это не только признание моего труда, но и признание Сибири и города Новосибирска»

Награда «Объединенная Европа» за заслуги в укреплении Европейской интеграции и золотой сертификат вручены ректору Сибирского института международных отношений и регионоведения Ольге Плотниковой по представлению Совета Европы. Наверное, на этом можно поставить точку: если уж Совет Европы считает достойным высокой международной награды ее вклад в создание единого европейского пространства, то нужны ли еще какие-то рекомендации? И все-таки кое-что следует добавить. Единственному за Уралом профессору международного права и международных отношений Ольге Плотниковой принадлежат 160 научных трудов, из которых примерно 80 процентов касаются именно проблем интеграции Европы в целом и возможности участия России в этом процессе, в частности. В них она показывает уникальность процесса вхождения России в Европу: профессор считает, что оно осуществляется посредством регионов — российские регионы активизируют международные связи с европейскими, создают трансграничные пространства с территориями сопредельных с Россией стран.

Недельная поездка Ольги Плотниковой в Великобританию включала в себя не только торжественную процедуру награждения, которую провел мэр Оксфорда лорд Брайан Кин, но и участие в международной научной конференции «EuroEducation 2005», знакомство с Оксфордским университетом и системой образования в нем и даже подписание двух протоколов о намерениях — с Оксфордом и Венским международным университетом. Причем факт подписания этих протоколов ректор СИМОРа отмечает особо. «Думаю, что наметившееся сотрудничество нашего института с Венским и Оксфордским университетами благотворно отразится на развитии и содержании системы высшего образования не только в СИМОРе, но и в Сибири в целом», — считает она.

— Ольга Васильевна, давайте по порядку: почему вы решили обратить свое внимание именно на Оксфорд?

— Оксфорд — это имя и это мировой авторитет, во-первых. Во-вторых, я еще раньше задумывалась, почему университет не участвует в Болонском процессе (Болонский процесс — это проект по созданию общеевропейской системы высшего образования. — Прим. ред.)? А когда мне посчастливилось в нем побывать, то я поняла: то, что обсуждается, планируется и реализуется в рамках Болонского процесса, в Оксфорде уже есть, и заложены эти принципы были едва ли не с начала его открытия, т.е. с XI века! И еще я поняла две вещи: первая — система обучения там наиболее рациональная на сегодняшний день, а вторая — наши студенты достойны того, чтобы получать образование по этой системе, а квалификация преподавателей позволяет дать им необходимый объем знаний.

И что это за чудо-система?

В том-то и дело, что чуда особого нет, а есть рациональный подход и глубокое понимание того, что должен представлять собой выпускник университета. А он должен быть специалистом в своей сфере, причем специалистом с большой буквы — вот и все. Скажем, если изучает студент «право» (слова «юриспруденция» они не употребляют), то ему будет даваться максимальный объем знаний по «праву» — начиная от римского, включая мусульманское и т. д. и заканчивая современным международным правом. То есть студент изучает практически все, что касается его будущей профессии. И изучает это в течение трех лет, после чего ему выдается диплом. Я сравнила с российской системой образования. Вот, к примеру, наш институт обучает студентов пять лет, но из них два года будущие специалисты международных отношений изучают педагогику, психологию, социологию, философию, политологию, культурологию — десять-пятнадцать предметов как общеобразовательных! Зачем будущим юристам, к примеру, педагогика? Юрист должен знать юриспруденцию. Наверняка будут и есть мои коллеги, которые скажут: это слишком узко, и наша система образования позволяет расширить и укрепить интеллект русского молодого человека, специалиста. Не думаю, что это так: мы просто таким образом себя утешаем. Я считаю, что наша система образования построена не совсем верно: если мы готовим специалиста по конкретной профессии, мы должны дать ему все, что касается этой профессии. Если Оксфорд готовит экономистов, то будьте уверены: студент пройдет курс и бухгалтерского учета, и мировой экономики, и международных экономических отношений, внешнеэкономической деятельности Соединенного Королевства и т. д. и в итоге он будет знать все, что касается экономики вообще! Это уже потом, во время работы, он чему-то будет уделять больше внимания, а чему-то меньше, но основы знать должен! У них высшее образование — это, в какой-то мере, инструмент и возможность получить потом работу, зарабатывать. В Великобритании, кстати, рейтинг вузов составляется так: чем больше выпускников какого-то вуза являются безработными, тем ниже место этого учебного заведения в рейтинге.

— Если вы хотите сказать, что собираетесь обучать в СИМОРе студентов в течение трех лет вместо пяти, то, думаю, у вас будут проблемы: ваш институт имеет государственную лицензию, государственную аккредитацию и к тому же существуют государственные стандарты…

— Да, СИМОР будет выполнять государственные стандарты, и это является стержнем института. Мы имеем государственную лицензию и государственную аккредитацию по двум специальностям — «международные отношения» и «регионоведение». И право вести образовательную деятельность по этим специальностям, предоставленное нам Министерством образования и науки, мы будем осуществлять. И от стандартов не отступим. Но дополнительно к этим основным программам начнем работать по программам Оксфорда и Вены, по новым для нас специальностям: «международный бизнес» и «право». У СИМОРа появляются две новые специальности, два крыла, которые позволят укрепить институт.

— Ольга Васильевна, понятно ваше стремление реализовать на базе института то лучшее, что есть в Европе, но зачем Оксфорду-то Новосибирск?

— Наш вуз хоть и будет пока единственным в России, которому Оксфордом предоставлено право обучать по их программам и выдавать дипломы Оксфордского университета, но СИМОР не будет единственным в мире с такими правами. По программам этого университета обучают студентов еще в четырех странах — Китае, Таиланде, Малайзии, Венгрии. Думаю, что им понравился адрес — Сибирь, Новосибирск, которые находятся в центре Евразии. Я убеждена, что дети, живущие в Сибири, талантливы и достойны обучаться в Оксфорде.

— Кстати, об Австрии. Как вы успели побывать в Венском международном университете?

— Я не ездила в Вену. Его канцлер господин Гоодхеер был на международной конференции в Оксфорде. Там же мы и подписали протокол о намерениях. И Оксфорд, и Вена уже предоставили нам программы обучения, мы их прорабатываем по специальностям «право» и «международный бизнес». В российском классификаторе специальности «международный бизнес» нет, хотя возможно, что какие-то вузы совместно с зарубежными университетами по этой специальности уже обучают в нашей стране. Чтобы не терять времени, уже отправляем на языковую стажировку в Вену группу наших студентов в июне 2005 года.

— Новое направление — это дополнительный набор. А ведь в конце января, помнится, в интервью нашей газете вы говорили, что сегодняшнее количество студентов — оптимальное для СИМОРа…

— Говорила… Но ведь я не могла тогда и представить, что получу счастливую возможность познакомиться с системой образования и программой обучения Оксфорда. А когда ознакомилась, то решила: нужно дать российским детям еще один шанс выйти на международный уровень — сначала европейский, а потом и мировой.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: