Новосибирск -0.7 °C

«За рулем» — не тост!

08.08.2005 00:00:00

Это произошло в Петербурге. Теперь их в нашей стране сотни тысяч, но только шестьдесят девять — государственные, одна из них находится в Новосибирске — самый главный автокомбинат в Сибирском округе.

Надежда Кобелева — из тех, кто хочет получить права по-честному, инструктор Алексей Игнатов — из тех, кто учит по-настоящему. Фото Сергея ПЕРМИНА

Наша автошкола открылась в 1936 году и располагалась в одноэтажном деревянном доме по адресу: ул. Татарская, 52, на пересечении улиц Гоголя и Крылова. Сейчас этого дома уже нет, и вообще многое с тех пор изменилось. Кроме одного: в отличие от ныне расплодившихся частных школ здесь права курсант не купит. Как и в те довоенные годы, здесь ему предстоит «накрутить» положенные часы вождения, сдать необходимые экзамены и только потом… Зато есть гарантия, что он, выезжая на дорогу, действительно будет знать, что «кирпич» — это не стройматериал, «зебра» — не животное, а «За рулем» — не тост.

Ровно сто лет назад в Петербурге открылась первая в России автошкола. Теперь их в нашей стране сотни тысяч, но только шестьдесят девять из них — государственные, одна из них находится в Новосибирске — самый главный автокомбинат в Сибирском округе.

Путь к «баранке» — через игрушечный город

«Тренажер» образца 36-го года: машины из дерева, дома из пенопласта… Фото из архива автокомбината

В Новосибирске автошкола открылась в 1936 году в одноэтажном деревянном доме по адресу: ул. Татарская, 52, на пересечении улиц Гоголя и Крылова.

Транспорта тогда почти не было, разве что полуторки «бегали» по улицам города — грузовики ЗИС. Они и были первыми железными «учителями» первых кандидатов в водители, как в то время называли учеников автошколы.

…Дощатый стол окружила группа мужчин.

— Уступи мне дорогу — у тебя помеха справа.

— Что ж ты, ешкин корень, сбить меня хочешь? Не видишь, я по «главной» еду!

Мужчины катали по игрушечным дорогам игрушечного Новосибирска игрушечные машинки. Они играли в правила дорожного движения по-детски самозабвенно и по-взрослому серьезно. Тогда эта игра была единственным учебным тренажером для будущих шоферов.

Модели машин никто, разумеется, в автошколу не поставлял. Как, впрочем, и мини-город. «Школьники» и преподаватели собственноручно вытачивали из дерева (пластмасса и железо были в дефиците) грузовики. Вырезали из сосновых брусочков дорожные знаки, светофоры и даже постовых-регулировщиков, а домики — из пенопласта. Все модели тщательно раскрашивались. С красками тоже было туго, поэтому некоторые цвета готовились из крутой настойки чищеной свеклы, кожуры лука или сока черемухи. Желтую краску добывали из бутона молодого одуванчика.

Получить права в довоенные годы было непросто. В группу принимали только тех парней и мужчин, которые напрочь решили связать свою жизнь с шоферской деятельностью. С них брали подписку об отработке. Чтобы стать водителем-профессионалом, требовалось проучиться как минимум полгода. На время Второй мировой обучение сократили до двух-трех месяцев, но после количество часов и «наездов» вновь вернули.

Время шло. Домик на Татарской состарился, и автошкола переехала на улицу Весеннюю. В середине семидесятых шоферские классы перебазировались в новое здание на Зорге, а школа сменила статус — стала областным учебно-курсовым комбинатом автомобильного транспорта или по-простому — автокомбинатом.

Вымытая посуда — билет в таксистки

В начале курсов «кишечки» автомобиля курсанток почему-то веселят. Фото Сергея ПЕРМИНА

В советские годы автокомбинат был единственным учреждением, где готовили водителей. Правда, существовали и автошколы при ДОСААФ, но в них обучали шоферов для армии, гражданским лицам попасть туда было нелегко.

На базе комбината открывались курсы водителей в ПАТП. Мужчин туда брали с удовольствием, а вот женщин не жаловали. Чтобы вступить в шоферские ряды, да еще и пассажирские, требовалось пройти несколько испытаний. В пятом таксопарке, к примеру, существовала такая практика.

Чтобы попасть на водительские курсы, девушкам предлагалось отработать в пионерском лагере таксопарка «Юный автомобилист» все три сезона. Посудомойкой, уборщицей, в лучшем случае — вожатой. Причем, после трехмесячной «отработки» из пионерлагеря в таксопарк представлялась характеристика. И не дай Бог, в этом документе будет хоть одно слово не в превосходной степени: путь на курсы тогда заказан.

Те из женщин, кто все же выстоял и остался, постепенно внутренне и внешне становились похожими на мужчин: работа среди двух тысяч мужиков давала о себе знать. Зато после такой стажировки машина становилась «твоими ногами».

— Неужели такое было? — не верит нынешняя курсантка Надежда Кобелева. — Но я бы и тогда пошла учиться: чем женщины хуже мужчин?

