Новосибирск 1.1 °C

Как «построить» ТСЖ?

31.08.2005 00:00:00

После ряда публикаций в «Вечернем Новосибирске» о проблемах, связанных с созданием Товариществ собственников жилья — ТСЖ, в редакцию стали поступать звонки и письма новосибирцев с вопросами. Постараемся ответить на несколько из них.

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

Лидия Ивановна Тябус из Калининского района, в частности, пишет: «Нам говорят, вы сами будете выбирать фирмы и бригады для определенной работы в ТСЖ. А где мы будем брать информацию о них? Ждать, когда кто-то повесит объявление на дверь подъезда? Или искать в рекламных газетах? Но где гарантия, что эта организация порядочная, а электрик, например, добросовестный и достаточно квалифицированный?»

Мы еще вернемся к этому письму, поскольку в нем сконцентрированы наиболее характерные вопросы, интересующие людей. Но попробуем разобраться по порядку: с чего нужно начинать создание ТСЖ, с чем предстоит столкнуться активу в своей работе и по каким критериям следует выбирать подрядчиков? Ответить на эти вопросы и прокомментировать письмо мы попросили директора городского Центра ТСЖ Светлану Суворову.

— Для начала давайте напомним читателям, чем вызвано создание Центра?

— Новый Жилищный кодекс вступил в силу с 1 марта 2005 года. Этот документ переложил на собственников помещений в жилых домах обязанность по управлению общим имуществом и по его содержанию. Выбор способа и формы управления домом установлен до 1 марта 2006 года, а срок окончания бесплатной приватизации комнаты или квартиры — до 1 января 2007 года. Жилищный кодекс также определил возможность бесплатной передачи собственникам помещений земельных участков в общую долевую собственность. Вопрос об одном из нескольких способов управления общим имуществом собственники должны решать на общем собрании. Для одного многоквартирного дома выбирается единый для всех собственников способ управления. Задача нашего Центра направлена на то, чтобы работать с инициативными группами и информировать их о том, какие шаги следует предпринять самим жителям, чтобы решить дальнейшую судьбу их дома.

— И какие же это шаги?

— Прежде всего в ходе обсуждения на общем собрании жители дома должны выяснить и решить для себя: какая организация управляет домом и кто занимается его эксплуатацией? Плохо или хорошо обслуживает? Можно ли выбрать другую организацию или других исполнителей для этих работ? За что я плачу и сколько, можно ли сэкономить при замене поставщика услуг? В какие суммы выливаются дополнительные услуги по дому и от чего я могу отказаться без ущемления прав соседей? И, наконец, какие возможности есть для более эффективного управления?

Разумеется, чтобы провести такое собрание и вынести вопросы на обсуждение, необходима определенная подготовка. Для этого еще до мероприятия должна быть создана инициативная группа и избран ее председатель. Подчеркну, активность людей именно на этом, первоначальном, этапе имеет решающее и определяющее значение. Сами люди должны позаботиться о своих «вождях» — доверять им и наделить полномочиями. Однако, чтобы не превращать собрание в пустую говорильню, все вышеизложенное нужно делать в соответствии с законодательно установленными процедурами. Вот здесь вам на помощь придут консультанты нашего Центра. В настоящее время формируются группы активистов, разрабатывается график консультаций и семинаров. На них, в частности, мы расскажем о трудностях, связанных с созданием ТСЖ, и о том, как его зарегистрировать. Кроме того, Центр будет вести подготовку кадров для работы в ТСЖ — председателей, управляющих, бухгалтеров.

— Светлана Павловна, как раз — о трудностях. Допустим, граждане уже собрались и решили — быть ТСЖ. И даже его создали. Что следует помнить и чего опасаться, чтобы избежать неприятных инцидентов?

— Это большой и разносторонний вопрос. В каждом конкретном ТСЖ есть свои специфические условия, а значит, и проблемы. Например, в одном товариществе в штате может быть 6–7 человек, включая председателя, управляющего, бухгалтера, сантехника, электрика, плотника, дворника, в другом — 3–4 человека. У одних ТСЖ есть хорошая финансовая база и доходы, получаемые от рекламы и аренды, в другом — только взносы и плата собственников. Но в любом случае следует помнить, что ТСЖ — это не только права, но и обязанности, ответственность перед гражданами за своевременное заключение договоров, соблюдение финансовой дисциплины, предоставление правдивой информации о деятельности актива. Председатель и его команда должны просчитать и предусмотреть все последствия принятых решений, например, подбор подрядчиков на ремонт и обслуживание дома…

— Вы очень кстати заговорили об этом. Лидия Ивановна Тябус пишет в своем письме: «Я уверена, что люди и фирмы, предоставляющие ремонтные и коммунальные услуги, тоже по-своему готовятся к реформе. Как известно, чтобы оказывать услуги, нужно иметь лицензию и быть зарегистрированным. И вот тут-то решающее слово должно быть за городской администрацией. Мэрия должна обеспечить работу только надежных фирм и бригад, чтобы услуги их были недорогие и качественные. Отделы мэрии могут и должны поставить заслон всяким недобросовестным фирмам-однодневкам, шабашникам и пирамидам. Не мы, активисты и энтузиасты, должны обещать соседям, что с созданием ТСЖ качество коммунальных услуг будет выше, чем сейчас, а именно мэрия должна нам гарантировать, что на рынке предоставления коммунальных услуг будет действовать не кто попало, а только проверенные, порядочные, добросовестные физические и юридические лица». Звучит вроде бы хорошо и правильно. Но при чем тогда здесь ТСЖ?

— Вот именно. При чем здесь мэрия. Подход гражданки Тябус в корне неверен. В том-то и соль, что Товарищество собственников жилья, став юридическим лицом, само решает, кого и на каких условиях нанять. Информацию же о том, порядочная та или иная фирма или недобросовестная, можно легко проверить. Например, обратиться в те организации или учреждения, где уже работала фирма, с вопросом: были ли нарекания по срокам и качеству работ? Любая уважающая себя бригада будет только рада, если кто-то подтвердит ее хорошую репутацию. И наоборот, шабашники уйдут от ответа, исчезнут.

В этой связи нам бы хотелось, чтобы рядовые граждане и члены уже существующих ТСЖ сообщали в наш Центр как о плохих фирмах-халтурщиках, так и о хороших. Это необходимо для создания достоверной базы данных, которой будут пользоваться ТСЖ. И, конечно же, при выборе подрядчика на тот или иной вид работ нельзя полагаться только на рекламные объявления.

В заключение напомним: телефон городского Центра ТСЖ - 279–99–54.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: