Новосибирск 4.6 °C

Только что издано от 09.08.2005

09.08.2005 00:00:00

Посреди минных полей, выстрелов и камуфляжных костюмов террористов затерялся бывший привилегированный партийный санаторий. Ныне — психиатрическая больница. Большая часть врачей и больных разбежалась. Оставшиеся репетируют пьесу Эсхила. Часть из них — сумасшедшие. Часть (как оказывается впоследствии) актеры. Почему они здесь? «Потому что это единственное место, где сейчас ставят Эсхила».

В последние десять лет современная драматургия практически не издается. «Свежие» пьесы публикуют специальные журналы («Театр», «Современная драматургия») — этим дело и ограничивается. Поэтому даже сам факт появления на свет книги Александра Косенкова «Последний парад» (драмы и комедии), выпущенной издательским домом «Историческое наследие Сибири», можно считать знаменательным. Как-никак, первая книга драматургии, выпущенная в серии «Современная Сибирская Литература». В нее вошли шесть пьес, написанных Косенковым после 1980 года, — тогда он, уже будучи известным кинодокументалистом, сценаристом и автором «прогремевших» пьес на производственные темы, вдруг резко изменил стиль.

«Действие пьес теперь происходит где угодно — в тундре, в зоне военных действий, в больнице, в дурдоме, в доме престарелых, только не на производстве», — пишет в послесловии к «Последнему параду» Алексей Горшенин. Но есть одна объединяющая деталь: в пьесах Косенкова очень часто фигурирует «Театр в театре». Постановки, репетиции… В доме престарелых, например, ставят «Вишневый сад» («Последний парад») — и театральный грим помогает совсем молодому еще человеку скрыться от преследующих его рэкетиров. Театр становится убежищем, спасением. А в «Исходе» прямо заявляется противостояние «системы Станиславского» и «системы Калашникова». Вторая — проще. Но тем не менее у Косенкова вышла книга пьес, и хочется верить, что этот шестисотстраничный томик в хорошем твердом переплете не останется единственным в своем роде, что прервавшаяся было традиция издавать драматургию будет продолжена. А то как-то странно получается: театры жалуются на отсутствие современных пьес, драматурги тем временем пишут «в стол», а система Калашникова торжествует.

Справка «ВН»:

Александр Федорович Косенков родился в 1940 году в Курской области, в 13 лет переехал в Иркутск. Закончил факультет журналистики Иркутского университета, работал режиссером, редактором Иркутской студии телевидения. В конце 60-х поступил на сценарный факультет ВГИКа и уехал работать на Братское телевидение: писал сценарии, снимал киноочерки. За цикл фильмов о природе Сибирского Севера получил серебряную медаль и приз Союза журналистов СССР. В 1975 году был приглашен работать на «Новосибирсктелефильм», где снял около 40 документальных фильмов, по его сценариям были сняты художественные телефильмы «Новогодний подарок», «Однажды осенью», «Перед свадьбой». За ленту «Дни будущих Будд» в 1998 году был удостоен Гран-при на Международном фестивале этнографических фильмов. После закрытия «Новосибирсктелефильма» занялся телепередачами (циклы «Линия жизни» и «Встречи со старыми героями»). В настоящее время занимается изданием книг по историческому наследию Сибири.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: