Новосибирск 0.4 °C

Как гора с плеч

02.09.2005 00:00:00

Мы продолжаем начатый в прошлом номере разговор об экологии сибирского мегаполиса. У нашего собеседника Андрея Даниленко в карьере произошли изменения, и сегодня мы представляем его как заместителя руководителя управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора РФ по Новосибирской области.

Фото с NSK.ru

 — Андрей Анатольевич, вы один из тех, кто наиболее хорошо информирован о состоянии окружающей нас среды. Как вы лично себя чувствуете — спокойно?

 — Человек — система достаточно сложная и, надо сказать, умеет неплохо защищаться, включает, когда нужно, защитные механизмы. Это одна из причин моего оптимизма. А другая — да, именно в том, что мне, как специалисту, известны цифры, факты, взаимосвязи, характеризующие городскую среду. Прежде всего, оценивая ту или иную экологическую ситуацию, нельзя рассматривать ее, как замороженную, одномоментную. На нее влияет множество факторов… К примеру, экологическая ситуация в городе лет 10–12 назад была значительно хуже. Убедиться в этом можно по данным Гидрометеослужбы. Они регулярно определяют так называемый индекс загрязнения атмосферы — ИЗА. Так вот, в начале 90-х годов его величина «зашкаливала» за 30. Сегодня — 13, а иногда падает даже до 10. Вопрос — почему?

 — Понятное дело, с тех пор столько предприятий сократили свое производство или вообще остановились.

 — Все почему-то сразу начинают говорить — упало производство. А у нас, собственно, технологических выбросов — 7% сейчас, да и раньше было не намного больше. Получается, что состояние атмосферы изменилось значительно существеннее. Поэтому давайте поищем другие факторы.

Новосибирск — один из немногих городов-миллионеров, который располагается в столь суровых климатических условиях и вынужден 7 или даже 8 месяцев в году отапливать здания. Поэтому система теплоснабжения, а это — ТЭЦ и крупные котельные — как работали, так и работают. И на протяжении десятков лет 90 процентов всех выбросов в атмосферу города — это их выбросы. И вот здесь можно поискать ответ на вопрос: почему воздух в городе стал чище? Известно, что повышение на один процент степени газоочистки на теплоэлектростанциях «Новосибирскэнерго» уменьшает количество выбросов в атмосферу на 10 тысяч тонн в год. Десять, двенадцать лет назад уровень газоочистки на ТЭЦ равнялся в среднем 93%. Сегодня — 98%. Значит, загрязнение атмосферы уменьшилось на 50 тысяч тонн в год.

За это же время в городе демонтировано большое количество ведомственных котельных, на оставшихся проведена режимная наладка или они вообще были переведены на газ. Горожане это ощутили. Вспомните, как раньше коптили котельные «Кондитера», «Жиркомбината». А сегодня в центре осталась только одна котельная, работающая на мазуте, — Гормолзавода. Но и сюда уже прокладывается газопровод, в 2006 году он будет построен. Пожалуй, дольше всех по старинке будут работать котельные в Первомайском районе: на Стрелочном заводе и НХБК. Но перевод их на газ — это только вопрос времени.

 — Андрей Анатольевич, а вы не забыли об автотранспорте?

 — С автомобилями тоже парадоксальная ситуация. Правда, несколько иная, чем с заводами. По данным УГИБДД ГУВД Новосибирской области, количество зарегистрированных автомобилей в городе превысило 300 тысяч. Количество выхлопных газов увеличилось, а они относятся к так называемым «приземным выбросам», которые в городских условиях рассеиваются плохо. Но, как показали исследования, существенного влияния на состояние атмосферы они не оказывают. Во всяком случае, пока. В значительной степени этот источник загрязнения мы снизили в 1999 году, когда с помощью городского Совета, ещё до выхода соответствующих федерального и областного законов, запретили в черте города использовать этилированный бензин. А до этого провели множество консультаций, совещаний, встреч, в том числе с операторами нефтяного рынка. Между прочим, владельцы бензоколонок с пониманием отнеслись к такому решению. Высказались примерно так — мы согласны. Мы тоже в этом городе живем и тоже этим воздухом дышим. Спрашиваем: а не получится ли так, что сегодня вы торгуете неэтилированным бензином, а завтра вновь этилированным? Объяснили — перевод всей технологической цепочки с одного бензина на другой столь хлопотное и затратное дело, что лучше делать его один раз.

 — Но загазованность автомагистралей растет.

 — Да, это единственный источник вредных выбросов, который сегодня сохраняет устойчивую склонность к росту. С автомобилями бороться сложно. В этом деле у Новосибирска в целом и у городских экологов, пожалуй, есть только один путь…

 — Экологическая милиция?

 — Нет. Согласно новому административному кодексу, подобное невозможно в принципе. О чем я, честно признаться, сожалею. Когда мы регулярно в ходе операции «Чистый воздух» замеряли уровень вредных веществ в выхлопных газах и могли наказать за это водителей, то количество автомобилей, не отвечающих требованиям экологии, заметно снижалось. А сейчас городские экологи совместно с другими муниципальными службами могут влиять на уменьшение загрязнения атмосферы автомобильными выхлопными газами, только совершенствуя дорожную сеть. С тем, чтобы повысилась пропускная способность улиц, чтобы с них ушел большегрузный транспорт, но не исчезли троллейбусы и трамваи и появились пешеходные зоны.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: