Новосибирск 5 °C

Страсти по Звездуновым

30.07.2005 00:00:00

Страсти по Звездуновым

Комедийный сериал «33 квадратных метра» — прямое продолжение американской «мыльной оперы«: те же любовь и ненависть, отцы и дети… ну, с некоторыми национальными особенностями.

Календарная дата: в этот день в 1984 году появилась «Санта-Барбара»

Американская «мыльная опера» одинаково успешно прошла и по «штатовскому», и по российскому телеэфиру, собирая в обеих странах многомиллионную аудиторию. Но знаковой для России она стала еще и потому, что открыла дорогу отечественным сериалам: продюсеры оперативно смекнули, на чем можно быстрее делать деньги. И нет сегодня, пожалуй, такой сферы жизни, которую не затронули бы сценаристы сериалов. Но один — «33 квадратных метра« — стоит гордым особняком. Он первый отечественный комедийный сериал — это во-первых, во-вторых, его долгожительство на экранах скоро побьет рекорд «Санта-Барбары», а в-третьих, он есть не что иное, как прямой наследник ее с некоторыми, правда, национальными особенностями. И самое главное — многие серии для «…Метров« написаны новосибирцами Максимом Туханиным, Иваном Филипповым (на снимке) и Дмитрием Зверьковым.

.

Кто много пишет, тот много читает

Не часто теперь собираются вместе Дмитрий, Максим и Иван. Фото из архива Дмитрия Зверькова

«Санта-Барбара» — во многом знаковый сериал для российского телезрителя. Он просуществовал на наших экранах немногим менее десяти лет: почти столько же, сколько в США, где приобрел статус самого популярного сериала и получил 24 награды престижной национальной телепремии «Эмми». В России он наград, понятно, не собрал, но зрительскую аудиторию собирал огромную, пока, наконец, интерес к нему не угас. финал оказался печальным: его «обрезали, и 16 апреля 2002 года показали последнюю — но не финальную по сценарию! — серию.

Тем не менее именно он показал отечественным продюсерам верный путь к зрительскому успеху: отцы и дети, любовь и измена, верность и предательство — жизнь бьет ключом в одной отдельно взятой семье. Есть, конечно, успешные российские сериалы и с другим сюжетным построением, но эти темы — гарантия зрительской любви на долгие годы. И многолетняя очевидная популярность одного такого сериала — тому подтверждение. Те же отцы и дети, любовь и измена, верность и предательство… И жизнь бьет ключом в отдельно взятой семье. Но к верности и измене прибавляются еще стирка и ремонт, а к ключу — швабра и пылесос. И дело происходит не в буржуйских особняках, а в малогабаритной квартире, где живут представители трех поколений обычной российской семьи: в «33-х квадратных метрах». В них наша с вами жизнь и наша с вами семья — в этом и заключается секрет неослабевающей популярности.

Татьяна Лазарева блистает многогранными талантами

Он впервые появился на российском телевидении в 1996 году в рамках популярной юмористической передачи «О.С.П.-студия« и сразу завоевал любовь телезрителей, несмотря на, казалось бы, безраздельное властвование в то время над умами и сердцами российских обывателей пресловутой «Санта-Барбары». Всего через пару лет он уже вырос до самостоятельного еженедельного сериала с ярко выраженной концепцией: «Нельзя придумать ничего смешнее, чем сама жизнь». Вот и смотрим на свою, а не на буржуйскую, жизнь со стороны и смеемся над ней, стараясь не узнавать в персонажах самих себя, не замечать свои привычки и поступки.

Так-так-так, — говорит отец, разглядывая кроссворд. — Кто написал «Идиот»?

— Ну, кто еще такие вещи пишет? — откликнулась мать. — Андрюшка, наверное…

— Ой, темнота! Какой Андрюшка! Великий русский писатель! Знаешь, сколько букв? Раз, два… Много!

— Че сочиняешь? Писатель — и такие гадости писать будет в газете!

— Тань! Вот ты по жизни такая или притворяешься, чтобы я не комплексовал?

— Ой, че ты привязался со своим «Идиотом»? Вон, у Андрюшки спроси, они многих писателей проходят. Может, и твой среди них…

— Достоевский, — подсказывает сын.

— Ладно, — недоверчиво говорит отец. — Будем считать, есть такой писатель. Или ты по буковкам подогнал, а? Костоевский, Мостоевский — тоже подходит! Ладно, верю на слово… Идем дальше. Рассказ Гоголя из трех букв. Последняя — «и краткое».

— Сергей! — возмущается мать.

— Че Сергей? Во! — показывает газету. — Написано так.

— Это «Вий», — подсказывает сын.

— Что? — опять возмущается мать. — Что ты сказал? Вот щас по губам… (Из серии «Кто много читает — тот мало пишет«)

Фотка из паспорта

Сергей Белоголовцев и Павел Кабанов — сладкая парочка

Солидная команда профессионалов придумывает Звездуновым всяческие испытания, и кажется со стороны, что делать ей вовсе не сложно.

В общем-то, так оно и есть, — соглашается Иван Филиппов, один из сценаристов семейного сериала. — И в какой-то мере писать для «33-х квадратных метров» даже легче, чем работать над сценариями для команд КВН. Там волей-неволей приходилось зачастую делать это так, чтобы понравиться жюри, а тут жюри — телезрители. Поэтому пишешь от души и для души.

Иван — один из трех сценаристов с новосибирскими корнями. Два других — Дмитрий Зверьков и Максим Туханин. Эта троица отлично знакома российским кавээнщикам и прежде всего «Детям лейтенанта Шмидта», которые, и по новосибирским заготовкам в том числе, прокладывали себе путь на кавээновский Олимп. Они, кстати, тоже оттуда, из КВН. В свое время Иван и Максим вместе с двумя своими приятелями Георгием Селегеем и Андреем Королевым не без успеха выступали на площадках КВН в городе под названием «Клуб одиноких сердец поручика Ржевского«. Экспериментировали своим нестандартным юмором и, конечно, не могли не познакомиться с ведущим «КВН-Сибирь» Дмитрием Зверьковым. Так и создался в дальнейшем «тройственный союз» Максима, Ивана, Дмитрия (далее в тексте для удобства они будут называться просто МИД). Многие шутки их приобрели всероссийское признание и порой беззастенчиво эксплуатировались спекулянтами от эстрады и около нее.

— После каждой игры не менее пяти-шести шуток расходились по стране, — вспоминает Максим. — Публиковались в разделах анекдотов, в Интернете. Однажды наши знакомые рассказывали уже в качестве анекдота нашу же шутку: «Оказывается, «за развращение малолетних« — статья в Уголовном кодексе. А я думал — тост…».

— А другая шутка едва не обернулась для нас трагедией, — добавляет Дмитрий. — Неоднократно озвученная в эфире и в Интернете фраза «Все анекдоты про Вовочку с этого числа считать политическими» была сочинена Максимом на кухне. Но на какой-то передаче у Задорнова ее ушлый мальчонка якобы экспромтом написал и выиграл главный приз — автомобиль. Мы чуть не повесились — сразу перестали понимать юмор. А это была шутка, как потом выяснилось: мальчику подарили игрушечную машину.

В коллектив «О.С.П.-студии» они оттого и влились легко, что там тоже осели бывшие кавээнщики. Отец-основатель программы Василий Антонов («Дед» в первых сериях — это он) играл в «Магма». Дух КВН в него вселился, похоже, навечно. Говорят, что однажды он на спор за ночь написал 20 монологов для Петросяна, чтобы доказать: писать для Евгения Вагановича вовсе не достижение, а скорее наоборот. Татьяна Лазарева, Сергей Белоголовцев, Павел

Кабанов, Андрей Бочаров, Михаил Шац в свое время тоже прошли школу КВН — кто в Москве, кто в Питере, кто и в Новосибирске.

Но нельзя сказать, что «вливание» было безболезненным. Сначала по предложению Лазаревой и Шаца они написали несколько текстов для странички «Назло рекордам« — интервью с самым сильным и самым умным человеком планеты, однако интервью на экраны не вышли в этой передаче. И тогда МИД сконцентрировались в большей мере на «33-х квадратных метрах». И тот, кто знает эту троицу еще по КВН, может безошибочно узнать их шутки в сериале. Вспомните в серии «Дан приказ ему на Запад» диалог мамы (Лазаревой) с сыном (Бочаровым) после отъезда отца (Белоголовцева) в аэропорт на самолет до Англии.

— Мама! А папа вернется? — спрашивает сынок.

— Ну, конечно.

— А скоро?

— Скоро, скоро… Соскучится — и сразу же вернется.

— А можно, я с папиной фотографией спать буду?

— С какой фотографией?

— С маленькой.

Что-то я не помню у него маленькой фотографии…

— А я ее у него из паспорта вырезал…

Раздается нетерпеливый, многократный звонок в дверь и удары по ней ногами.

— О! — радуется сынок. — Папа, наверное, уже соскучился!..

Так что, теперь — шампанского не пить?!

Для удобства МИД перебрались в Москву. Будет ли им всегда в ней удобно — покажет время. Но Дмитрию и Максиму ритм столичной жизни показался более приемлемым, и они по-прежнему остаются там, снимая квартиры и копя деньги на приобретение собственных. А Иван с семьей вернулся в Новосибирск, его жена Лена родила здесь второго ребенка, а общаются и работают с Максимом и Дмитрием они теперь через Интернет.

— Конечно, мне ребят не хватает каждодневно, — сожалеет Иван. — Столько лет работали бок о бок — это ж надо понимать. Не хватает мне Диминого структуризма — он в этом деле ас. А Макс — классик в неожиданных сценарных ходах. И слава богу, что есть Интернет и что они время от времени приезжают в Новосибирск. Чаще им не удается — люди занятые.

Дмитрий закончил сценарные курсы, плотно работает с Владимиром Меньшовым и пишет еще для нескольких сериалов. Максим с этого сезона является старшим редактором на «Каменской» и тоже пишет «на сериалы». Если перебирать названия всех сериалов, сценарии для которых писали МИД (когда в полном составе, когда в «усеченном»), то времени и места потребуется много. Но то, что на слуху: «Юрики», «Афромосквич», «Мэрская доля», «Капитан Правда», «Писаки», «Простые истины»…

Каждый из МИД сегодня идет своей дорогой, но она такова, что на ней всегда попадаются перекрестки, где эти дороги сходятся в одну. Очевидно, что не только Ивану не хватает общения с друзьями. В этой связи вспомнилось давнишнее интервью Дмитрия Зверькова, в котором он заявил, что работа втроем позволяет ему успешно преодолевать его природную леность. Правда, не понятно, кокетничал он тогда или говорил всерьез?

— Кокетничал, — резюмирует Иван, но добавляет: — Всерьез. Нам легче работалось и работается втроем потому, что мы мыслим по-разному. Часто, чтобы проиллюстрировать как-то слаженность работы коллектива, говорят примерно так: «Один не успевает начать рассказывать, а другой его уже добавляет». А у нас все наоборот: один, к примеру, только закидывает начало шутки, а двое других выдают ему уже два разных ее продолжения, причем отличные от его собственного варианта. Так что нам приходится выбирать лучшее продолжение из трех вариантов.

— Ух ты! — в серии «Новый год на носу» восклицает отец, глядя на часы. — Вот это да! А ну-ка быстрей открывайте шампанское! Чуть Новый год не прозевали! Сейчас уже часы будут бить двенадцать раз!

— Ага, они через каждые пять минут бьют двенадцать раз, — ворчит мать.

— Так и что теперь — чинить их, что ли? Пусть бьют — Новый год все же!

— Три дня еще до Нового года!

— Так и что — три дня? Что, три дня шампанское теперь не пить? Вот в Англии я был, там Новый год неделю отмечают! Даже в тюрьме!

— А на воле — месяц, да?

— Не знаю: я там неделю был…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: