Новосибирск
11.06.2005 00:00:00

В Новосибирске прошло совещание медицинских работников ОАО «Российские железные дороги»

Перед журналистами выступает начальник департамента медицинского обеспечения ОАО «РЖД» Олег Атьков

Оценка состояния и работы системы медицинского обеспечения ОАО «Российские железные дороги» стали предметом обсуждения на сетевом совещании «Экспертиза профпригодности и экспертиза временной нетрудоспособности в негосударственных учреждениях здравоохранения ОАО «РЖД», которое прошло в Новосибирске. Поводом для его проведения стало изменение статуса крупнейшего российского перевозчика — теперь вместо «министерской» отрасли оно стало акционерным обществом, а также новая демографическая ситуация, складывающаяся в стране.

На нужды медицинского обеспечения своей деятельности ОАО «РЖД» тратит около трех миллиардов рублей ежегодно, из которых доля собственных средств составляет почти 70 процентов, а остальное — средства Фонда обязательного медицинского страхования, добровольное медицинское страхование, а также оказание платных услуг, отметил в своем выступлении перед журналистами начальник департамента медицинского обеспечения ОАО «РЖД» Олег Атьков. Это немало, если учесть что общая численность работающих на железной дороге составляет 1 миллион 200 тысяч человек. Однако на первый план выходит оптимизация действующей системы здравоохранения.

Одним из направлений этой работы стала структуризация действующих учреждений здравоохранения, относящихся к системе ОАО «РЖД» В их составе остались только те подразделения, которые непосредственно обеспечивают деятельность отрасли. В ведение федеральных властей переданы отделения педиатрии и родовспоможения, а также противотуберкулезные, так как они финансируются по специальной государственной программе. С этим же, кстати, связано сокращение числа коечных мест в стационарах, однако увеличивается эффективность их использования и пропускная способность — люди не лежат в больницах по несколько месяцев, а, получив конкретную помощь, выписываются для амбулаторного лечения либо переводятся на дневной стационар. Этому также способствует появление и активное применение на железной дороге самых новейших лечебных технологий и методик, а также обеспечение лечебных учреждений современным медицинским оборудованием.

Вместе с тем, как отметил Олег Атьков, в настоящее время происходит пересмотр действующих требований и норм к работникам ОАО «РЖД» в сторону их смягчения. Если раньше возраст порядка 40 лет для многих считался критическим, то теперь, благодаря современным системам диагностики, появилась возможность более точно определять уровень состояния здоровья работников и в случаях, когда имеющиеся или приобретенные заболевания не оказывают влияние на профессиональную деятельность, разрешать ее. Такое решение является очень важным, так как, например, обучение и становление машиниста, помощника машиниста, диспетчера — достаточно затратный и долговременный процесс. Кроме того, в нынешней ситуации, когда смертность по стране превышает рождаемость (по данным Госкомстата, на 10 новорожденных приходится 16 умерших), вопрос кадрового обеспечения становится по-настоящему «насущным». Кстати, подобные «возрастные сдвиги» сегодня происходят во многих других отраслях.

В этой связи огромное значение приобретает профилактическая работа и ранняя диагностика заболеваний. В более чем 250 врачебно-экспертных комиссиях ежегодное обследование проходит около одного миллиона человек. Именно в ходе этих обследований происходит выявление наибольшего количества болезней и принимаются меры по их предотвращению. Причем в некоторых случаях речь идет об изменений условий труда — настолько, насколько это возможно в данной ситуации.

Создание необходимых условий безопасности движения — еще одна из задач, лежащих на департаменте медицинского обеспечения. Как рассказал Олег Атьков, для этого также делается достаточно много. На отделениях вводятся комплексы компьютерной диагностики для проверки состояния машинистов, их помощников, диспетчеров, а также других специалистов перед заступлением на смену или дежурство. Кроме того, в составе департамента сохранено подразделение, производящее оценку медицинских препаратов, применяемых на практике, с целью выявления тех, которые могут ослаблять внимание или ухудшать психическое состояние работников. Естественно, к использованию в практике врачей-железнодорожников такие препараты не допускаются.

Учитывая складывающуюся обстановку, руководство ОАО «РЖД» принимает и особые меры. Одной из них стала специальная комплектация медицинских аптечек всех поездов, курсирующих в Северо-Кавказском направлении. Они подготовлены ко всем возможным ситуациям, в том числе — и к нештатным. Вообще же, по словам Олега Атькова, в ближайшее время этой работе будет уделено особое внимание. Планируются и уже ведутся работы по улучшению материального и кадрового обеспечения здравпунктов, расположенных на вокзалах. В ближайшее время начнется переобучение проводников.

«Кто, как не они, находящиеся рядом с пассажирами, должны владеть не только теоретическими знаниями, но и уметь оказать первую необходимую помощь: правильно наложить повязку, сделать искусственное дыхание пострадавшему, — подчеркнул Олег Юрьевич. — Это очень важно, и пассажиры должны знать о том, что рядом с ними всегда есть человек, способный не только рассуждать, но и действовать!»

Для подготовки к «нештатным» ситуациям железнодорожники активно используют плановые учения. В прошлом году, например, одно из них прошло на Брянском отделении Московской железной дороги. Отрабатывались ситуации «взрыв в пассажирском поезде» и «появление опасной инфекции». По результатам учений были сделаны соответствующие выводы и даны специальные рекомендации. В следующем году подобные учения планируется провести на одной из дорог Сибирского региона. Как отметил Олег Атьков, свои знания медикам уже приходилось применять на практике — два года назад, в во время вспышки эпидемии атипичной пневмонии, специальные посты работали на всех железнодорожных переходах с Китаем, и это стало одной из причин того, что опасная инфекция не попала в нашу страну.

— Несмотря на все проблемы и трудности, с которыми нам приходиться сталкиваться, мы помним о той ответственности, которую несем и перед своими работниками, и жителями «прижелезнодорожных» городов и поселков, — сказал также Олег Атьков. — К сожалению, у нас нет возможности содержать там медицинские центры, оснащать их современным оборудованием. Да, наверное, это и не надо. Специально для них мы разрабатываем совершенно уникальную методику — поезда специального назначения. Я знаю, один из них — поезд «Здоровье» — вот уже одиннадцать лет курсирует по Сибири — и за это время его пациентами стали тысячи человек. Совершенно уникальный поезд нового поколения выходит в этом году на Северную дорогу, в направлении Воркута — Архангельск. Называется он «Хирург Николай Пирогов», и это, без сомнения, одно из наших достижений. Планируется запустить «медицинские» поезда, которые будут обслуживать восточный и западный участок Байкало-Амурской магистрали. И я хочу особо подчеркнуть: как бы ни складывалась ситуация, железнодорожники и члены их семей, где бы они ни работали, будут обеспечены квалифицированной медицинской помощью. От этого зависит работа всей системы ОАО «РЖД», надежность и безопасность перевозок.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Новости
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей
Новости партнеров
Больше новостей