Новосибирск 3 °C

Шел трамвай девятый номер

25.08.2005 00:00:00

Пользуясь муниципальным транспортом, помните, что порядок в стране зависит и от вас

Фото Сергея ПЕРМИНА

Как бы ни насыщались наши городские трассы коммерческим транспортом, муниципальных маршрутов на них ещё предостаточно. Лично я на работу добираюсь трамваем 9-го маршрута, а с тех пор, как маршрут этот в связи с ремонтом трамвайных путей на улице Сибиряков-Гвардейцев временно выполняет челночные функции, стал он для меня ещё более удобным, потому как ходить начал гораздо регулярнее. И вот, собираясь после отпуска на работу, неожиданно вспомнил, что проезд-то нынче подорожал с шести рублей до семи. Понятное дело, инфляция, повышение стоимости энергоносителей и прочее, прочее, прочее. Правда, есть ещё одна довольно постыдная, а потому не всегда озвучиваемая причина нерентабельности муниципальных перевозок — это воровство. Вот с таким воровством, причём наглым и неприкрытым, мне и привелось столкнуться в первую поездку на работу после отпуска.

Вместе со мной в трамвай зашли несколько человек. Кондуктор, женщина средних лет, обслужив вошедших, подошла к молодому парню, протянувшему ей купюру. Подавая сдачу, женщина мягко сжала парню руку и многозначительно заглянула ему в глаза. Тот всё понял и кивнул головой в знак согласия с отсутствием среди сдачи билета. Как должное восприняла отсутствие билета и молодая женщина, заскочившая в трамвай на одну остановку. На следующей остановке в трамвай зашли человек пять, двоим из которых билетов также не досталось. На моих глазах кондуктор за пять минут положила себе в карман двадцать восемь рублей — как раз по рублю на каждого находящегося в салоне пассажира, даже с учётом пенсионеров с проездными билетами. Получилось, что официальная выручка с этого рейса оказалась такой же, если бы билет стоил по-прежнему шесть рублей.

Такой расклад меня несколько обескуражил. Выходит, накинутый городскими властями рубль уходит в личное пользование кондукторов? Улучив момент, когда кондуктор проходила мимо, я обратился к ней с вопросом: «На каком основании собираются деньги с пассажиров без выдачи билетов?» Бойкая женщина тут же у меня поинтересовалась: «А вы кто такой? Контролёр?» Услышав, что к профессии контролёра я не имею никакого отношения, назидательно добавила: «Так и не заглядывайте в мой карман. Я же в ваш не заглядываю». Объяснять кондуктору причинно-следственную связь между содержанием моего кошелька и её действиями не было времени — приближалась моя остановка. Направляясь к выходу, я решил выяснить ещё один вопрос: «Насколько причастен к действиям своей напарницы водитель трамвая?»

Лицо женщины, сидевшей на водительском кресле, оказалось знакомым. Как-то в проливной дождь она отказывалась отправлять трамвай до тех пор, пока престарелая пассажирка не оплатит проезд. Старушка оправдывалась, что, дескать, нет с собой денег, потому что обычно проходит одну остановку пешком, а тут вот неожиданно дождь сильный зарядил. Но водитель была непреклонна и прочитала бабуле, а заодно и всем пассажирам, небольшую лекцию об экономических принципах содержания трамвайного парка. Из краткой лекции следовало, что милосердие по отношению к неимущим может довести до краха весь городской подвижной состав. Возразить водителю было нечем, но и бабушку, которую выпихивали из трамвая в проливной дождь, было жалко. Проблема разрешилась после того, как за старушку рассчитался один из пассажиров.

Вот этот принципиальный водитель и сидел в кабине криминального трамвая. «Будьте добры, назовите номер вашего состава», — попросил я её. Выяснив с какой целью затребован номер, водитель повернулась к кондуктору: «Отдай ему билет». Та в ответ разразилась гневной тирадой, смысл которой приблизительно заключался в следующем: едут тут, понимаешь, всякие, билет свой получили и встревают куда их не просят. «Воровать не нужно!» — невольно втягиваясь в затеянную перебранку, парировал я, выходя на своей остановке. «Больше не будем», — неожиданно ответила водитель, тем самым подтверждая мои догадки об её соучастии в обирании пассажиров.

Принять на веру слова водителя было бы более чем наивно. Моя гражданская совесть требовала наказания жулья. Каким образом должен действовать гражданин, для которого важна не победа в словесной перебранке, а действенные меры по пресечению неприкрытого воровства, я решил выяснить в Управлении пассажирских перевозок.

Специалист отдела перевозок Александр Буйновский советует таким гражданам сообщать о случаях нарушения по телефонам, которые, согласно правилам пользования городским пассажирским транспортом, должны быть вывешены в салонах. Воспользовавшись этим советом, я и позвонил заместителю директора Ленинского трамвайного депо по эксплуатации Наталье Симбирской. Первым делом Наталья Ивановна поблагодарила за звонок и спросила номер подвижного состава и время, когда всё это произошло. Эти два условия необходимы, чтобы определить нарушителей. Дальше уже дело техники. Подозреваемых берут на особый контроль, учащают проверки, анализируют сумму выручки и т.д. В случае подтверждения нечестности применяют оргвыводы, вплоть до увольнения. Расстаются с такими без сожаления, так как, воруя деньги на линии, такие бригады фактически обирают своих товарищей по депо.

Узнав, что звонивший не просто пассажир, а ещё и корреспондент «Вечернего Новосибирска», замдиректора попросила обратиться через газету к пользователям городского муниципального транспорта не потакать нечестным кондукторам и не искушать их, возвращая билеты при выходе. В конечном счёте, последствия всех этих недоборов, которые уходят в карман нечестных экипажей, бумерангом вернутся к самим же пассажирам. Нехватка денег на запчасти, на зарплату слесарям-ремонтникам, электрикам и прочему обслуживающему персоналу приводит к не выходу на линию подвижного состава, и, как следствие, увеличению времени ожидания транспорта на остановках. Посетовала Наталья Ивановна и на пенсионеров, которые так и норовят «проехаться» за счёт транспортников. К каким только ухищрениям не прибегают дедушки и бабушки. Покупка одного проездного на несколько человек — одна из уловок. Понятно, жить пенсионерам трудно, но нельзя же отыгрываться на других, которым также нелегко и которым также нужно получать зарплату и кормить свои семьи. Так что брошенная мною фраза «воровать не нужно!» как ни странно относится и к некоторым пенсионерам, пользователям муниципального транспорта.

Здесь можно было бы и поставить точку, но есть в этой истории ещё одна деталь — это реакция пассажиров 9-го маршрута на мои попытки урезонить нечестный экипаж. С самого начала разыгравшейся сцены выяснения отношений симпатии зрителей были явно не на моей стороне. Наши диалоги на повышенных тонах происходили на фоне неодобрительных взглядов пассажиров, направленных в мою сторону, и лишь моя решительность сдерживала необилеченных молодых людей, всем видом демонстрирующих свою готовность прийти на помощь кондуктору. Коллективное мнение по поводу моей принципиальности высказала женщина, вышедшая со мной на остановке: «Ну чего вы к людям привязались? Неужели не знаете, какая у них маленькая зарплата? Вон олигархи обирают страну и всё им нипочём». Какая зарплата у заступницы нечестных на руку транспортников, я спросить не успел, так как сказано всё это было на бегу и при явном нежелании продолжать дискуссию. А задержись женщина минут на пять, я бы растолковал ей взаимосвязь между её поведением и наличием в стране нелюбимых народом олигархов.

Существует такая расхожая поговорка: «Каждый народ заслуживает своего правительства». Действительно, на протяжении тысячелетий народ постоянно зарождает и вынашивает своих лидеров: государственных деятелей, учёных, полководцев и т.д. Каково духовное состояние нации, таковы и зачатые ею плоды. Это аксиома. В своё время Россию представляли Ломоносов и Менделеев, современные же россияне ломятся на лекции Григория Грабового. Когда-то Москва славилась МХАТом, теперь — телеперадачами «Аншлаг« и «Дом-2». Были когда-то у нас олигархи — Морозовы и Третьяковы, теперь — Чубайсы и Абрамовичи. Общество с низкопробными потребностями плодит лжеучёных и содействует расцвету пошлого телевидения, а у общества вороватого и олигархи соответствующие. Так что помните, дорогие пассажиры городского муниципального транспорта: отказываясь от билета или возвращая его при выходе, вы тем самым не только становитесь соучастниками воровства, но и продляете власть ненавистных вам олигархов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: