Этими словами Сергея Довлатова открывается книга «Синкопы на Оби
», давно ожидаемая музыкантами, специалистами и многочисленными поклонниками и любителями джаза.
Сергей Беличенко
Полное название книги «Синкопы на Оби, или Очерки истории джаза в Новосибирске: 19282004 гг.», она вышла в «Сибирском университетском издательстве» в серии «Золотая библиотека джаза». Ее авторы небезызвестные в городе люди. Сергей Беличенко один из основателей джазового движения в Сибири, профессиональный барабанщик, менеджер, лидер множества джазовых групп, инициатор фестивалей, руководитель отдела джазовой музыки Новосибирской государственной филармонии. Валерий Котельников тележурналист, автор теле- и радиопрограмм, много сделавший для популяризации джаза, знаток многих тайн джазовой кухни.
Сбор материалов о джазе за Уралом был начат ими еще в начале 80-х годов. Уже тогда, говорит Беличенко, стали архивироваться интервью с музыкантами, фиксироваться беседы с ветеранами сибирского джаза, собираться фотографии. В 400-страничном «сочинении» более 150 снимков. Среди которых есть поистине уникальные: на фотографии 1929 года, например, запечатлены музыканты оркестра НКВД, который играл джаз. «Мы пытались создать объективную, документально точную историю новосибирского джаза в субъективном изложении», определяет соотношение объективного и субъективного начал в книге Беличенко.
35 лет Сергей Беличенко «живет на два дома», совмещая в одном лице джазмена и врача-гинеколога. Какая из «жен» родная, какая двоюродная? Интервью с музыкантом читайте в одном из ближайших номеров «ВН»
Джаз в Сибири возник достаточно рано. Первое официальное упоминание слова «джаз» в местной печати авторы обнаружили в газете «Советская Сибирь» за 1934 год, которая сообщала, что в немецком поселке-колхозе «Блюменфельд» Рубцовского района музыканты отметили 5-летие (!) своего джаз-оркестра! Однако официальный отсчет джазовой истории Новосибирска в книге ведется с 1965 года. Именно в конце 65-го в городе прошел первый за Уралом фестиваль джаза. Его инициатором, кстати, был Сергей Беличенко который играет джаз с 1962 года.
Прослеживая этапы зарождения и развития джазового искусства в Новосибирске, знатоки джаза акцентируются на тех специфических чертах, которые отличают джаз в Сибири, развитие которого на периферии советского государства не всегда совпадало с теми путями, которыми шло развитие джаза в столичных городах, и доказывают правомерность таких понятий, как «сибирский джаз», «новосибирская джазовая школа», и отстаивая право Новосибирска на статус третьей после Москвы и Санкт-Петербурга джазовой столицы России.
«Истинную историю джаза в СССР и России еще никто не написал, резюмирует джазмен. Более того, феноменальным фактом является то, что не существует зафиксированной истории джазового искусства в Москве. Зато не дремали петербуржцы: Владимир Фейертаг очень подробно, с любовью и объективно описал историю джазовой музыки в Северной Пальмире в своих двух монографиях: «Джаз от Ленинграда до Петербурга» (1999), и «Джаз в Петербурге. Кто есть кто?». Авторы надеются, что когда-нибудь и в других крупных русских городах будет написана подобная история, «а потом какой-то гений соберёт всё вместе, обработает и создаст настоящую историю отечественного джаза», и тогда их материалы займут в ней вполне достойное место.