«Вроде бы ничего не делает, а вечно занятой! И как так люди работают!?» Знакомая фраза? И тип людей, наверное, узнаваем. Действительно, в каждом коллективе существует прослойка работников, создающих видимость постоянной занятости, но при этом ощутимой пользы компании или организации такой сотрудник не приносит. Каково таким людям и каково его коллегам с ним?
Разобраться в этом вопросе «ВН» согласилась помочь Лилия Друзьева преподаватель кафедры профессионального обучения, педагогики и психологии Сибирского государственного университета путей сообщения, заместитель директора по персоналу Сибирского представительства компании «Парус».
Лилия Владимировна, верно ли, что среди
Ну, коли о них говорят достаточно активно, стало быть, они есть. Но я не могу согласиться с тем, что люди сознательно имитируют свою профессиональную деятельность. В трудовых отношениях существует немало объективных причин, вследствие которых человек не выполняет свои профессиональные обязанности. Например, одна из причин несоответствие требований руководства и возможностей сотрудника. Ведь у каждого сотрудника свой темп и скорость работы, которые определяются психофизиологическими особенностями человека. Другой немаловажный фактор так называемое эмоциональное выгорание сотрудника, которое постепенно накапливается по четырем параметрам: мотивация (побуждение к работе), перспективы карьерного роста, удовлетворенность рабочей ситуации и статус самой организации. При повышенном эмоциональном выгорании сотрудник теряет интерес к работе, тогда и может возникать ситуация так называемой имитации: человек еще не готов уволиться, но и не может продолжать работать, как прежде.
Можно предположить, что это проблема не отдельно взятого человека, а проблема взаимоотношений организации и сотрудника, проблема организации как таковой. Возможно, человек не хочет и не будет работать в данной организации или в данной должности, но при этом он же необходим и незаменим в другой фирме, цеху, отделе. Не стоит ставить штамп на человека.
А возможно ли охарактеризовать человека, склонного к такому типу поведения, выделить типы сотрудников в организации?
Попытки структурировать особенности людей, создать психологические портреты известны еще со времен Феораста (конец IV первая половина III в. до н. э.), Гиппократа. Нам известны наработки, позволяющие представить многомерную реальность самых разных характеров и способов поведения человека. В настоящее время психологами разработаны типы сотрудников в организации (например, по типу взаимоотношений в коллективе, принятию решений, выхода из конфликтной ситуации и т. д.), позволяющие определить стиль взаимоотношений руководителя и работника. Можно, к примеру, выделить несколько типов людей, склонных к так называемой работе без работы. Первый тип ажиотажный. Такие люди создают на производстве, в офисе большой ажиотаж, сея панику, растрачивая много энергии и эмоций, при этом результативность у данного типа людей небольшая и результат не анализируется. Получается много шума из ничего. Но есть и положительные стороны: эти люди обладают, как правило, нестандартным мышлением, часто предлагают новые решения, идеи.
Еще один тип личности сотрудника постоянно требующий внимания и поощрения. Он несамостоятелен и постоянно требует психологического поглаживания, поощрения со стороны руководителя. Обычно это связано с заниженной самооценкой и нехваткой внимания со стороны окружающих его людей. Выполняя небольшие поручения, такой сотрудник требует повышенного внимания и высокой оценки, тем самым создается видимость больших дел. Но результаты его деятельности невелики и разбиты на маленькие этапы. Он получает гораздо больше внимания, чем другие сотрудники, которые, возможно, показывают большие результаты работы. Хотелось бы подчеркнуть, что в состояние создающего видимость может попасть любой человек, даже самый продуктивный. Более того, такое состояние наблюдается у людей, наиболее ответственно относящихся к работе.
И как с ними уживаются коллеги, руководство?
Отношения с коллективом также складываются
Ну, хорошо, а можно ли определить, к примеру, по манере поведения, кто перед тобой?
Разумеется. Вот ажиотажный поза и жесты открытые, активно размахивает руками, постоянная улыбка, взъерошенный вид, быстрая речь, словесный поток идей, схватывание мыслей собеседника на лету, творческий подход к делу. Важно направить деятельность такого сотрудника в нужное для организации русло, ставить перед ним конкретные задачи.
Жаждущего внимания определить сложнее Слушайте речь человека: люди данного типа часто спрашивают: «Вы согласны?», ожидая поддержки, подтверждения своих слов. Внимательно смотрят в глаза, ожидая кивка головы, любого поддерживающего жеста. К такому сотруднику надо быть готовым уже на собеседовании. Но думаю, что важнее не просто определить, кто есть кто, а уметь эффективно использовать его в работе, согласны?
Согласна. Спасибо, что нашли время для беседы. Побегу, а то как бы не причислили к ажиотажным