Новосибирск 6.8 °C

Нет деления на «наше» и «ваше»

24.06.2005 00:00:00

В Барабинске состоялось выездное заседание межведомственной тематической комиссии «Стратегия развития отношений города и сельскохозяйственной зоны области». Результативность ее работы значительно улучшилась в последние три года, когда по инициативе начальника департамента промышленности, науки и технологий мэрии комиссию возглавил ректор НГАУ и председатель аграрного комитета областного Совета Анатолий Кондратов. В Барабинске члены комиссии (а это специалисты города и области, ученые) собрали вместе глав администраций и руководителей экономических отделов Октябрьского, Дзержинского, Ленинского, Первомайского, Железнодорожного и Кировского районов — со стороны Новосибирска и глав 13 муниципальных сельских районов — западной части Новосибирской области. Кроме того, приехали директора заводов, выпускающих сельхозтехнику, и руководители сельхозпредприятий.

Мы попросили прокомментировать поездку в Барабинск постоянного члена комиссии, заместителя начальника департамента промышленности Геннадия КОМАРОВА.

— Геннадий Петрович, горожан наверняка впечатлили проблемы села?

— Увы. Очень хорошо их озвучил бывший глава Барабинского района, а ныне председатель райсовета Владимир Гросс. Как и по России, у нас сокращается поголовье коров, свиней, овец. Снижается производство мяса на душу населения. Велика доля импортного продовольствия на прилавках магазинов. Россия скоро должна вступить в ВТО. И если это произойдет без всяких условий, то нашему сельскому хозяйству придет конец. Поэтому в Барабинске был поставлен вопрос о том, чтобы облсовет вышел с законодательной инициативой в Госдуму: не открывать резко границы для импортного продовольствия.

— Как город может помочь селянам?

— Крестьянам не хватает оборотных средств — на закупку семян, сельхозтехники, удобрений и др. Нет полноценного рынка сбыта — нынче весной некуда было зерно девать. И аграрники, и многие депутаты облсовета предлагают вернуться к дотациям на сельхозпродукцию из областного бюджета, как это делают в других регионах. Причем раздавать их не всем сестрам по серьгам, а «привязать» дотацию к объемам проданной продукции городу. Для этого в областной бюджет надо закладывать хотя бы 1 млрд рублей, но потребность — 3.

Второе: горожане и селяне согласны организовать прямые потоки сельхозпродукции на предприятия Новосибирска. В 2004 году эти поставки составили 500 млн рублей. Из них половина пришлась на Октябрьский район, а точнее, на мелькомбинат N 1, который просто закупает зерно, а не продукцию для своих рабочих. А если бы каждый район закупал на 250 млн рублей, то селяне получили бы оборотных средств 2,5 миллиарда — здорово бы помогли эти деньги крестьянам! В Октябрьском районе серьезно торгуют с селом завод «Большевик», фабрика «Северянка»: получают продукты питания в обмен на одежду, окна и двери.

Поэтому сейчас мы ставим задачу перед директорами заводов и руководителями районов города: часть фонда оплаты труда предприятий направлять на прямые закупки сельхозпродукции. Я знаю в Ордынском районе хозяйство, которое продает яйцо по 12 рублей за десяток. Заводчане с удовольствием купят и за 15, потому что на рынке цена — 25. Получая зарплату, могут в киоске при цехе приобрести и дешевое мясо, другие продукты. Так мы бы «выбили» перекупщиков и гарантировали селянам рынок сбыта. А также увеличением объема продаж частично компенсировали бы 1–3 миллиарда рублей из бюджета, потраченных на дотации сельхозпроизводителям.

— Как вы собираетесь эти идеи реализовать?

— Было решено, что в ближайшее время в Новосибирске будет проведено совещание с участием губернатора, мэра и глав администраций всех районов Новосибирска и области. Чтобы конкретно договориться, как действовать. Есть еще один вопрос, обсуждавшийся в Барабинске, который целесообразно решать совместными усилиями города и села. Сегодня в селе излишек трудовых ресурсов. В том же Барабинском районе из 12 тысяч трудоспособных заняты на производстве 2,5 тысячи, около 7 тысяч занимаются чем попало, а 2,5 тысячи — ничем! И без работы в основном молодежь. А в Новосибирске — дефицит трудовых ресурсов. Средний возраст работающих на заводах — 50–55 лет и выше. Через пять лет наша промышленность может просто остановиться.

А если бы мы разработали предельно простую программу: возродили общежития для рабочих и молодых специалистов. Для начала — построили бы по одному общежитию в каждом районе. Это значит, что мы могли бы принять на новосибирские предприятия сельскую молодежь. Но без участия горожан эту проблему не решишь.

— Как оценивались уже существующие договоры сотрудничества города и села? И вообще, проявили ли интерес горожане к тому, что обсуждалось?

— Уточним: о безвозмездной помощи сегодня речи нет. Горожане — в таких же условиях, а некоторые заводы еще хуже живут. Но взаимовыгодное сотрудничество интересует всех. На «Сибсельмаш.Спецтехнике», например, давно отоваривают своих рабочих сельхозпродуктами по более низким ценам. Но пока на район сельхозпродукции закупается примерно на 5 млн рублей в год. Мало!

Что касается поставок сельхозтехники и машин на село, то существующая в Новосибирске программа по развитию сельхозмашиностроения в основном успешно выполняется — особенно в части освоения новых изделий. Но беда в том, что у крестьян нет денег. В 2004 году город произвел сельхозмашин на 550 млн рублей, Сибирский агропромышленный дом — на 350. То есть почти на миллиард — неплохо. Но хозяйства Новосибирской области купили из этого только около 10 процентов, все остальное уходит в другие регионы. Нет оборотных средств у села, не идет и техперевооружение.

Решение комиссии: все это изложить и довести до исполнителей, в том числе направить письмо депутатам облсовета. На мой взгляд, комиссия, занимающаяся стратегией отношений города и села, — одна из наиболее эффективных общественных структур при мэрии. Особенно возросла ее результативность под руководством Кондратова. Решения комиссии выполняются процентов на 90, но и остальные 10% доводим до конца, сложные проблемы решаем с участием руководства области и города. Работаем в тесном контакте с департаментом АПК области и его руководителем, заместителем губернатора Виктором Гергертом. Всю информацию о работе комиссии доводим до села. Вроде бы мелочь: проводили выездные заседания в Сибирском агропромышленном доме и на «Сибсельмаш. Спецтехнике» — и одновременно устраивали выставки техники и звали на них селян. Результат: сразу же заключаются новые договоры на поставку.

— Похоже, что Кондратов использует возможности комиссии как дополнительный рычаг в решении тех проблем села, которые не может «пробить» усилиями аграрного комитета облсовета?

— А разве это плохо? Он опирается на город — и это правильно. Мы ведь тоже заинтересованы в формировании рынка сбыта промышленной продукции. Когда пять с лишним лет назад создавался наш департамент, поставки промышленной продукции из Новосибирска на Север составляли 300 млн рублей, а в села области — 50. Сегодня Север забирает продукции на 3,5 млрд рублей, а село — на 500 млн. Не много в России городов, где без природного сырья так набирает обороты промышленность, как у нас: в 2004 году объем прироста производства составил 10,6 процента, а в этом план в 8 процентов будет, конечно, выполнен.

По-моему, хорошо, что, решая проблемы города и села, обе стороны работают в дружной команде. У нас нет противоречий между городом и селом на уровне власти, нет деления: это — наше, а это — ваше.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: