Новосибирск 0.3 °C

Сокровища с чердака

28.05.2005 00:00:00

День календаря: 112 лет назад открылась картинная галерея Павла Михайловича Третьякова

«Жертвователей в России и прежде было не густо, а ныне Третьяковых да Морозовых и того меньше, — грустно заметил известный новосибирский искусствовед Владимир Назанский. — Те великие полотна, которые есть сегодня в Художественном музее, — дар организаций, но не частных лиц. Нужны десятилетия, чтобы выросла генерация таких людей»…

Но слава Богу, были и остаются сдатчики — так просто называют работники музеев, архивов, картинных галерей граждан, приносящих к ним предметы быта, документы, награды… Их дары, конечно, никогда не станут лотами на аукционе Сотби, но они являют собой бесценные детали нашей истории, позволяют тысячам людей ощутить атмосферу прошедших эпох.

Фото Сергея ПЕРМИНА

Новосибирский краеведческий. Один из самых крупных в Сибири. Мы расскажем о его непарадной, повседневной стороне жизни. О жизни тихой и размеренной, но не менее (если не более!) значимой, чем публичные выставки. По так называемым запасникам и мастерским нас с фоторепортером любезно согласились провести главный хранитель музея Ирина Орлова, заведующая отделом реставрации Светлана Куимова и молодой реставратор Ольга Свечникова.

Для справки. Музей открыт в 1920 году. То здание на Красном проспекте, где он сейчас находится, музей занимает с 1986 года. Всего в настоящее время в его основном фонде насчитывается 141501 единица предметов и около 70 тысяч — во вспомогательном фонде.

По предметам старины можно судить о вкусах и нравах прошлых поколений. Фото Сергея ПЕРМИНА

— По тому, как и от кого поступили экспонаты в стены музея, их можно разделить на три основные группы: найденные в ходе экспедиций (археологических, историко-бытовых, этнографических), купленные у населения и принесенные «сдатчиками» в дар музею, — начинает свой рассказ Ирина Орлова. — Но все вещи и предметы, в целом, связаны с историей края, его культурой, бытом, событиями политической жизни. Как раз дары частных сдатчиков и составляют большую часть наших коллекций — будь то коллекции мебели, одежды, книг или бытовой утвари. Они передают вещи безвозмездно и бескорыстно. Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность всем жителям нашего города и области за их бескорыстие, трепетное отношение к истории. Люди помогают в полном смысле слова сохранить историю нашей Родины, делать ее ярче, глубже, многограннее. Они приносят бесценные для них вещи в музей и говорят: чтобы не затерялось, чтобы не пропало, чтобы осталось будущим поколениям… Но такие документы, как паспорт и трудовую книжку, мы брать не имеем права. Они сдаются в архив. Но принимаем наградные листы, грамоты, награды. Правда, во-первых если награды содержат драгоценные металлы, то по закону на них обязательно оформляется дарственная, а во-вторых, это должен быть предмет только умершего человека. Награда принимается по дарственной только с несколькими подписями самых близких родственников. Таким образом, благодаря нашим гражданам музей обладает замечательной коллекцией фалеристики, насчитывает более четырех тысяч предметов — медали, знаки, значки, эмблемы и прочее. Или журналы. Их насчитывается больше пяти тысяч наименований. Могу с гордостью сказать, что у нас есть такие журналы, каких нет даже в ГПНТБ. Например, журнал «Красная сибирячка», который в 20–30-е годы прошлого столетия издавался у нас в Новосибирске.

В такие куклы играли наши бабушки и прабабушки… Фото Сергея ПЕРМИНА

— Я знаю, что некоторые предметы вам приносят обыкновенные рабочие, строители. Так произошло, например, когда три года назад на чердаке здания на Красном проспекте строители нашли завернутый в лохмотья американский винчестер производства 1903 года…

— Да, было такое. И, по-моему, «Вечерка» первой сообщила новосибирцам об этой находке. Немного раньше, лет восемь до этой находки, в известном старинном доме на улице Челюскинцев также во время реставрационных работ был найден схрон боеприпасов времен гражданской войны… Но есть категория людей, которые предлагают музею купить тот или иной предмет. В этом случае мы обсуждаем сам предмет и предложенную цену на фондово-закупочной комиссии. Приглашаем экспертов и решаем: стоит экспонат денег или нет? Нужен ли он музею за такую сумму? Затем выносится заключение. Если предмет представляет интерес для музея, мы его или покупаем за ту цену, которая была предложена, или предлагаем купить за свою, более умеренную.

… а по таким книгам они учились читать. Фото Сергея ПЕРМИНА

— Часто ли происходит так, что вы из-за стесненных финансовых возможностей не можете приобрести явно уникальную и ценную вещь?

— Такое случается. В этой ситуации мы предлагаем человеку обратиться либо в Государственный архив Новосибирской области, либо в музей истории СибВО, либо в ГПНТБ СО РАН, либо в епархию, если предмет каким-то образом относится к религиозному культу или к истории религии. К сожалению, нередко ценные предметы попадают на прилавки антикварных магазинов и в частные коллекции. Часто за большие деньги их стараются нелегально вывезти за границу…

— Итак, вещь попала в музей. Каков ее путь на выставочные витражи?

— Дальше начинается та самая, кропотливая и незаметная для людей работа по научному описанию предмета, по составлению справочных карточек, паспортов на каждый экспонат. Затем вещь заносится в ГИК — главную инвентарную книгу. После этого за дело берутся специалисты-реставраторы.

Владлен Трегубов возвращает столам и стульям былой блеск. Фото Сергея ПЕРМИНА

— У каждого из реставраторов свое направление работы, — вступает в разговор Светлана Куимова. — Например, Оля Свечникова занимается печатными предметами — письмами, грамотами, книгами, куклами. Владлен Сергеевич Трегубов реставрирует предметы старины: мебель, кухонную утварь. Сейчас вот, вы видите, он занимается «рубежным» канцелярским столом — его смастерили на рубеже XIX-XX века. По всему видно, что делали его под заказ…

Переходим в реставрационную лабораторию. Здесь специалисты дают вторую жизнь печатным предметам и всему, что сделано из бумаги.

— Вначале определяется плотность бумаги, проводится ее анализ, — объясняет Оля Свечникова. — Определяется «текучесть» текста, того текста, который написан чернилами. Затем бумага проходит обработку специальным химическим составом, а также, если чернила и типографская краска стойкие, — проточной водой. Реставрируется бумага с помощью мучного клея, с использованием известных рецептов и составов. Ничего мы не изобретаем, поскольку технологии реставрации давно отработаны. Когда же утрачены фрагменты документа, мы сами готовим бумажную массу и ею дополняем, как бы надстраиваем предмет. Называется эта операция «ручная заливка». Главная задача — не навредить. Чтобы оставить на предмете то дыхание эпохи, когда он был сделан. Особенно ценными для нас являются различные пометки от руки, зарисовки, дарственные надписи, дневники…

Многие предметы музея пока ждут своего часа. Их еще много в запасниках. Есть и настоящие раритеты. Такие, например, какие сегодня демонстрируются на выставке, посвященной традиционным Дням славянской письменности и культуры. Все экспонаты — вклад россиян в богатейшее историческое наследие нашей страны.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: