2021 мая в Новосибирске
Практически завершен первый этап реформы местного самоуправления. В 2004 году существенно изменилось федеральное законодательство: уточнены сроки выборов в органы местного самоуправления, расширены и конкретизированы их полномочия в сферах градостроительства, землеустройства, безопасности, а также в области развития
В то же время не до конца решена проблема разграничения полномочий, нет ответа и на главный вопрос обеспечения деятельности местного самоуправления о его финансовой базе.
Важнейшее значение для АСДГ в 2005 году приобретает взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти и, в особенности, с представительствами Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, региональными и межрегиональными ассоциациями муниципальных образований Российской Федерации. АСДГ будет отслеживать реализацию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Сибири и Дальнего Востока и активно участвовать в совершенствовании реформы местного самоуправления: важно, чтобы мнение и интересы муниципальных образований членов АСДГ обязательно учитывались на федеральном уровне власти.
К сожалению, многочисленные расчеты, выполненные в городах и в аналитическом центре Конгресса муниципальных образований РФ, показывают, что намечаемое сокращение доходов местных бюджетов существенно превышает сокращение их расходных полномочий. С одной стороны, отмечает президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, мэр Новосибирска Владимир Городецкий, продолжается практика возложения на органы местного самоуправления дополнительных вопросов местного значения и полномочий, не обеспеченных финансированием. А с другой новая модель существенно ограничивает состав муниципального имущества, не учитывая все многообразие местных условий.
Так, статьи 14 и 16 Федерального закона
Необходимо активизировать работу по внесению поправок в Бюджетный кодекс в части расширения источников доходов местных бюджетов. К числу таких источников могут быть отнесены увеличение доли местных бюджетов в подоходном налоге с физических лиц, в налогах на малый бизнес, а также в передаче местным бюджетам налога на имущество организаций, расположенных в жилых
Однако нельзя не отметить положительные стороны новой модели межбюджетных отношений. Она обеспечивает стабильность и предсказуемость доходной базы местных бюджетов, повышает степень самостоятельности органов местного самоуправления в расходовании бюджетных средств, открывает возможности для перспективного планирования
Кардинально меняется схема определения расходов местных бюджетов. В соответствии с законом
Муниципальный бюджет будет расписываться по тому же принципу, что и бюджет семьи, поясняет Владимир Городецкий. Исходя из финансовых возможностей, будем определять объемы услуг и, в отдельных случаях, нормативы расходов на единицу услуги. Расходы зависят от доходов еще жестче, чем раньше. Город становится более самостоятельным в распределении бюджетных средств, возрастает ответственность за правильность принятого решения перед населением. И только перед ним. В этом главное, и без этого невозможно реальное самоуправление.