Новосибирск 1.8 °C

Сад, в котором растут чувства

14.05.2005 00:00:00

Календарная дата: 60 лет назад был основан Главный ботанический сад Академии наук СССР

Постановление о его создании в честь 220-летия Академии наук подписал Иосиф Виссарионович Сталин. Ученые-ботаники считают, что огромная заслуга Главного ботсада заключается в том, что он объединил все ботанические сады страны, которых на тот момент было около пятидесяти. И сожалеют при этом, что из 125, существовавших до распада СССР, их сейчас осталось не более восьмидесяти…

Цифра не верна. Их больше. Несравнимо больше — в десятки тысяч раз, возможно, потому, что никто не подсчитывал, сколько «зимних садов», уголков живой природы, комнат психологической разрядки есть сегодня в офисах компаний, административных зданиях, больницах, школах. Коллекция растений в них, конечно, не сравнится с «главботсадовской», которая составляет свыше 17000 видов, разновидностей и сортов; и занимаемые ими площади не идут в сравнение с территорией Главного ботанического сада. Понятно, что и функции и задачи перед ними совершенно иные. Но если глаз отдыхает, самочувствие улучшается, легче дышится и настроение поднимается — значит, они необходимы.

Около двухсот видов, разновидностей и сортов растений. Деревья, кустарники, цветы. Ручей и фонтан — всего-то сантиметров сорок высотой, — но фонтан. По углам комнаты — «кусочки» каменной ландшафтной архитектуры. Два деревянных кресла у деревянного столика — «пятачок» встреч. Рабочий стол, по обе стороны которого стулья — место для занятий. Стол и два стула в самом дальнем уголке — для бесед тет-а-тет. Это — «зимний сад» в центре реабилитации для детей с онкогематологическими заболеваниями «Надежда».

Свой ботсад может быть в любом доме, в любой школе, в любом офисе: было бы желание. Фото Владимира ПОЛЯКОВА

— Наши ребятишки как его только ни называют, — говорит директор центра Ирина Проскурякова, — и «зимний сад«, и уголок природы, и оранжерея, и цветник, и даже парк. Когда пять лет назад создавался наш центр, мы и предположить не могли, что он станет таким притягательным для них местом. В проекте он был, конечно, изначально предусмотрен, поскольку для больных детей общение с живой природой просто необходимо, но чтобы некоторые дети проводили в нем едва ли не все свое свободное время — этого мы представить не могли.

Сад расположен на третьем этаже. Поднимаясь по лестнице, Ирина Геннадьевна предупредила:

— Можем помешать, правда, кому-нибудь… Знаете, нередко бывает так: придут в центр гости, я их провожу в наш сад, рассказываю, показываю, а потом вдруг замечаем, что где-нибудь в уголке сидит себе тихонечко ребенок и книжку читает. Или разговаривают двое.

Увы, помешали и на этот раз. На месте для «тет-а-тет» две девочки, Таня и Ксюша, слушали негромкую музыку, а справа от входа у какого-то экзотического растения с длинными ветвями и широкими узорными листьями психолог Лидия Вергунова беседовала с Катей Телегиной. Эта «лиана», укоренившаяся на каменном «постаменте» — любимый Катин экспонат в саду.

Разговор по душам: психолог Лидия Вергунова и Катя Телегина. Фото Владимира ПОЛЯКОВА

— Если нигде не вижу ее, значит, она здесь, — говорит Лидия Сергеевна. — Девочка жизнерадостная и к тому же мечтательница. Придет, присядет на камушек и думает о чем-то своем… Да у нас многие ребятишки так делают. Бывает, что кто-нибудь из них захочет со мной пообщаться, я предлагаю: «Ну, пошли ко мне в кабинет», а они: «Нет, давайте в сад». Мы здесь и тренинги проводим, и медитацию — лучшее место для этого трудно найти.

— Здесь спокойно, — объясняет свою тягу в «зимний сад» Катя. — А это растение… Оно такое большое, раскидистое, могучее, что рядом с ним я чувствую себя увереннее.

— Он у нас многофункциональный, — подтверждает Ирина Геннадьевна. — Малыши-дошколята приходят сюда на фонтанчик полюбоваться, на родничок, на игрушки, которые подарили центру разные люди, и теперь они стали обязательным элементом дизайна. Начальные классы здесь получают первые знания о флоре, о природе. Уроки ботаники для ребят постарше нередко проходят тоже в саду: вот изучают какую-то тему, прочитали о ней в учебнике — и сюда, потому что здесь можно воочию увидеть то, о чем только что читали. А совсем старшие — это наши главные помощники: полить, пересадить, «подлечить» даже.

Кстати, отчасти из-за глазастых помощников в штате центра появилась должность агронома. Прежде за растениями ухаживала санитарка, и ее усилий и внимания до поры до времени хватало: экспонатов было не так много. Но сад рос, и однажды именно ребятишки принесли «страшную весть» — на растениях обнаружены паразиты!

За растениями в «зимнем саду» смотрят все: и агроном, и дети, и директор Ирина Проскурякова. Фото Владимира ПОЛЯКОВА

— И спасибо ребятишкам, что вовремя углядели! — искренне говорит Ирина Геннадьевна. — Чуть-чуть не упустили время. Выращивать растения — целая наука, и при этом наш сад — составляющая всего реабилитационного процесса. А мы, естественно, все свое внимание деткам уделяли, но вот возникла необходимость уже на полном серьезе относиться и к этой составляющей. И пришлось даже значительно поменять дизайн сада. Многие растения поменяли свои места: одних «переселили» поближе к свету, других — поближе к воде, третьих — в тень, четвертых — к теплу…

Коллекция пополняется самыми разными путями. Начиналась-то она с нескольких растений, которые сами работники центра из дома принесли или купили. Потом гости, побывавшие в центре хоть раз и увидевшие это маленькое вечно зеленое чудо, в следующий визит приходили уже не с пустыми руками. Или передавали через кого-то. Бывает, что дети, которые уже прошли курс реабилитации, «по старой дружбе« забегают в центр с цветущим подарком в руках. И в обязательном порядке она ширится после экскурсий в Новосибирский ботанический сад, которые устраивает центр для детей.

— О них ребятишки нас сами просят, — поясняет Ирина Геннадьевна. — Вот, кстати, еще одна функция зимнего сада»: узнали что-то новое из жизни растений — и захотелось узнать еще больше. А в Ботсаду, «втихушку» от сопровождающих взрослых, купят какую-нибудь рассаду и уже в центре предъявят: вот наш вклад в «живой уголок»!

Здесь можно поговорить, помечтать и послушать музыку. Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Но уголок живой природы «Надежды» не только пополняется, но и ширится, «командируя» некоторые свои экспонаты в другие помещения центра. Растения (в том числе и комнатные), как известно, не только украшают интерьер. Они обладают особым энергетическим полем, которое может положительно влиять на наше состояние, и обладают лечебными свойствами. Например, некоторые классы просто нуждаются в «опеке» алоэ, плюща, бегонии, лимона и т. д., у которых выраженная антимикробная активность. Лимон к тому же улучшает умственную деятельность, повышая амплитуду биотоков мозга. В коридорах уместен мирт: там, где он растет, не только снижается общее количество микроорганизмов в воздухе, но и повышается иммунитет человека к ОРЗ, глубже дышится. Герань душистая успокаивает и еще ее можно ставить возле компьютера: ее летучие выделения помогают снять усталость.

— По интересу к растениям детей помладше можно назвать максималистами, — делится своими наблюдениями психолог центра. — Они с умилением разглядывают маленькие по размеру цветы и с восторгом — большие кустарники. Ребятам постарше интересны истории и «биографии» растений. Не перебивая, слушают, например, о том, что славяне-язычники выделяли в лесу особые, «почитаемые» деревья — дуб, березу, сосну. Мы рассказываем им, что на Украине таким деревом был каштан, а в России — береза, которая является источником энергии и жизненных сил для многих жителей средней полосы России. Она снимает усталость, последствия мелких стрессов. Сосна наиболее полезна для больных, ослабленных людей, ива успокаивает, тополь дает ясность мышления, ощущение перспективы. Вот так, с умиления крохотным лютиком, зарождается любовь к природе вообще и российской, в частности.

…Несколько квадратных метров заставлены цветочными горшками, вазами, специально сколоченными ящиками, на которых не только растения, но и игрушки. И кажется на первый взгляд, что это не более чем безделица: зашел, взглянул, умилился и вышел. Но Никита Бедарев здесь бывает каждый день, чтобы с лейкой обойти цветники… Катя Телегина заходит, чтобы помечтать… Для Ксении Гуриной и Тани Корчевской «зимний сад» — лучшее место для девичьих бесед… Малыши-дошколята не отходят от фонтана, «потому что он живой!»… Значит, не безделица. Значит, есть в них, растениях, не только своя энергетика, но и необъяснимая притягательная сила, которая манит к себе детвору. А не с общения ли с природой, не с любви ли к ней начинается то великое чувство, которое называется патриотизм?

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: