Зачем нужны детские игры и как играли в старину, рассказывает педагог Светлана Курячая
В наше время современные родители
Может быть, так оно и есть. Но психологи все чаще стали говорить, что, воспитывая ребенка, родители забывают про самое главное детские игры. «Да много у нас всяких игрушек«, возразите вы. Но не в игрушках дело, хотя и их нужно покупать с умом. Ребенок должен уметь играть в ролевые игры: быть папой, мамой, медведем, зайцем
Какие были игры в давние времена, для чего они были нужны и нужны ли они современным детям, рассказывает преподаватель культуры Древней Руси школы N 195 Светлана Курячая.
Игра удовлетворение желаний
Так что же это такое детская игра?
Прежде всего нужно сказать, что в Древней Руси рождение ребенка было большим праздником. Все старались его принять, поддержать, определить дорогу, по которой идти в будущее. Самое главное научить ребенка быть счастливым: уметь выстраивать социальные отношения, находить язык с окружающим миром. Прежде всего с природой, где везде был свой хозяин леший, домовой, водяной.
Ребенок познавал мир с помощью игры. Она была азбукой всякого знания. Слово «игра» пришло из немецкого языка. Обозначает «егр егерь охотник охота удовлетворение человеческих желаний» (например, мне охота вот этого) То есть игра это удовлетворение всякого желания. Ребенок должен проиграть множество ролей, а потом выбрать свою роль. У всех есть желания, и если они не удовлетворяются, то появляются страсть и фобия. С помощью игры в детстве эти фобии изгоняются, избываются.
Вся жизнь игра
В какие игры играли на Руси?
Для каждого возраста были свои игры. Для самых маленьких пестушки: поглаживая ребенка, мама приговаривала слова. Через физическое
Любая игра пришла из ритуала. Например, снятие порчи это тоже своего рода игра. Приговаривая потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки розовели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок», мы как бы кодируем ребенка.
У подростков были свои игры. В это время появляется влечение к противоположному полу. Во время зимних игр на коляду допустимо было схватить девушку за грудь, потрогать за коленку. Обе стороны были подготовлены к этому. На таком уровне в игре шло избавление от сексуальных влечений.
Масленичные игры были для молодоженов. Они должны были показать свою сексуальную энергию. Должны были целоваться.
Только на Масленицу проходили кулачные бои. С семи лет мальчики могли принимать в них участие. С точки зрения народной культуры это подготовка будущих воинов. Заранее психически, психологически мальчиков готовили к ратному бою, к восприятию боли и даже крови. Жестокость была дозирована. А с ритуальной точки зрения так будили землю. От ударов и борьбы она должна была проснуться и подготовиться к принятию урожая.
Можно сказать, что у древних славян вся жизнь была игрой. У пар, которые имели детей, тоже были свои игры: хороводы, опахивания.
Опахивание это и ритуал: избавление от болезней и эпидемий. Временно молодая женщина превращалась
Интересны были купальские игры. В это время нужно было плодовитость человеческую перенести на плодовитость природы. Женщина могла выбрать себе любого мужчину, чтобы он зачал ей ребенка. И эти дети были нормальными членами общества. А мужчина, ища себе жену, часто выбирал женщину с ребенком, как доказавшую, что она может приносить потомство.
Играли на протяжении всей жизни. Были игры даже для стариков и старух.
Чтобы сгладить монотонность труда, например ткачества, придумывали тоже всевозможные игры. Ребятишки с детства играли в такую игру: два ряда детей, изображая часть станка, наступают друг на друга, напевая: «Я веселая ткачиха » Двое пробегают мимо наступающей стены, чтобы их не захватили. Темп убыстряется, и т.д.
Через игру труд воспринимался не только как необходимое, но и веселое занятие. Даже для девочки этот труд не был монотонным, потому что в детстве уже была заложена радость труда, она уже была и ткачихой, и станком. Человек уже ничего не боится, он активен в жизни, с помощью своей воли добивается многого.
Как девочка играет в куклы, такая будет и жена
А нужны ли игры современным детям?
Ребенок должен играть постоянно. Ненаигравшийся ребенок не будет успешным в жизни. Американские ученые провели такой эксперимент: в одной группе детей развивали интеллектуально, в другой как обычно. До 12 лет первая группа значительно опережала вторую. Но когда пришла пора выстраивать отношения с противоположным полом, первая группа оказалась беспомощной. Они могли обращаться только с компьютером и книгой. А те дети, которые в детстве играли, оказались более успешными в жизни, даже в интеллектуальном плане догнали первых. Потому что они оказались более счастливыми.