Новосибирск 0.2 °C

Учебникам устроят «чистку»?

01.09.2005 00:00:00

Учителя опасаются, что это внесет дополнительную неразбериху в учебный процесс

Количество школьных учебников в ближайшем будущем, возможно, существенно сократится. Качество их при этом должно улучшиться. На днях заместитель министра образования Андрей Свинаренко провел заседание президиума Федерального совета по учебникам. Члены президиума обсуждали результаты экспертизы учебников в Российской академии наук и Российской академии образования, которая проходила все лето. Решение об ужесточении экспертных требований к учебникам и создании экспертного совета из академиков РАН и РАО еще весной приняли члены Совета Федерации. Из первой сотни направленных на экспертизу учебников комиссия РАН половину признала непригодными для использования в школах. По некоторым предметам процент отсева еще больше. Из 14 учебников по литературе положительную рецензию получили только два. Аналитики думают, что следующая ступень — РАО — тоже забракует как минимум половину изданий. «Качество учебников требует серьезного улучшения» — такой вывод сделали члены Федерального совета по учебникам.

Самая сложная ситуация — с учебниками истории. Сегодня их порядка 100 изданий. Заведующий кафедрой истории Новосибирского института повышения квалификации работников образования (НИПКиПРО) Виктор Варющенко говорит, что лично он знаком с содержанием 70 разных учебников. Многие из них оставляют желать лучшего. Однако главная проблема, по мнению Виктора Ивановича, не столько в учебниках, сколько в противоречиях между требованиями стандартов и содержанием учебных пособий: «По стандарту нужно изучать то-то и то-то. В одном учебнике есть одно, в другом другое. А учебника, в котором было бы и то и другое, — нет».

Скептики предрекают, что учиться и работать спокойно школьникам и учителям остался один год. Со следующего учебного года начнется чехарда, в которой сложно будет разобрать: какой учебник «грифован» Министерством образования, какой нет, по какому нужно преподавать, а по какому — лучше не надо. Последний инцидент, когда учебник истории Долуцкого исключили из программы прямо в середине учебного года, произошел в 2004 году. Ветераны пожаловались президенту, что автор интерпретировал события Великой Отечественной так, будто Советский Союз виноват в развязывании войны. Впрочем, учителя истории говорят, такие интерпретации есть и в других изданиях. Не исключено, что с началом новой «чистки» учебников некоторые из них будут признаны негодными прямо во время учебного процесса.

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

В общей сложности сейчас школьных учебников — не менее тысячи. Дело в том, что до 1992 года преподавание в школах могло вестись только по учебникам, имеющим гриф Министерства образования «допущено» или «рекомендовано». В 1992 году Закон «Об образовании» закрепил за учителем право на применение разнообразных методик и средств обучения, в том числе учебников. Сейчас до 40% школ работают по учебникам без грифа.

Виктор Варющенко, как, впрочем, большинство его коллег, не очень верит в то, что после ужесточения экспертных требований учебников станет намного меньше: «Издание учебной литературы — очень выгодный бизнес. Тиражи составляют десятки миллионов экземпляров. Цена каждого экземпляра — от 100 рублей и выше. Опять же чиновникам есть чем заняться: грифы всякие то вводить, то отменять».

По мнению академика Российской академии образования Александра Кузнецова, для того чтобы написать качественный учебник, требуется два-три года. Современные авторы «пекут» учебные пособия как блины — за шесть месяцев. Именно по этой причине учебники, по которым учились школьники в прошлом году, уже не подойдут тем, кто на год моложе.

У Александра Кузнецова много претензий не только к авторам, но и к издательствам: «Сейчас 95 полиграфических предприятий в России занимаются выпуском учебной литературы. Они жестко конкурируют между собой. Чтобы опередить других, используется новый стиль, новая форма изложения. При этом зачастую издатели не знают, как размещать в тексте справочный материал, какой должна быть технология. Под видом инноваций нередко протаскивается сомнительная, неапробированная идеология».

Авторы идеи ужесточения требований к учебникам уверены, что экспертный совет станет гарантией от проталкивания «нужных«, но непригодных к использованию в образовательном процессе учебников: «Вице-президент Академии наук все-таки гораздо больше дорожит своим именем и репутацией, нежели чиновник».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: