Новосибирск 4.7 °C

Какой тариф установить?

07.06.2005 00:00:00

С 1 января 2006 года это будут решать органы местного самоуправления

Опыт общения с работниками ЖКХ, от простого электромонтера ЖЭУ до руководителей самого разного уровня, говорит о том, что о деталях и механизмах реформы их отрасли они имеют весьма смутное представление. В лучшем случае могут назвать лишь основную цель реформирования ЖКХ — «чтобы потребителям услуг было лучше», и главный принцип — «оплата только за фактически оказанную услугу». Дальше этих довольно известных и уже порядком избитых тезисов коммунальщики не распространяются. Потому что не знают большего. Чего уж говорить о потребителях, тех простых гражданах, ради которых, собственно, и крутится уже десять лет весь этот реформаторский сыр-бор вокруг ЖКХ.

Между тем на днях в «Российской газете» была опубликована довольно любопытная статья, суть которой — как раз разъяснить широкому кругу граждан содержание жилкомреформы. «Обрабатывал» общественное мнение на этот раз заместитель руководителя Федерального агентства по строительству и ЖКХ Юрий Тыртышов. Материал этот интересен еще тем, что в нем упоминается опыт работы в новых условиях нашего Новосибирска.

Характерно, что свое выступление Юрий Тыртышов начал именно с проблемы кадров, на плечи которых ложится тяжкое бремя реформ. Причем речь шла даже не о начальниках ЖКХ — они-то как раз, как никто другой, знают проблемы своего хозяйства и решают их в повседневной жизни. Более настораживающее положение дел — на уровне руководителей местных администраций, обязанных планировать, считать, привлекать заказчиков и инвесторов. Именно такие задачи встанут перед главами муниципальных образований в полный рост с 1 января 2006 года, когда вступит в силу Федеральный закон N 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Помимо всего прочего, в этом документе четко обозначены функции руководителей в управлении ЖКХ. И именно в их отношении высокопоставленный чиновник выразил большую озабоченность. «На «начальников» у нас дефицита никогда не было, только дай порулить, — заметил Юрий Тыртышов. — Уверен, что в местное самоуправление будут избраны достойные люди, но по профессии это могут быть врачи, учителя, общественные деятели и т.п. Помогать же им должны специалисты, которых, увы, не так много, как требуется. Имеющаяся в настоящее время система обучения и переподготовки кадров просто не в состоянии за короткий срок справиться с резко возросшим спросом. Скажу больше. Положение усугубляется тем, что одновременно с 1 января 2006 года вступит в действие и другой Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса«, но специалистов, разбирающихся в этой важнейшей сфере, в принципе очень мало».

Сложность предстоящего «переходного периода« заключается в том, что те тарифы, которые будут рассматриваться и утверждаться в текущем году, будут проходить еще по старинке. Но в 2006 году коммунальные предприятия сами займутся производственными программами, и органы местного самоуправления станут выстраивать свои инвестиционные планы. «131-й закон был принят в октябре 2003 года, — напомнил Юрий Тыртышов. — За прошедшее время новые нормы и правила обкатывались в Новосибирской области и Ставропольском крае. Новосибирский и Ставропольский полигоны стали хорошей школой для управленцев из других мест. У всех желающих есть возможность ознакомиться с новой нормативной базой, организационным обеспечением и, главное, опытом практической реализации реформы местного самоуправления».

Вот так, оказывается, дорогие новосибирцы. Мы с вами уже второй год живем в условиях всероссийского эксперимента, и на нас «обкатывают» новые модели реформ, чтобы внедрить их в других регионах. А мы никаких особенных потрясений даже не заметили. Зато вполне очевидным стал тот факт, что в нашем городе заметно снизилось число крупных аварий на сетях тепло- и водоснабжения и отопительный сезон Новосибирск проходит без серьезных происшествий. И это при том, что у нас, в третьем по площади городе страны, не самая благополучная ситуация с качеством огромной сети трубопроводов — они так же изношены, как и везде. И так же, из-за удорожания труб и комплектующих, приходится из года в год увеличивать финансирование на ремонт и реконструкцию объектов.

А еще мэрия не только принимает непосредственное участие (пока только «принимает участие») в обсуждении инвестиционных программ и бюджетов своих муниципальных предприятий, но и вносит свои предложения по верстке планов «Новосибирскэнерго» и «Новосибирскгортеплоэнерго». В ряде случаев удается отстоять интересы города и его жителей и, в частности, несколько умерить аппетиты энергетиков в части установления тарифов. Новое законодательство предполагает дать муниципалитетам еще большую свободу слова и действий в формировании тарифов и планов коммунальных служб.

Одним словом, Новосибирск уже живет и работает в новых условиях. Хотя, в части создания конкурентной среды, создания альтернативы муниципальным ЖЭУ и ДЕЗ, мы еще далеко не ушли. Те же немногие частные жилищно-коммунальные хозяйства, которые имеются в городе в настоящее время, пока не вышли на тот уровень эффективной работы, который мог бы стать примером для повсеместного внедрения.

«В любом случае, кому бы ни принадлежали объекты коммунального назначения, роль муниципалитета оказывается значительной, — говорит Юрий Тыртышов. — На муниципальном уровне устанавливаются тарифы на водопровод, канализацию, утилизацию твердых бытовых отходов. Плюс так называемые инвестиционные надбавки к тарифам и тарифы на подключение к сетям, то есть то, что раньше связывалось с выдачей технических условий на подключение. Через тарифы прослеживается и новый механизм управления отраслью. Он уже состоит не в том, чтобы назначать и снимать директоров унитарных предприятий. Муниципалитет утверждает производственную программу предприятия, к примеру «Водоканала«, и инвестиционную программу в целом по населенному пункту. Вписывает свои инвестиционные планы в генеральный план развития. Муниципалитет принимает решение, как именно распределится инвестиционная нагрузка, какова доля участия бюджета, потребителей услуг, застройщиков. Вообще посильны ли тарифы для населения или необходима какая-то финансовая бюджетная помощь. Таким образом, выстраивается жилищно-коммунальная политика в конкретном городе, селе».

А вот тут-то как раз возникают большие сомнения в победном продвижении реформ. Пример тому — малые города нашей области: Татарск, Карасук, Искитим, Бердск, Обь. Не секрет, что налогооблагаемая база здесь очень слабая. Денег на коммуналку катастрофически не хватает. Есть задержки с зарплатой как работникам ЖКХ, так и работникам прочих предприятий районов. (Показателен недавний «захват» администрации ЖКХ в Карасуке самими работниками отрасли.) Население, в результате, едва-едва справляется с коммунальными платежами. При таких проблемах, от свалившейся им по 131-му закону «свободы» местным органам самоуправления впору хвататься за голову и выть от безысходности. Повышать тарифы, чтобы подлатать больше дыр — нельзя, население не вытянет. Слишком низкие тарифы — вообще ни на что денег не хватит. Еще хуже обстоят дела в районных поселках. Стоит ли, например, серьезно говорить о планах модернизации системы ЖКХ в Чанах или в Кочках, где основное топливо — уголь, а средств только и хватает на ремонт древних котлов на маломощных котельных. Поэтому сейчас все остальное «утопающее» — внутриквартальные сети, капитальный ремонт жилфонда и прочее — дело рук самих «утопающих», то есть самих жителей. Очевидно, что областным властям еще не один год придется, как и прежде, помогать сельчанам, направлять в слабые города немалые средства. Тем более, что региональные и федеральные власти отнюдь не самоустраняются от проблем ЖКХ.

«Региональным энергетическим комиссиям отданы вопросы тарифного регулирования по газо-, тепло- и энергоснабжающим предприятиям, а также по ряду «Водоканалов», которые обслуживают сразу несколько поселений. РЭКи устанавливают тарифы, но инвестиционные надбавки остаются за муниципалитетами, — подчеркнул Юрий Тыртышов. — Кроме того, для регионального звена остается важнейшая из функций — социальная поддержка населения при оплате жилищно-коммунальных услуг, то есть субсидии, льготы, денежные компенсации. Причем, если раньше они проходили через предприятия ЖКХ, то теперь, по новому порядку, «коммуналка« не имеет к ним никакого отношения. У коммунальщиков одна задача — оказать услугу и получить оплату. Социальная защита — это взаимоотношения населения и государства, точнее, его органов социальной защиты. За федеральным центром остается мониторинг ситуации в отрасли. Мы следили и будем следить за ходом подготовки хозяйства к зиме и работой в зимних условиях. Инструментом проведения государственной политики в ЖКХ остаются федеральные целевые программы, которые предусматривают развитие, строительство, реконструкцию объектов жизнеобеспечения и софинансируются из бюджетов различных уровней».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: