Новосибирск

Местный бюджет: пока доходов меньше, чем расходов

18.05.2005 00:00:00

20–21 мая в Новосибирске в рамках XXII общего собрания АСДГ пройдет конференция глав муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока, посвященная практике и актуальным проблемам реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Особое внимание участники конференции уделят таким вопросам, как финансовое обеспечение местного самоуправления, земельно-имущественные отношения, градостроительство, социальная защита, жилищная политика, подготовка кадров для муниципального управления.

Практически завершен первый этап реформы местного самоуправления. В 2004 году существенно изменилось федеральное законодательство: уточнены сроки выборов в органы местного самоуправления, расширены и конкретизированы их полномочия в сферах градостроительства, землеустройства, безопасности, а также в области развития лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения. Приняты важнейшие для судеб местного самоуправления новая редакция Бюджетного кодекса РФ, новая редакция Градостроительного кодекса РФ. А в нынешнем году вступил в силу новый Жилищный кодекс РФ.

В то же время не до конца решена проблема разграничения полномочий, нет ответа и на главный вопрос обеспечения деятельности местного самоуправления — о его финансовой базе.

Важнейшее значение для АСДГ в 2005 году приобретает взаимодействие с федеральными и региональными органами государственной власти и, в особенности, с представительствами Президента Российской Федерации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах, региональными и межрегиональными ассоциациями муниципальных образований Российской Федерации. АСДГ будет отслеживать реализацию Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Сибири и Дальнего Востока и активно участвовать в совершенствовании реформы местного самоуправления: важно, чтобы мнение и интересы муниципальных образований — членов АСДГ обязательно учитывались на федеральном уровне власти.

К сожалению, многочисленные расчеты, выполненные в городах и в аналитическом центре Конгресса муниципальных образований РФ, показывают, что намечаемое сокращение доходов местных бюджетов существенно превышает сокращение их расходных полномочий. С одной стороны, отмечает президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, мэр Новосибирска Владимир Городецкий, продолжается практика возложения на органы местного самоуправления дополнительных вопросов местного значения и полномочий, не обеспеченных финансированием. А с другой — новая модель существенно ограничивает состав муниципального имущества, не учитывая все многообразие местных условий.

Так, статьи 14 и 16 Федерального закона N 131-ФЗ относят к вопросам местного значения поселений и городских округов создание условий для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, а статья 50 запрещает иметь необходимое для этого имущество. Если жители окраинного района города просят открыть в этом районе магазин, парикмахерскую или отделение связи, а хозяйствующие субъекты не идут туда из-за низкой рентабельности, то естественной реакцией со стороны муниципалитета может быть создание условий для этого путем сдачи в аренду такому хозяйствующему субъекту муниципального нежилого помещения на льготных условиях. Однако по требованиям статьи 50 таких помещений муниципалитет иметь не вправе. Данная статья, считает Владимир Филиппович, требует концептуального пересмотра.

Необходимо активизировать работу по внесению поправок в Бюджетный кодекс в части расширения источников доходов местных бюджетов. К числу таких источников могут быть отнесены увеличение доли местных бюджетов в подоходном налоге с физических лиц, в налогах на малый бизнес, а также в передаче местным бюджетам налога на имущество организаций, расположенных в жилых и общественно-деловых зонах населенных пунктов. Трудно объяснить, почему расположенные в городской застройке гостиница, универмаг, ресторан или автостоянка должны платить налог на свое имущество субъекту РФ, а не городу.

Однако нельзя не отметить положительные стороны новой модели межбюджетных отношений. Она обеспечивает стабильность и предсказуемость доходной базы местных бюджетов, повышает степень самостоятельности органов местного самоуправления в расходовании бюджетных средств, открывает возможности для перспективного планирования социально-экономического развития территорий.

Кардинально меняется схема определения расходов местных бюджетов. В соответствии с законом N 131-ФЗ, органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов.

— Муниципальный бюджет будет расписываться по тому же принципу, что и бюджет семьи, — поясняет Владимир Городецкий. — Исходя из финансовых возможностей, будем определять объемы услуг и, в отдельных случаях, нормативы расходов на единицу услуги. Расходы зависят от доходов еще жестче, чем раньше. Город становится более самостоятельным в распределении бюджетных средств, возрастает ответственность за правильность принятого решения перед населением. И только перед ним. В этом главное, и без этого невозможно реальное самоуправление.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Родня по переписке