Новосибирск -0.3 °C

Мастер тайцзи-цюань,или Долгая дорога к себе

07.06.2005 00:00:00

Андрей Жданцев. Фото Сергея ПЕРМИНА

Боевыми искусствами инструктор по восточным единоборствам Андрей Жданцев увлекся 30 лет назад, когда такое увлечение не очень приветствовалось. Никаких пособий и видеофильмов по этой тематике не было. Но по рукам ходило много переводных откопированных книг, и мальчишки с горящими глазами с энтузиазмом перерисовывали оттуда стойки, блоки и удары. Энтузиасты постарше рисковали получить за свои увлечения срок…

Родители — мама-химик, папа-технарь — тоже его «увлечения Востоком» не разделяли и до последнего надеялись, что сын, наконец, образумится и «займется чем-нибудь путным». Поступит, например, в политехнический институт, который когда-то заканчивали они. Но он не образумился…

«Когда очень надо, все приходит само…»

Началось все с того, что однажды пятиклассник рязанской средней школы Андрей Жданцев прочитал в журнале «Наука и жизнь» статью про карате-до, и они с друзьями начали заниматься. Он убежден, что «когда очень надо, действует непреложный закон, и все приходит само…». Скоро познакомились с курсантами из Рязанского высшего воздушно-десантного училища, которые владели восточными языками, переводили книги и занимались боевым искусством, — удалось «разжиться» у них литературой. Потом оказалось, что его преподаватель бальных танцев — жена одного из выпускников-десантников. Договорились на выгодный «бартер» — школьники обучали курсантов танцам, а десантники занимались с ними карате.

В 8-м классе Андрей уже вел свою секцию по карате-до, в которой было 102 человека: «Я вообще тогда считал, что я самый крутой и знаю все…»

Сначала были «жесткие« японские школы — киокушинкай-карате и традиционный муай-тай (тайский бокс). «В киокушинкай-карате тогда было разрешено практически все, кроме ударов руками в голову», но травматизм на тренировках, вспоминает Андрей, был почти нулевой, благодаря хорошим тренерам. В 1979-м «тренеров», ребят из элитной разведроты, послали в Афганистан, большинство из них не вернулось.

От «жестких» японских школ через увлечение восточной медициной пришел к более «мягким», китайским техникам — у-шу и тайцзи-цюань…

Мастер Чжоу И

Фото Сергея ПЕРМИНА

В середине 80-х отношение государства к восточным единоборствам в корне изменилось.

— В России тогда шло бурное развитие боевых искусств, — вспоминает Андрей. — В Институт медико-биологических проблем, который существовал при Госкомспорте, стали приглашать серьезных инструкторов. За «полугосударственный счет» ездили в Китай, разыскивали там известных мастеров, многие из них потом, кстати, здесь и остались…

После трехгодичного курса семинаров и экзаменов, получив сертификат международного образца с печатью Госкомспорта, Жданцев стал дипломированным инструктором тайцзи. Сертификат, говорит, по большому счету, был просто бумажкой, на семинары ездили в основном общаться. Общение было очень полезным. На одном из таких семинаров в Крыму он познакомился с китайским мастером Чжоу И, которого считает своим учителем тайцзи-цюань.

— Сформировал меня, безусловно, Чжоу И, хотя до него я и делал самостоятельные попытки овладеть техниками. Чжоу И был мастером тайцзи-цюань школы «У», мастер цигун.

Не могу сдержать любопытства: «А сколько человек может за раз «уложить« мастер тайцзи?»

— Чжоу «на спор» однажды за несколько секунд положил девять человек — здоровенных мужиков. Причем спор начали они. Когда поспорили во второй раз, он вообще сделал так, что они к нему не смогли подойти — просто стояли и не могли оторвать ног от земли. А вообще Чжоу — человек очень неагрессивный, в последний раз дрался в 14 лет.

Сам Андрей тоже человек не агрессивный, но «вмешиваться в ситуацию» и ему приходилось.

— Было раза три. Когда после медицинского училища работал фельдшером в деревне. На второй день работы пришли знакомиться местные мужики с трехлитровой банкой самогона. Я их долго и достаточно интеллигентно убеждал, что не пью, но они по мере выпивания верили этому все меньше и меньше. Пришлось, в конце концов, их выставить. Но потом мы стали большими друзьями. В другой раз я на «скорой» приехал на происшествие: а там пьяный мужик порубил свою жену и бегал с топором, никого не подпускал. Пришлось сначала его утихомирить, потом уже заняться женщиной. Нормальная деревенская жизнь…

«Нормальная деревенская жизнь» Андрея Александровича продолжалась недолго. Жилья не было, медпункт развалился, на его ругательные заявления в облздравотдел, что «фельдшер в деревне фактически без работы», никто не реагировал. И когда его пригласили вести группу модного тогда у-шу при одном из рязанских кооперативов и давать там сеансы китайского массажа, зарплата в 1500 рублей в сравнении с его 92-мя «фельдшерскими» показалась просто сказочной…

Потом работал инструктором в одном из закрытых городов под Красноярском. К тому времени он уже имел своих учеников, о нем ходили легенды…

Были попытки создать центры боевых искусств на Алтае. На Алтай, признается, хотел уехать еще и потому, что «были внутренние проблемы, нужно было хотя бы год пожить на природе, без людей».

Последние восемь лет живет в Новосибирске. Здесь встретил свою жену Галину, которую привели к нему совершенно больной, так что сначала вылечил… Галина — тоже инструктор по тайцзи и занимается восточной медициной.

«Чем больше ты можешь — тем больше степень твоей свободы…»

Фото Сергея ПЕРМИНА

В свое время родители так и не дождались поступления сына в политехнический. И, рассказывая об этом с определенной долей юмора, Андрей признается, что все же испытывает по этому поводу некоторые сожаления — «не хватает базовых знаний политехнических, экономических, юридических, астрономических, астрологических…».

И будь в сутках 48 часов, он бы их обязательно приобрел.

— Можно по-разному относиться к жизни. Можно просто ее проживать, а можно жизнь воспринимать как школу. Большинство просто проживает, а кто-то ждет каждый новый день, чтобы что-то понять, чему-то научиться, что-то новое сделать.

Давнее хобби Андрея — видеосъемка. Теперь заканчивает курсы при ГТРК, приобретает еще одну специальность.

— Кинематограф дает новый взгляд на мир, возможность увидеть новые цвета и новые оттенки в том, что уже знакомо. Подобное чувство дает живопись, всегда хотел заняться, но не имею к этому природной склонности.

В параллель с кинематографом занялся бы кузнечным и столярным делом. Мужчина, считает, должен уметь делать все, что необходимо, чтобы выжить. Неважно, интеллигент он или рабочий. Сам Жданцев может и дом одним топором срубить, и из металла что-нибудь отковать. «Но все на уровне примитива. Чтобы создать что-то серьезное, не хватает знаний…»

— Чем больше ты можешь — тем больше степень твоей свободы. Чем больше точек соприкосновения с жизнью, тем более цельно воспринимаешь мир…

Остаются самые вредные

Фото Сергея ПЕРМИНА

Обычный школьный спортзал с баскетбольными щитами и шведской стенкой. Группа из 25–30 человек. Возраст самый разный. Много женщин. Среди учеников — программисты и учителя, инженеры и рабочие, предприниматели и банковские служащие, менеджеры и врачи… Есть даже два католических священника из Италии.

Начинается тренировка. Плавные движения рук, сосредоточенный взгляд — впечатление полного погружения в себя…

Основа боевых искусств — медитативная практика. Посредством медитации практикующий тайцзи тренирует себя, чтобы быть спокойным и сконцентрированным, достичь состояния покоя и сосредоточенности, которое позволяет оценивать вещи и события нейтрально, без эмоционального стресса. Лишь меняя свое сознание, меняя себя, можно добиться результатов. Именно этот процесс совершенствования, преодоления слабых сторон и привлекает сюда людей. А бойцовские навыки — вторичный, хотя и закономерный результат упорных занятий. Многие, поняв, что за несколько недель сокрушительному набору ударов и приемов здесь не научат, после первых же тренировок уходят.

Остаются, говорит Андрей Александрович, самые вредные и упорные, те, кому это действительно нужно.

Десять вопросов мастеру

1. Вы попробовали себя в самых разных стилях. Почему все-таки тайцзи-цюань?

— Каждый выбирает школу, которая более всего подходит его психотипу. Люди агрессивные и импульсивные, например, занимаются более агрессивными и импульсивными боевыми искусствами. Мне ближе «мягкие» школы…

Тайцзи-цюань — самая сложная и самая, на мой взгляд, продуманная и оформленная школа, которая опирается именно на законы природы, биомеханики физического аппарата, законы взаимодействия тела с миром, — и неважно, работаете ли вы с оружием, работаете с человеком или просто обрезаете цветы. В тайцзи нет ни одного высосанного из пальца движения. Как это, к сожалению, бывает у многих авторов новосозданных школ.

2. В чем отличие традиционных боевых искусств от спортивных единоборств?

— Это абсолютно разные вещи. Спорт — определенные правила, определенные рефлексы, определенный опять же психотип. А мастер боевых искусств — это совсем иной психотип. Есть Художники, есть Монахи, есть Воины. История сохранила имена ученых, государственных деятелей, философов, врачей и т. д., то есть людей, занимавшихся боевыми искусствами как хобби, они бывали даже прекрасными технарями, но не более того. Потому что Путь Воина — это особый образ мышления, своя специфика восприятия, особый способ действия в миру.

Из боевых искусств можно взять многое. Существует оздоровительная гимнастика, созданная на основе тайцзи, которой занимаются люди пожилые, больные: с проблемами сердца, позвоночника, суставов, с повышенным давлением, пониженным давлением и т. д. У нас чаще всего именно и пишут о тайцзи-цюань именно в этом ключе.

Есть китайское у-шу как вид спорта, где тоже есть свои разделы и свои правила. Это красиво, технично, но это не боевые искусства. Главный принцип традиционных боевых искусств — быстро и эффективно уничтожить противника. Потому что создавалось все в те времена, когда на каждом шагу это мог сделать каждый с тобой. Тайцзи-цюань — именно такое традиционное боевое искусство. Хотя сам я не занимаюсь тайцзи как чисто боевым искусством. Для меня в этом нет необходимости — в меня никто не стреляет, с саблями по улице не бегает. Основная цель тайцзи-цюань для меня — преобразование тела, идеальный контроль над физическим телом и другими телами…

3. Физическая подготовка при занятиях тайцзи-цюань важна?

— Если мы говорим о спортивном тайцзи, то безусловно. Люди, увлеченные этим, как правило, параллельно еще занимаются гимнастикой, акробатикой, силовыми тренингами, растяжкой и так далее. В Новосибирске, кстати, прекрасная школа по спортивному у-шу, великолепные мастера, даже в Китае первые места занимают, китайцев «делают».

Что касается традиционного тайцзи-цюань — то тут никаких особых требований по физической подготовке нет. Люди приходят самые разные, и каждый сам для себя решает, что ему надо. У меня есть люди с очень мощной силовой подготовкой — так называемые костоломы, а есть такие, которых от взгляда шатает. Я не могу навязывать всем какую-то одну линию. По большому счету это нормальная клубная работа, люди приходят и отдыхают от работы, семьи, от своих проблем. Деление в группе существует, есть начинающие, есть никакие, есть совершенствующиеся…

4. Вы полагаете, что человек может по-настоящему духовно раскрыться, только следуя учениям Востока?

— Совсем необязательно. Не своим «европейским», так называемым практикантам, которым «ну не нравится этот Восток», я объясняю простую вещь — что восточные практики преобладают потому, что более детально разработаны. У восточных цивилизаций возраст очень большой. Когда по Европе еще бродили орды варваров, восточные цивилизации уже не раз возникали и не раз рушились, у них была сложившаяся философская и научная база. И духовные практики идут с Востока просто потому, что он древнее и мудрее…

5. Сами вы были в Китае?

— Нет, не был. И в современном Китае быть не очень хочу. Хотя, может быть, в качестве туриста посетить определенные места с рюкзаком за спиной.

6. Согласно восточной традиции мастер должен позаботиться о преемниках, есть ли у вас ученики?

— Естественно, наступает момент, когда то, к чему ты пришел, необходимо кому-то передать. Но далеко не всегда, даже на обычных тренировках, твои ученики могут взять то, что ты хочешь и можешь им дать, — это довольно мучительный процесс. Не так давно у меня в связи с этим был кризисный момент, когда люди, которых я считал очень перспективными, которые уже достигли определенного уровня подготовки, вместо того чтобы идти дальше, просто ушли и стали решать свои проблемы. На сегодняшний день самым перспективным моим учеником является моя жена, но она берет от тайцзи-цюань только то, что ей нужно, и, наверное, это правильно. Мы с ней единомышленники в том, что касается мировоззрения тайцзи, относительно занятий наши взгляды не всегда совпадают.

В городе есть еще один человек, мой ученик, который мог бы стать потрясающим мастером тайцзи, — у него отличная пластика, он отлично работает с оружием, у него идеальное ощущение тела, он делает всю внутреннюю базовую технику по ощущениям формы. Но он занимается тайским боксом. Человек — очень простой, добрый, круглый, ему нравится что-то попроще и поконкретнее. Так что с преемственностью пока проблемы.

7. Считается, что мастер боевых искусств входит в апогей силы примерно к 50 годам.

— Как правило, да. При правильной методике. Сейчас со всем этим, конечно, гораздо проще, есть и литература, и грамотные инструкторы… Когда мы начинали, приходилось учиться только на своих ошибках, проверять все — и отрицательное, и положительное — на себе. Это правильно, это интересно. Но многие из тех, с кем мы вместе начинали заниматься, — умерли. Кроме меня, пока.

8. С чем это связано?

— Неправильные практики.

9. От этого можно умереть?

— От всего, что связано с внутренними энергиями, человек либо поднимается, либо разлагается…

10. Кто для вас сегодня является самым непререкаемым авторитетом, Мастером в области тайцзи?

— Идеал по части «мягкой техники» для меня — не мастер тайцзи-цюань, а основатель айкидо Морихэй Уэсиба. Как ни парадоксально это звучит, но именно он воплотил в жизнь тайцзи-цюань. Один Мастер в столетие. Всегда так было и так будет.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: