Новосибирск 4.9 °C

Из истории белой Сибири от 29.07.2005

29.07.2005 00:00:00

Как это было…

«Вечерний Новосибирск» уже рассказывал о VI Международной научной конференции, посвященной истории белой Сибири, которая состоялась в Кемерове. Историки не только анализировали общеизвестные факты, но и старались поделиться чем-то новым. Интересного и в самом деле было немало, поэтому предлагаем познакомиться со своеобразной мозаикой из фактов и комментариев. Наверняка не все темы вам знакомы…

Битва утопий

Чтобы общество нормально развивалось, ему нужны идеалы. Для многих эти идеалы являются смыслом существования. Вопрос в том, о каких идеалах идет речь и кто их предлагает. Философ Олег Гаврилов считает, что государство Российское до революции «обеспечивало культурное пространство с широким выбором эталонных ценностей». А объясняли это культура, религия, система образования.

Но после «взрыва культурной традиции» оказалось, что совершенно по-разному смотрят на будущее России из окопов мировой войны из кресла депутата Учредительного собрания, с крыльца крестьянской избы и из окна своего имения. Во время Гражданской войны столкнулись разные ожидания будущего, и столкновение оказалось ожесточенным и непримиримым. Причину философ видит в том, что в полном соответствии с особенностями русской национальной культуры сознание участников Гражданской войны было утопичным.

Были и портупей-юнкера

Адмирал Колчак

Известно, что в армиях адмирала Колчака не хватало младших строевых офицеров. Проблему планировали решить традиционным путем — создать учебно-инструкторские школы и выпускать портупей-юнкеров. Всего было создано семь таких школ. Уже летом 1919 года срок обучения в них был сокращен до шести недель, и было установлено, что портупей-юнкера производятся в первый офицерский чин «только за боевые отличия по представлению строевого начальства». Выпускники школ должны были стать младшими офицерами в армиях Восточного фронта. Свое право на полноценный офицерский чин они должны были доказать на поле боя. Были у них свои отличительные знаки. Однако историкам известны лишь два случая выпуска будущих офицеров в части. Выпускники Екатеринбургской школы участвовали в боях, а потом вместе со всей армией приняли участие в Сибирском «ледяном походе»: в Забайкалье все были произведены в офицеры. А вот портупей-юнкера Челябинской школы в первом же бою с частями Красной армии потеряли половину состава.

Была школа и на печально знаменитом сегодня острове Русском: ее воспитанники подавляли мятеж генерала Гайды во Владивостоке. За успешные действия адмирал Колчак произвел всех портупей-юнкеров в подпоручики.

А всего в частях адмирала на Восточном фронте воевало около тысячи портупей-юнкеров.

Церковь молилась за белых

Дом Колчака

Омский архивист Татьяна Терехина изучала связь белой армии и Церкви. Она считает, что в Сибири большая часть священнослужителей и мирян поддержали адмирала Колчака, который говорил: «Единственная наша надежда — это наша святая Церковь». Слова Колчака не расходились с делом: в его армии было две тысячи должностей штатных священников.

В штабе Сибирского казачьего войска разработали текст присяги: «Обещаю и клянусь всемогущим Богом перед святым его Евангелием и Животворящим крестом Господним хранить верность державе Российской и ее законному правителю. Во удостоверение сего целую слова и крест Спасителя моего. Аминь». Проводились торжественные молебны в дни праздников и побед, власть оказывала и конкретную помощь — например, в станице Атаманской Николаевской казачьей церкви выделили «сенокосные пая». А священник другой церкви — Троицкой — благодарил: «На средства инженерного войска казачья церковь отремонтирована, окрашена внутри масляной краской с живописью художниками».

Многие повернулись лицом к адмиралу Колчаку потому, что его безоговорочно поддержал первый архиепископ Омской Епархии, высокопреосвященнейший Сильвестр. Именно архиепископ Сильвестр 29 января 1919 года привел А. В. Колчака к присяге, «благословив адмирала в Верховные правители России». Кстати, в ноябре 1918-го Сильвестр, как глава Высшего временного церковного управления Сибири, отменил Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»…

Сильвестр всемерно поддерживал адмирала — он написал и произнес более ста проповедей и разослал более 60 тысяч воззваний к воинам — это только за один год!