Бабушки и дедушки спешат за руль

Времена менялись, вместе с ними менялись вкусы, нравы и… правила обучения.

Теперь никто не вырезает деревянные машинки и светофоры, не строит пенопластовые города и не играет. Не нужно и шесть месяцев корпеть над учебниками, изучать железные внутренности автомобилей. Учебные полуторки сменили на тольяттинские «Жигули», а время наката часов вождения сократилось в два с половиной раза.

Сегодня для того, чтобы получить водительские права, достаточно «накатать» тридцать два часа и выучить ПДД (эти правила касаются лишь автокомбината, а в частных автошколах вождению отдают всего пять-шесть часов). Времени на это отведено — около трех месяцев. Затем прилежно сдать вождение и правила — и вперед, на дороги.

Нет сейчас и ограничений по возрасту. Стать водителем может даже семидесятилетний гражданин, который ни разу до этого руля, как говорится, в глаза не видел.

— Отказать людям в «возрасте» мы не имеем права, а жаль, — вздыхает директор автокомбината Василий Суков. — Не так давно пришла к нам супружеская пара. Ему шестьдесят, ей — пятьдесят восемь. Никто из них никогда не садился за руль. Мотивация для учебы — «на дачу добираться»: теплоход «Ракета», который доставлял дачников к месту, с рейса убрали. Пришлось им купить машину, а водить не умеют. Я им объяснял, что познать науку вождения в таком возрасте сложновато. В итоге отучились, но экзамены сдавали более десяти раз — никак не получалось. Честно сказать, достали они всех. Выдали мы им, наконец-то, удостоверения…

Как оказалось, эта супружеская чета не единственная в своем роде. За правами все чаще и чаще приходят пенсионеры. Учебе, как и любви, все возрасты, конечно, покорны, но автомобиль покориться может не каждому.

Еще десять-пятнадцать лет назад мы принимали на курсы после проверки психомоторики, — рассказывает Василий Трофимович. — То есть человека усаживали за тренажер (вроде нынешних игровых приставок для детей, только с настоящими педалями и рулем) и создавали на экране аварийные ситуации. Курсант должен был справиться с непредвиденной ситуацией в течение двух секунд. Если не успевал, значит, водителем стать не сможет. Теперь это требование отменили, а зря. Что касается женщин, то их с каждым годом у нас все больше и больше, а сейчас они и вовсе составляют девяносто процентов от числа всех кандидатов в водители. Есть и такие, которые учатся на категорию «Д» — автобусы. Теперь, говорят, пассажиров по маршруту возят.

На самом деле слабый пол не жалуют и сейчас. По крайней мере, в мужских категориях (прицепы, грузовики, автобусы). Действительно, трудно представить себе женщину, меняющую огромное колесо КамАЗа или лежащую под брюхом сломанного автомобиля. Хотя, как говорят автоспециалисты, в наше время много СТО, так что познавать «внутренний мир» железного коня не обязательно. А в частных школах порой не обязательно даже присутствовать на занятиях.

Двадцать минут страха и ты дома?

В Новосибирске, согласно последним данным, работают тридцать четыре автошколы: девятнадцать из них — частные. Лишь четырнадцать процентов человек, обучающихся в частных школах, сдают экзамены на получение водительских прав с первого раза. Здесь самая низкая посещаемость занятий, а количество часов, отпущенных на обучение вождению, как правило, в два, а то и в три раза меньше положенного. Тем не менее, там регулярно выдают свидетельства о прохождении курсов, и 65 процентов водителей в нашем городе выходят именно из них. В прошлом году было приостановлено шесть лицензий частных автошкол.

Похоже, у недобросовестных частников права просто покупаются. Недаром, опять же по статистике, каждый день в России гибнет порядка ста человек, получают травмы — около тысячи. Большая часть вины лежит на руках водителей.

Что касается Новосибирска, то и у нас ситуация с ДТП находится в не лучшем положении. В день «всего» по пять, а то десять аварий. К счастью, сегодня ужесточили сдачу правил дорожного движения. Раньше на один вопрос (а их в билете было десять) давалось двадцать минут, теперь количество вопросов увеличилось вдвое, а время на обдумывание ответа уменьшили тоже вдвое. Кроме того, идет обсуждение вопроса о введении психологического тестирования каждого «кандидата». Мечтают и о «черных списках».

— Набедокурил водитель в одном ПАТП, выгнали его оттуда за пьянство, например, так он, не долго думая, устроился в другое, — говорит Суков. — Сейчас таких «маршрутных» заведений масса. Мы хотим создать единую базу данных, в которую будут заноситься неблагонадежные шофера. Иначе говоря, если он будет уволен по причине алкогольного или наркотического опьянения, водителем работать ему больше не придется. По крайней мере, на пассажирских маршрутах.

Что касается таксистов, то в этих учреждениях нередко творится полный бардак. Пассажиры жалуются на странное поведение некоторых водителей, которое схоже с поведением наркоманов.

К слову, столетний юбилей у автокомбинатов последний. В ближайшие дни они будут называться Федеральным дорожным агентством — документ об этом в Москве уже подписан. Но функции останутся, по сути, те ми же: учить людей водить машины.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: