В Новосибирске побывал один из самых интересных, интригующих и модных людей театра Евгений Гришковец.
Началось с того, что однажды в ноябре 1998 года Гришковец сыграл свой спектакль «Как я съел собаку» для 17 зрителей в курилке у буфета в Театре Российской армии. И, как принято говорить, наутро проснулся знаменитым. Искушенная Москва, уставшая от театральных сложностей и наворотов, игры вторых и третьих планов, сама того не подозревая, соскучилась по простой человеческой истории на сцене. А неказистый, картавый кемеровчанин так незатейливо и трогательно рассказывал про потерянные варежки, чай с малиновым вареньем и про службу в морском флоте
За какие-то
«Я всегда говорю, что мне очень повезло», признается Гришковец. И добавляет: «А кроме того, я человек очень дисциплинированный, ответственный, хороший собеседник и, на мой взгляд, неплохой парень. Это зачастую является очень важным»
Неплохого парня в Новосибирске считают почти своим. На гастролях он здесь бывает часто. На этот раз два вечера подряд играл на сцене «Глобуса» спектакль «Планета« в дуэте с актрисой МХАТа Анной Дубровской и выступил в клубе
***
За тот год, пока вас не было в Новосибирске, что особенного в вашей жизни произошло?
Самое главное, я написал книгу «Реки». Повесть вышла 28 апреля в издательстве «Махаон» и до сих пор продолжает оставаться в десятке бестселлеров. Продано 80 тыс. экземпляров, что очень неплохо для повести без сюжета.
Считаю, это мое первое писательское произведение, которое можно не предварять объяснением, что я режиссер, актер
Хотя начиналось все не очень благополучно. Писать начал еще в начале 2003 года. Предполагался такой сборник мемуарных рассказиков, которые я надиктовывал своей жене Лене. А в конце лета мою квартиру самым банальным образом ограбили. И результат семимесячной работы, довольно подробной, довольно серьезной, был полностью утрачен! Я не мог прийти в себя. В моей жизни это первый такой случай. Я давал объявления в газеты, обращался к бандитам, наркоманам, просил, чтобы вернули хотя бы винчестер. Ясно же было, что продадут цыганам за понюшку табаку. Но в итоге ничто не вернулось. Пытался
Вы сразу же выложили свою книгу на сайте, издатели не были против?
Издатели, конечно, были не в восторге. И тем не менее я это сделал. Было очень большое желание, чтобы эту книгу прочли земляки. Причем немедленно. Острее всего, думаю, она будет прочитана именно здесь, в Сибири. Я не считаю таким уж чудесным поступком, что я отсюда уехал, так же как не считаю большим героизмом оставаться здесь. Мне кажется, что читателя сибирского эта книжка успокоит и примирит с тем краем, о котором я пишу. Именно примирит. Тот человек, который хочет уехать, решит, что надо уезжать, а который не собирается уезжать, проведет время здесь в несуетливости и спокойствии
Приняли ли господа литераторы вас в свой круг?
Я сразу дистанцировался, потому что знаю, что для них я всегда буду выскочкой. Литературный мир еще более узкий, чем театральный, и там все еще больше любят друг друга.
Ваши отношения с издателями тоже не всегда складываются гладко
Заведено уголовное дело, рассылаются письма, агенты по магазинам. Потому что издательство
И все же как с театром?
Новых спектаклей не было уже три года, я очень соскучился и собираюсь сделать в этом сезоне целых два. В конце ноября- начале декабря есть идея вернуться к старому замыслу спектаклю по рассказам Эдгара По, который делал еще в «Ложе» и который мне очень дорог. Хочу, чтобы он перестал быть домашними радостями, а стал гвоздем сезона в Москве. Буду играть там, не удивляйтесь, с Александром Цекало. Пригласил его вовсе не потому, что нашел актера, который будет меньше меня ростом. Просто мне был нужен на сцене человек, который не был бы сугубо артистом, а являлся бы также и автором слова. Александр очень сильный и выпуклый мастер, у него своя мощная языковая стилистика, которой он будет очевидно отличаться от меня. К тому же он не прирожденный артист на драматической сцене почти никогда не был и ему это интересно. А мне было важно, чтобы для человека, который будет со мной на сцене, это также стало
Нет ли желания попробовать себя еще, например, в кино в качестве режиссера?
Я бы заинтересовался, если бы производство фильма не было связано с довольно большим количеством людей. После того, как я перестал руководить театром «Ложа», для меня управление стало страшным делом. У меня нет ни одного подчиненного, я с ужасом представляю, как это можно снова начать руководить людьми. Делаю только то, что зависит от меня самого.
А были ли предложения по экранизации вашей прозы?
Самые разные люди, состоятельные и не состоятельные, предлагали экранизировать «Рубашку». Но я в этом вопросе категоричен. Поскольку роман монологичен, считаю, что все попытки приведут к довольно занудному кино или тому, которое принято называть «кино не для всех». Такое кино меня не интересует. Я автор бестселлеров, меня не интересуют домашние радости. Но работаю над идеей, чтобы взять ту самую систему персонажей, что есть в романе, взять главного героя и предложить ему другие обстоятельства и события. Чтобы это было кинематографично.
Вы стали часто мелькать на киноэкранах
Это громко сказано. Было несколько секунд в фильме «Азазель» сыграл плохого человека в плохом фильме. Потом был очень симпатичный человек в фильме «По реке», очень порядочный, с которым в конце концов оставалась женщина, и было понятно, почему она с ним остается. Была очень маленькая роль у Говорухина следователя НКВД. Такого мерзкого, в очках. Дедушка увидел бы проклял.
И еще эпизод, над которым работал четыре дня, в фильме Глеба Панфилова «В круге первом» по Солженицыну, который он сейчас снимает. Я там сыграл Константина Симонова. И тут действительно все было интересно. В романе у Солженицына Симонову 37 лет, и мне тогда было 37. И он, и я картавим. И он, и я начинали писать произведения, связанные с защитой родины. К тому же, когда я побрился, оставив только усы, получилось серьезное портретное сходство. Которого я не ожидал. Солженицын, который очень капризничал по поводу разных героев, меня принял с первого раза.
Симонов в романе подонок, негодяй, вечно пьяный и противный. Я с этим не согласен, и потому попытался сделать его по возможности более симпатичным. Считаю, что он был талантлив и внешне импозантен, именно таким я там и старался быть. А знаете, как приятно было носить пиджачок с пятью значками лауреата Сталинской премии! Сталинская премия 50 тысяч рублей, в то время как «Победа» тогда стоила 7 тысяч. Он к своим 38 годам получил пять Сталинских премий!
Спектакль «Планета», с которым вы приехали в Новосибирск, о мегаполисе. А вы себя как ощущаете жителем маленького города, мегаполиса или гражданином мира?
***
«Провинциал, покоривший Москву» Евгений Гришковец приобрел некий столичный лоск, стал более занятым, более жестким и более искушенным. И все же он продолжает оставаться неисправимым провинциалом, который принимает все слишком близко к сердцу и слишком вкладывается во все душой если заболевает, то до температуры, если остывает, то начинает ощущать себя «как в тюрьме» и непременно устраивает побег на волю.
Сегодня его воля это, прежде всего, литература. Признается, что если удается вечер сидеть дома, сосредоточенно занимаясь написанием текстов, то чувствует себя абсолютно счастливым человеком. Автобиографичен ли герой его бестселлера, тоже уехавший из Сибири?
И да и нет. Но, по большому счету,