Новосибирск 7.5 °C

Иди и внедряй!

12.05.2005 00:00:00

Инновации — лучший способ добиться успеха в жизни, — считает директор внедренческого центра.

Среди российских предпринимателей Юрий Артемович Арутюнов — человек достаточно известный. Кандидат наук, директор российско-американского внедренческого предприятия, он в течение многих лет занимается преподавательской деятельностью, рассказывая студентам о своем опыте внедрения достижений отечественной науки. Особая ценность его лекций заключается в том, что он не теоретик, а практик. Недавно Юрий Артемович прочитал курс лекций в Новосибирске и ответил на вопросы нашего корреспондента.

— Юрий Артемович, сама ваша должность — директор внедренческого центра — звучит необычно. Чем сейчас занимается ваш центр?

— Я являюсь сотрудником ЦАГИ и много лет работал в области авиационных технологий. Но эта отрасль достаточно узкая, хотя и наукоемкая. Поэтому мы беремся за решение самых разных задач. Сейчас, например, по заданию нашего корейского партнера работаем в области информационных технологий. Нам поставили задачу: разработать программы сжатия информации, не менее чем на 50 процентов превосходящие все существующие на сегодняшний день — zip,rar, jpeg… Только с такими характеристиками и за сравнительно небольшие деньги можно пробиться на этот рынок, где, например, нашим конкурентом является фирма «Сони» — в ее научном центре проблемой сжатия информации для ее цифровых устройств занимаются человек 500… Или еще вариант — выйти на этот рынок через того, кто уже заработал себе здесь имя и репутацию.

— То есть продаться кому-либо?

— Не самая плохая версия партнерских отношений. Если фирме удалось встроиться со своими наработками в структуру какой-либо корпорации, это дает возможность получать определенный доход. Ну а решил не продаваться — бейся в одиночку в своей гордыне, что такой самобытный и что не продался, «пробивай» рынок…

— А что делать, если компания или сотрудник «перерастает» корпорацию?

— Такое бывает. Но, с одной стороны, надо понимать, что на работу приходят не просто «менеджеры по продажам», а менеджер по продажам технологий. То есть привлекаются далеко не тривиальные люди, и каждый из них в любую минуту может осознать, что своей работой может заниматься и самостоятельно, либо в группе своих единомышленников. Поэтому умелое руководство заключается в том, чтобы умело управлять этим процессом, давая возможность развиваться, понимая, что перед вами не простой работник, а творец и, может быть, талантливее и умнее, чем вы. Иногда приходится чем-то жертвовать — например, отдавать какую-то долю акций, часть бизнеса. Но это будет лучше, нежели все произойдет внезапно и стихийно… У меня была такая ситуация — и это стало причиной моего второго краха, когда группа сотрудников покинула компанию.

Меня всегда умиляют люди, которые стремятся, например, курс естествознания — то есть то, что накоплено человечеством за всю его жизнь, — свести к восьми часам лекции… Законы бизнеса давно прописаны, и они универсальны повсюду. Но в разных странах они действительно могут исполняться с точностью до наоборот. Например, в США никогда не передадут «наличку», да еще «втемную». Для них нарушить лицензионное соглашение — хуже смерти. Даже договор о передаче интеллектуальной собственности американцы выстраивают так, что одна треть — это просто словарь, где описываются используемые термины. Причем даже те, которые мы считаем само собой разумеющимися: что такое «патент«, что такое «ноу-хау», что означает «продать патент», «передать ноу-хау», и пока они все не перепишут, договор считается «непроработанным». А вот корейцы, например, наоборот, пожимают руку и говорят, что в договоре всего не пропишешь, мы тебе верим, как партнеру, давай сделаем рамочный договор и будем действовать, как положено в добропорядочном бизнесе. Два совершенно разных подхода — это вот как бег по равнине и в горах: вроде бы бегун один, но подход и техника — разные.

— Тогда в чем вы видите особенности ведения инновационного бизнеса в России?

— Я попытаюсь ответить на этот вопрос с другого конца — от противного, как говорят математики. У моего корейского партнера здесь было представительство. Он приезжал в Новосибирск и просто «шерстил» наши институты. В последнее время, к удовольствию сторон, вывез отсюда и запустил в Корее производство абсорбентов, производство косметических кремов и теплоизоляционных электропроводящих материалов типа «нагревающийся кирпич» — такие идут для производства полов с подогревом. Очень разноплановые интересы, но его бизнес устроен именно так — он не занимается разработками, но точно знает, что нужно и пользуется спросом. Очень многие фирмы на Западе работают именно таким образом — они ищут то, что нужно. У нас же зачастую бывает наоборот — мы пытаемся «пристроить» свои научные разработки. И они не хотят создавать производство у нас — тот же кореец купит наш патент, построит там завод и привезет сюда к нам, например, те же косметические крема, которые мы будем покупать. У них есть преимущество — целый завод они могут построить чуть ли не за месяц, а у нас такое просто невозможно. Кстати, не так давно США и Япония просто прекратили продавать и передавать Корее свои патенты, и мы для них являемся просто «золотым дном»…

— В свое время много говорилось об отъезде из России талантливых ученых. А как сейчас обстоят дела?

— По разным оценкам, от нас уехало около 300 тысяч человек, но я бы не стал особо паниковать по этому поводу. Среди тех, кто уехал, было много просто талантливых исполнителей. У меня, кстати, был знакомый, очень хороший математик, который однажды при наших ограниченных ресурсах на нескольких обычных компьютерах смог решить такую задачу, над которой во Франции бился целый институт. В конце концов они ее тоже решили, но использовав для этого колоссальные мощности своих компьютеров. Приехав сюда, они изумились, признав, что его решение — это образец того, как выходить из сложных ситуаций, и это надо просто включать во все учебники. Он уехал из страны, и последнее место его работы — где-то в Италии. Этот математик очень хороший вычислитель, но он не прижился на Западе, и его нынешнее место работы не отвечает его потенциалу. Не нужны на Западе исполнители, им нужны те, кто может генерировать собственные идеи, а «решателей» они находят в Индии. Поэтому проблема не в том, кто уехал, а в тех, кто остался. Мы можем позволить себе терять наемных работников, но терять тех, кто является генератором, непростительно. И задача именно в том, чтобы готовить именно таких людей. Здесь должна быть продуманная государственная политика, например, переход от университетов классического типа к университетам исследовательским и дальше — университетам инновационного типа. Только таким образом мы можем оградить себя от «утекания мозгов». И, конечно, создание внедренческих центров. Чтобы человек со своими наработками не ходил годами, а имел возможность сразу же воплотить их в жизнь.

— Но, по-моему, сейчас об этом только и говорят…

— Этим надо заниматься! Все, что требуется для успеха, — политическая воля и железная рука власти! У нас, в России, есть все необходимое — люди, ресурсы, и нельзя упустить такую возможность. Япония выросла из руин — они занимались тем, что покупали патенты по всему миру и доводили технику, произведенную по ним, до совершенства. А потом наработали свою научную базу, и теперь сами являются генераторами идей! Вот об этом я и мечтаю — чтобы ситуация изменилась настолько, что шанс разбогатеть — не значит только заниматься торговлей. А если ты умный и хочешь стать богатым — иди и внедряй! Используй свой шанс!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: