Новосибирск 9.7 °C

Семь с половиной километров над Обью

21.07.2005 00:00:00

Начинаются проектно-изыскательские работы. А значит, строительство третьего автомобильного моста через Объ становится реальностью.

Мостом по пробкам

Здесь Обь пересечет новый мост, соединив Кировский и Октябрьский районы города. Фото Сергея ПЕРМИНА

Город задыхается от машин. Количество автомобильного транспорта на дорогах Новосибирска за последние 10 лет увеличилось почти вдвое. Этот рост глобальной автомобилизации в городе не стал неожиданностью для специалистов. Он прогнозировался еще в 1968 году при составлении комплексной схемы развития транспорта, рассчитанной до 2000 года. Учитывая темпы развития города, в документе предусматривалось построить 560 км магистральных дорог, 5 мостов (!) и целый ряд транспортных развязок. В действительности, по известным причинам, до 2000 года было построено лишь 290 км дорог, только один мост через Объ — Димитровский и 10 транспортных развязок.

Анализ загрузки сети, проведенный в конце 90-х, показал, что интенсивность движения транспорта на значительной части городских магистралей и транспортных узлов находится за пределами их пропускной способности. Приведем лишь некоторые, хорошо известные горожанам магистрали: на правом берегу — пр. Дзержинского (от ул. Красина до ул. Волочаевской), Октябрьский мост, Красный проспект, ул. Большевистская, Гусинобродское шоссе (от улицы Никитина до городской черты). На левом — пр. Маркса, пл. Энергетиков и прилегающие улицы, пл. Труда, а также пл. Калинина и ул. Учительская.

Кроме того, существенную нагрузку на транспортную сеть города дает транзитный поток. А поскольку Новосибирск пока не имеет обводных магистралей и кольцевых дорог, то весь транзит ложится дополнительным бременем на несовершенную улично-дорожную сеть города — особенно на улицы Большевистскую, Владимировскую, Дуси Ковальчук, Богдана Хмельницкого и Гусинобродское шоссе. По мнению ветерана «Новосибирскгражданпроекта» Вячеслава Борисовского, который долгие годы работал над концепцией развития транспортной сети города, строительство Северного объезда, к сожалению, исключит лишь около 30 процентов транзита по городским магистралям. Проблему же движения остального междугородного и городского транспорта в значительной степени должен был решить третий автомобильный мост через Обь.


Главные мосты Новосибирска

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Мост железнодорожный. Это первый и старейший мост Новосибирска. Проект и строительство утверждены министром путей сообщения Витте в мае 1892 года. В 1894 году состоялась торжественная закладка первой опоры. Движение по мосту было открыто в марте 1897 года. Заметим: от момента подписания проекта до окончания строительства прошло всего 5 лет.

Мост Комсомольский. Второй железнодорожный уникален как по конструкции, так и по значимости в системе Транссиба — по нему проходит поток грузов в южном и кузбасском направлениях. Проект разрабатывался по ходу строительства с 1930 по 1938 год. По первому пути было открыто движение в 1931, по второму — в 1939 году.

Мост Октябрьский. Автомобильный. Его проект был проработан в Москве еще в 1938 году. Осуществить строительство помешала война. Возводить мост начали только в 1952-м, закончили и сдали в эксплуатацию — в октябре 1955 года, почему и назван Октябрьским.

Мост Димитровский. Целый комплекс мостового перехода, включающий в себя несколько развязок и дамбу. Общая протяженность комплекса — 4,5 км. Строительство началось в 1971 году. 4 ноября 1978 года открыто автомобильное движение.

Кроме того, в Новосибирске есть мостовой переезд по дамбе и плотине ГЭС, а также метромост. Как в проекте, так и в конструкции метромоста применены новейшие и оригинальные разработки российских инженеров. Испытания прошел в 1985 году, затем был принят в эксплуатацию.


Начало начал — подготовка проектов

19 июля в кабинете руководителя департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Андрея Ксензова состоялось специальное совещание, на которое собрались главный архитектор Новосибирска Валерий Арбатский, заместитель начальника ГУБО Борис Губер, другие специалисты мэрии. Обсуждался главный вопрос повестки — как на данный момент идет подготовка к строительству третьего автомобильного моста через Обь.

— Мы приступили к первому этапу — разработке обоснования инвестиций, необходимых для строительства, — открывая совещание, сказал Андрей Ксензов. — Это необходимо для общего понимания всех тех процессов, которые будут проходить вокруг масштабной стройки. Для выяснения, какие суммы, производственные и интеллектуальные ресурсы нам предстоит привлечь для реализации всего проекта.

По словам Бориса Губера, смета на проектные работы специалистами института «Гипротрансмост» уже составлена. Стоимость работ на 2005 год определена в размере 10 миллионов рублей. В департаменте транспорта мэрии и ГУБО не без оснований рассчитывают, что затраты «по мосту» будут прописаны отдельной строкой в бюджете на 2006 год — это еще 10–15 миллионов. (Напомним читателям, что общая стоимость строительства нового моста со всей сопутствующей инфраструктурой составляет примерно 10 миллиардов рублей).

Что предполагается сделать в ближайшее время?

«Сибгипротранс» должен приступить к инженерно-гидрологическим изысканиям на месте будущих эстакад, дамб, берегов и самого моста-переправы. Сюда входит огромный объем исследований. Таких, например, как анализ водного и ледового режима, природные изменения русла Оби и ее проток, сезонные уровни реки и уровни в экстремальные годы, влияние и уровень грунтовых вод и прочее, и прочее…

Специалистам предстоит просчитать воздействие на окружающую среду, уточнить основные конструктивные решения пролетов, опор, покрытия моста. На первом этапе также будут скорректированы транспортные развязки и уточнены границы территорий всей зоны строительства. Расчетом интенсивности движения по новому мосту займется Академия путей сообщения (НИИЖТ). Уже определен главный проектировщик моста — новосибирский «Гипротрансмост», но с привлечением московских специализированных экономистов.

Одним словом, в этом году планируется выполнить основные проектные работы. Но только основные. Детали будут прорабатываться еще 2–3 года, и только тогда пойдет речь, собственно, о строительстве. Да и спешить некуда. По объективным причинам, о которых чуть позже…

Валерий Арбатский, в свою очередь, с удовлетворением отметил, что «предварительные предложения по границам мы уже получили». «Подготовлены масштабные схемы для оформления документации по земле, — сказал он. — 21 июля на заседании земельной комиссии эти схемы должны быть утверждены в качестве резерва под строительство моста и всех подъездных путей к нему». По его словам, это необходимо сделать именно сейчас, в кратчайшие сроки, чтобы не получилось накладок, и застройщики не возводили объекты на месте трассы и транспортных развязок в районе будущего моста. «Окончательно зафиксировать границы подъездных путей планируется к октябрю этого года, после тщательной проработки проекта», — добавил Валерий Арбатский.

Где же он будет построен?

Борис Губер со своим коллегой развернули на столе несколько внушительного размера листов. Это и есть начало начал — так называемая, инженерная трассировка моста.

— Начало трассы на левом берегу будет в 200 метрах от улицы Ватутина и моста через Тулу в сторону Оловозавода, — показывает Губер на чертеж. — Здесь планируется сделать большую развязку. В перспективе прорабатывается продолжение этой дороги в пойме реки Тулы с выходом на Ордынское шоссе. В сторону реки Обь трасса пройдет по краю Бугринской рощи, мимо дачного поселка, пляжа и — непосредственно на мост. Длина дороги по левому берегу до моста составит 3,5 км. Створ Оловозаводского моста далее проходит по длинной эстакаде над затопленной поймой Оби, недалеко от карьера Борок на улицу Большевистская. Через развязку трасса выходит на пересечение с улицей Выборной. В перспективе трасса пройдет по пойме реки Плющиха на Гусинобродское шоссе. Общая длина моста с эстакадами от ул. Ватутина до ул. Выборной — 7,5 километра.

В конце той части совещания, на которой разрешили присутствовать журналистам (на заседании рассматривались и другие, рабочие вопросы департамента), Андрей Ксензов подтвердил ранее им сказанное, что финансирование строительства «немыслимо без привлечения денег из бюджетов разного уровня — областного и федерального». Есть надежда, что будут привлечены инвестиции частных компаний. Однако даже о предварительных сроках начала строительства, как такового, Андрей Ксензов говорить отказался. «Задача настоящего момента — закончить строительство Северного объезда и трассы по улице Ипподромской, — подчеркнул он. — Есть конкретный план развития дорожно-транспортной сети до 2010 года. За это время необходимо расширить внутренние городские дороги, подготовить территории для развязок, всю проектную документацию, найти, наконец, деньги. Только после этого можно будет говорить о начале строительства».

Итак, первый шаг сделан. И «строит» мост пока только город. На свои скромные средства. Но шаг этот — финансирование и начало проектных работ, предстоящие реальные изыскания на месте строительства — шаг уверенный и твердый. А впереди еще жаркие споры между проектировщиками и экономистами, строителями и экологами, в кабинетах разного уровня и главное — в столичных. Безусловно, в процессе подготовки к реализации главного проекта свое слово скажут депутаты Госдумы от Новосибирской области и общественные организации, транспортники и работники ГАИ. Есть надежда, что увековечить свое имя, внеся посильную лепту в строительство, пожелают и сибирские предприниматели. Все понимают — мост строится на века.

…Если посмотреть по карте, новый мост с подъездными трассами будет огибать жилые районы города, пройдет над болотами и протоками Оби. Он станет, по сути, юго-восточной объездной полукольцевой дорогой, по которой двинет тот самый транзитный транспорт, о котором сокрушаясь говорил инженер Вячеслав Борисовский.

А вопрос, почему раньше не были проведены проектные работы, я задавать посчитал неуместным. Ведь мы только-только начинаем вставать на ноги после разрушительных 90-x…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: