Новосибирск 1.1 °C

Соло для кота, пса, троих мужчин и мамы

18.06.2005 00:00:00

Путь к оперной сцене у Ольги Бабкиной начался… в детском садике

В полумраке огромного пустого зала, откинувшись на спинку кресла, сидела девушка. На сцене тем временем разгорались нешуточные страсти: шла репетиция оперы «Царская невеста». Одинокая слушательница была так поглощена действом, что, казалось, время для нее остановилось. С тех пор прошли годы, девушка сделала головокружительную карьеру, закончила вокальное отделение Новосибирской государственной консерватории, стала солисткой оперной труппы НГАТОиБ и спела на сцене театра более двадцати ведущих партий.

Лучшая «снежинка» детского сада

Ольга Бабкина после очередного успеха

Накануне новогоднего утренника трехлетней Оленьке поручили спеть песенку снежинки. К этому ответственному заданию юная певица отнеслась творчески. Она брала измором музыкального работника, заставляя ее еще и еще раз повторять мелодию незамысловатой песенки, чтобы уловить детским ушком все интонационные ходы. Каково же было изумление девочки, когда выяснилось, что заветную песенку будет исполнять ее подружка.

— Я устроила скандал, — вспоминает Ольга Бабкина. — Подружке надавала тумаков, а воспитательнице сказала: «Как вам не стыдно? Она (подружка) даже слова в песне не может выучить». После такого бурного протеста песню мне вернули, и я до самого выпуска в школу была бессменной снежинкой. Кстати, наша музыкантша первая разглядела во мне певицу. Она однажды сказала моим родителям: «Ваша девочка родилась с песней на устах, не загубите ее талант».

Родители Ольги — люди с техническим образованием — к супервокальным способностям дочери относились скептически, зато бабушка в талант внучки поверила сразу и купила девочке фортепиано. Ольга могла заниматься за инструментом круглосуточно, гаммы и этюды в ее исполнении не звучали только ночью, когда родители буквально оттаскивали ребенка от фортепиано и отправляли в постель. Педагога по фортепиано старательная ученица постоянно удивляла своими самостоятельными работами по изучению нотного материала. Например, девочка по собственному желанию выучила прелюдию Шопена («Похоронный марш») и играла ее, рыдая, а «Полька» Рахманинова в ее исполнении «сверкала», как драгоценный камень.

После окончания хоровой музыкальной школы в городке Сибай (Башкирия) Ольга поехала поступать в училище искусств в Уфу. Решила «брать штурмом» вокальное отделение и только настроилась на борьбу, как… голос пропал.

В поисках своего голоса

Шансов поступить на вокальное отделение училища у четырнадцатилетней девушки практически не было, набор абитуриентов на вокал начинался с восемнадцати лет. Ольга, конечно, расстроилась, но не растерялась, а поступила на дирижерско-хоровое отделение.

— У меня была такая сильнейшая возрастная мутация голоса, что я даже говорить не могла, — вспоминает Ольга. — Но к совершеннолетию голос вернулся, и мне предложили перевестись на вокальное отделение. Я была счастлива, ведь мне так дико хотелось петь, что ни о чем другом я даже думать не могла.

После училища Ольга год отработала в Уфимском оперном театре в качестве артистки хора. Вокалистку с крепким природным сопрано посадили в партию альтов, где ее красивый голос звучал уверенно и сильно. Попробовав театральную жизнь на вкус и удовлетворив тем самым свое любопытство, Ольга с легким сердцем отправилась в Санкт-Петербургскую консерваторию. Сдала экзамены, удачно спела арию Иоланты на прослушивании и… заболела. Суровый климат Северной Пальмиры сыграл с молодой вокалисткой злую шутку. Ольга на уровне интуиции почувствовала, что не стоит искушать судьбу, и уехала в Воронеж, где поступила на вокальное отделение Института искусств. Педагоги вуза тоже долго не могли расслышать, что же у девушки за голос: сопрано или меццо? Дело в том, что для Ольги не существовало такого понятия, как «переходные ноты», этого вечного камня преткновения для вокалистов. Педагог Ольги Геннадий Колмаков, наконец, решил, что его студентка обладает красивым и редким меццо-сопрано, и стал давать ей соответствующий репертуар. И опять у Ольги начались проблемы с голосом.

В это время в институт с проверкой нагрянула московская комиссия, в состав которой входила профессор Новосибирской консерватории Зинаида Диденко. Зинаида Захаровна прослушала всех студентов, в том числе и Ольгу. Она распела девушку чуть выше, чем обычное меццо, и капризный голос вновь зазвучал.

— У меня как будто сняли повязку с горла, — говорит Ольга. — Я почувствовала такую свободу и комфорт, когда взяла верхние ноты, что мне, естественно, захотелось запомнить это ощущение. Я поняла, что хочу учиться именно у Зинаиды Захаровны. Поэтому, не теряя больше драгоценного времени даром, я перевелась на третий курс Новосибирской консерватории. Зинаида Захаровна не только бережно, не торопясь ставила мне голос, но и давала практические советы по закалке характера. Мне стыдно было прийти на урок с невызубренным материалом, стыдно было болеть. Она не ругала нас за нерадивость, но могла так тихо сказать, что мало не покажется. Я уже стала солисткой, но до сих пор учусь профессионализму у моего мудрого педагога. Она нашла мой голос, и я благодарна ей от всей души…

Как «проплакать» Иоланту

В 1994 году студентка НГК Ольга Бабкина была зачислена в стажерскую группу НГАТОиБ, а через год перспективную молодую певицу перевели в основной состав оперной труппы театра. Ольга говорит, что первое впечатление о театре, как о храме искусства, она пронесла через все эти десять лет.

Первой партией, которую певица исполнила на сцене «храма», была Иоланта («Иоланта»).

— Концертмейстер театра Татьяна Епишина проявила богатырское терпение, разучивая со мной нотный материал, — вспоминает Ольга. — У нас есть такое понятие: «проплакать» образ. Так вот над Иолантой я рыдала на каждом занятии. А Татьяна в это время ждала, когда же я, наконец, прочувствую образ до конца, до последней слезинки. Она до сих пор надо мной смеется: «Помнишь свою первую Иоланту, из-за нее ты чуть не утопила меня в слезах?» Эта партия стала для меня школой. Я пою ее по сей день и только сейчас начинаю постигать всю глубину образа, а это значит, что я наконец-то «проплакала» свою Иоланту…

Сольную карьеру в театре Ольга начала сразу с ведущих оперных партий. Дело в том, что в театре тогда заболели сразу три сопрано, и пришлось новенькой «кинуться» на амбразуру. Сейчас в репертуаре певицы около двадцати партий, таких как Тоска («Тоска»), Ярославна («Князь Игорь»), Татьяна («Евгений Онегин»). Каждая героиня для Ольги любима и дорога по-своему, поэтому выделить из всех самую-самую певица не может. Ну а насчет школы выживания для молодого певца в огромном творческом коллективе Ольга говорит так: «Самое пагубное в человеке — это гордыня и самолюбование, когда после удачного выхода начинающий певец может возомнить о себе Бог весть что, типа: «Какое у меня «до«. С таким отношением к творчеству из театра лучше сразу уходить». Сама Ольга признается: несмотря на то, что она приятная женщина и дважды мама, работа у нее всегда стояла на первом месте, а уж потом семья, друзья.

«Агу« для мамочки-певицы

Старшему сыну Ольги Евгению сейчас пятнадцать лет, младшему Мирону недавно исполнилось полтора годика. Рождение второго ребенка в солидном возрасте для оперной певицы, впрочем, как и для любой женщины, большой риск. Но Ольга не стала перечить судьбе, и обладатель крепкого баса карапуз Мирон сейчас радует маму своими вокальными упражнениями: «Агу-агу, ма…»

— Когда я узнала, что беременна, было уже поздно что-либо предпринимать, — смеется Ольга. — В театре я долго скрывала, что вновь стану мамочкой. Мирон родился аккурат во время летнего отпуска. Когда я призналась Зинаиде Захаровне в своем поступке, она, к моему удивлению, обрадовалась и сразу начала давать дельные советы, как дитя выкормить и голос не потерять. Через два месяца после родов к открытию нового театрального сезона я вышла на работу, а еще спустя месяц спела Татьяну в «Евгении Онегине». Полностью восстановить душевные и физические силы помог главный дирижер театра Теодор Курентзис. Он так загрузил меня работой, что я быстро вошла в форму. Помню, репетиции иногда заканчивались в час ночи. Друзья, узнав о моих трудовых подвигах, крутили пальцем у виска, мол, у нее ребенок грудной, а она пашет…

В отсутствие мамы воспитанием Мирона занимаются мужчины: муж, сын, пес и кот. Конечно, днем малыш по мамочке очень скучает, зато, когда наступает ночь, Мирон точно знает, что заснет исключительно на теплых маминых руках.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: