В Барабинске состоялось выездное заседание межведомственной тематической комиссии «Стратегия развития отношений города и сельскохозяйственной зоны области». Результативность ее работы значительно улучшилась в последние три года, когда по инициативе начальника департамента промышленности, науки и технологий мэрии комиссию возглавил ректор НГАУ и председатель аграрного комитета областного Совета Анатолий Кондратов. В Барабинске члены комиссии (а это специалисты города и области, ученые) собрали вместе глав администраций и руководителей экономических отделов Октябрьского, Дзержинского, Ленинского, Первомайского, Железнодорожного и Кировского районов со стороны Новосибирска и глав 13 муниципальных сельских районов западной части Новосибирской области. Кроме того, приехали директора заводов, выпускающих сельхозтехнику, и руководители сельхозпредприятий.
Мы попросили прокомментировать поездку в Барабинск постоянного члена комиссии, заместителя начальника департамента промышленности Геннадия КОМАРОВА.
Геннадий Петрович, горожан наверняка впечатлили проблемы села?
Увы. Очень хорошо их озвучил бывший глава Барабинского района, а ныне председатель райсовета Владимир Гросс. Как и по России, у нас сокращается поголовье коров, свиней, овец. Снижается производство мяса на душу населения. Велика доля импортного продовольствия на прилавках магазинов. Россия скоро должна вступить в ВТО. И если это произойдет без всяких условий, то нашему сельскому хозяйству придет конец. Поэтому в Барабинске был поставлен вопрос о том, чтобы облсовет вышел с законодательной инициативой в Госдуму: не открывать резко границы для импортного продовольствия.
Как город может помочь селянам?
Крестьянам не хватает оборотных средств на закупку семян, сельхозтехники, удобрений и др. Нет полноценного рынка сбыта нынче весной некуда было зерно девать. И аграрники, и многие депутаты облсовета предлагают вернуться к дотациям на сельхозпродукцию из областного бюджета, как это делают в других регионах. Причем раздавать их не всем сестрам по серьгам, а «привязать» дотацию к объемам проданной продукции городу. Для этого в областной бюджет надо закладывать хотя бы 1 млрд рублей, но потребность 3.
Второе: горожане и селяне согласны организовать прямые потоки сельхозпродукции на предприятия Новосибирска. В 2004 году эти поставки составили 500 млн рублей. Из них половина пришлась на Октябрьский район, а точнее, на мелькомбинат N 1, который просто закупает зерно, а не продукцию для своих рабочих. А если бы каждый район закупал на 250 млн рублей, то селяне получили бы оборотных средств 2,5 миллиарда здорово бы помогли эти деньги крестьянам! В Октябрьском районе серьезно торгуют с селом завод «Большевик», фабрика «Северянка»: получают продукты питания в обмен на одежду, окна и двери.
Поэтому сейчас мы ставим задачу перед директорами заводов и руководителями районов города: часть фонда оплаты труда предприятий направлять на прямые закупки сельхозпродукции. Я знаю в Ордынском районе хозяйство, которое продает яйцо по 12 рублей за десяток. Заводчане с удовольствием купят и за 15, потому что на рынке цена 25. Получая зарплату, могут в киоске при цехе приобрести и дешевое мясо, другие продукты. Так мы бы «выбили» перекупщиков и гарантировали селянам рынок сбыта. А также увеличением объема продаж частично
Как вы собираетесь эти идеи реализовать?
Было решено, что в ближайшее время в Новосибирске будет проведено совещание с участием губернатора, мэра и глав администраций всех районов Новосибирска и области. Чтобы конкретно договориться, как действовать. Есть еще один вопрос, обсуждавшийся в Барабинске, который целесообразно решать совместными усилиями города и села. Сегодня в селе излишек трудовых ресурсов. В том же Барабинском районе из 12 тысяч трудоспособных заняты на производстве 2,5 тысячи, около 7 тысяч занимаются чем попало, а 2,5 тысячи ничем! И без работы в основном молодежь. А в Новосибирске дефицит трудовых ресурсов. Средний возраст работающих на заводах
А если бы мы разработали предельно простую программу: возродили общежития для рабочих и молодых специалистов. Для начала построили бы по одному общежитию в каждом районе. Это значит, что мы могли бы принять на новосибирские предприятия сельскую молодежь. Но без участия горожан эту проблему не решишь.
Как оценивались уже существующие договоры сотрудничества города и села? И вообще, проявили ли интерес горожане к тому, что обсуждалось?
Уточним: о безвозмездной помощи сегодня речи нет. Горожане в таких же условиях, а некоторые заводы еще хуже живут. Но взаимовыгодное сотрудничество интересует всех. На «Сибсельмаш.Спецтехнике», например, давно отоваривают своих рабочих сельхозпродуктами по более низким ценам. Но пока на район сельхозпродукции закупается примерно на 5 млн рублей в год. Мало!
Что касается поставок сельхозтехники и машин на село, то существующая в Новосибирске программа по развитию сельхозмашиностроения в основном успешно выполняется особенно в части освоения новых изделий. Но беда в том, что у крестьян нет денег. В 2004 году город произвел сельхозмашин на 550 млн рублей, Сибирский агропромышленный дом на 350. То есть почти на миллиард неплохо. Но хозяйства Новосибирской области купили из этого только около 10 процентов, все остальное уходит в другие регионы. Нет оборотных средств у села, не идет и техперевооружение.
Решение комиссии: все это изложить и довести до исполнителей, в том числе направить письмо депутатам облсовета. На мой взгляд, комиссия, занимающаяся стратегией отношений города и села, одна из наиболее эффективных общественных структур при мэрии. Особенно возросла ее результативность под руководством Кондратова. Решения комиссии выполняются процентов на 90, но и остальные 10% доводим до конца, сложные проблемы решаем с участием руководства области и города. Работаем в тесном контакте с департаментом АПК области и его руководителем, заместителем губернатора Виктором Гергертом. Всю информацию о работе комиссии доводим до села. Вроде бы мелочь: проводили выездные заседания в Сибирском агропромышленном доме и на «Сибсельмаш. Спецтехнике» и одновременно устраивали выставки техники и звали на них селян. Результат: сразу же заключаются новые договоры на поставку.
Похоже, что Кондратов использует возможности комиссии как дополнительный рычаг в решении тех проблем села, которые не может «пробить» усилиями аграрного комитета облсовета?
А разве это плохо? Он опирается на город и это правильно. Мы ведь тоже заинтересованы в формировании рынка сбыта промышленной продукции. Когда пять с лишним лет назад создавался наш департамент, поставки промышленной продукции из Новосибирска на Север составляли 300 млн рублей, а в села области 50. Сегодня Север забирает продукции на 3,5 млрд рублей, а село на 500 млн. Не много в России городов, где без природного сырья так набирает обороты промышленность, как у нас: в 2004 году объем прироста производства составил 10,6 процента, а в этом план в 8 процентов будет, конечно, выполнен.
По-моему,