Когда белые оставили Омск, архиепископ город не покинул и был немедленно заключен красными в каземат, где его допрашивали и пытали два месяца. Раскаяться и повиниться Сильвестр отказался, за что был подвергнут мучительной казни — его распяли, прибив к полу гвоздями, тело прижигали раскаленным шомполом, а потом этим же шомполом проткнули сердце. Архиепископ пережил адмирала на 19 дней…

Эсеры в подполье

После колчаковского переворота эсеры стали перед вопросом: что делать дальше? Часть правых эсеров Сибири поддержала адмирала и даже входила в его правительство, но значительная часть социалистов-революционеров выступила против: эсеры не только не приняли новую власть, но и выступали против в прессе, бойкотировали власть и призывали граждан не платить налоги, не служить в армии…

Кемеровский ученый Олег Кузьмин изучил документы колчаковской контрразведки на этот счет. Контрразведчики считали, что целью подпольной деятельности эсеров было свержение адмирала путем вооруженного восстания и затем провозглашение власти Учредительного собрания. Эсеров прямо считали причастными к волнениям в военных частях.

Интересно, что сведения агентов контрразведки Колчака, бывало, носили «фантастический характер». Так, например, сообщалось о том, что через Японию в Россию вернется Александр Керенский. Керенскому приписывали идею разделить Россию на 30 самостоятельных республик (по типу штатов в США). Опасались, что террор против высших чинов колчаковской администрации организует лично знаменитый террорист Борис Савинков. Ждали покушения на самого Колчака: сообщалось, что для этого в Сибирь прибыла группа эсеров под видом купцов. Это впечатляло, тем более что другие слухи утверждали, что через Советскую Россию эсеры получили семь миллионов рублей для борьбы с Колчаком.

Однако исследователь делает вывод, что контрразведка Колчака приписывала эсерам более активные действия, нежели те, на которые они были способны. Однако вот факт: местные организации эсеров создавали свои боевые дружины для борьбы с Колчаком и, бывало, вместе с большевиками организовывали партизанские отряды.

Как агитировали белые

Правительство адмирала Колчака лелеяло надежду мобилизовать население на борьбу с красными и потому летом 1919-го начало активную пропагандистскую деятельность. Одной из важнейших задач объявили создание «могущественной печати». Каждый корпус армии Колчака имел свою типографию, и полагалось на пятерых солдат действующей армии ежедневно выдавать одну газету.

Не забыли и про наглядную агитацию. В Омске в центре города выставили карту, на которой обозначалась линия фронта. Оборудовали 503 киоска и витрины!

С аэропланов в районах боевых действий осенью 1919 года разбрасывались плакаты «Ленин и Троцкий», «изображения которых были увенчаны пентаграммой, стилизованной под звезду Давида».

Однако даже в стане белых критически относились к пропаганде, поскольку в ней повторялись «одни и те же, общие, изрядно затасканные, превратившиеся в клише расхожие фразы». Но главное, по словам одного из влиятельных политиков, состояло в том, что «неясность политической физиономии» вместе с идеями «Единой и Неделимой» никак не способствовала формированию позитивного образа противников большевизма.

Причины и уроки

Историк Михаил Грачев задумался над факторами поражения белого движения в Сибири. По его мнению, Колчак и его сторонники допустили целый ряд ошибок: неспособность и нежелание действовать согласованно с войсками других претендентов на лидерство в белом движении, а также с союзниками (чехословацкий корпус, японские войска, финская армия). Белые собирались отложить решение земельного вопроса до созыва Национального собрания, не могли преодолеть внутривойсковые противоречия, что ярко проявилось в таком явлении, как «атаманщина». Озлобляли крестьян насильственные реквизиции. Не забудем также и о национальном факторе: вооруженные формирования татар и башкир после отказа адмирала Колчака признать их автономию перешли на сторону красных.

О многом говорят два высказывания. Первое принадлежит Ленину: «Сибирские крестьяне, которые менее всего поддаются влиянию коммунизма… получили такой урок от Колчака… что мы можем сказать: Колчак дал нам миллионы сторонников Советской власти». А сам адмирал писал: «Хотел дать родине… вооруженную силу… но бессмысленное и глупое правительство и обезумевший, дикий, не способный выйти из состояния рабов народ этого не захотели».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: