Мы продолжаем начатый в прошлом номере разговор об экологии сибирского мегаполиса
Андрей Анатольевич, вы один из тех, кто наиболее хорошо информирован о состоянии окружающей нас среды. Как вы лично себя чувствуете спокойно?
Человек система достаточно сложная и, надо сказать, умеет неплохо защищаться, включает, когда нужно, защитные механизмы. Это одна из причин моего оптимизма. А другая да, именно в том, что мне, как специалисту, известны цифры, факты, взаимосвязи, характеризующие городскую среду. Прежде всего, оценивая ту или иную экологическую ситуацию, нельзя рассматривать ее, как замороженную, одномоментную. На нее влияет множество факторов
К примеру, экологическая ситуация в городе
Понятное дело, с тех пор столько предприятий сократили свое производство или вообще остановились.
Новосибирск один из немногих
За это же время в городе демонтировано большое количество ведомственных котельных, на оставшихся проведена режимная наладка или они вообще были переведены на газ. Горожане это ощутили. Вспомните, как раньше коптили котельные «Кондитера», «Жиркомбината». А сегодня в центре осталась только одна котельная, работающая на мазуте, Гормолзавода. Но и сюда уже прокладывается газопровод, в 2006 году он будет построен. Пожалуй, дольше всех по старинке будут работать котельные в Первомайском районе: на Стрелочном заводе и НХБК. Но перевод их на газ это только вопрос времени.
Андрей Анатольевич, а вы не забыли об автотранспорте?
С автомобилями тоже парадоксальная ситуация. Правда, несколько иная, чем с заводами. По данным УГИБДД ГУВД Новосибирской области, количество зарегистрированных автомобилей в городе превысило 300 тысяч. Количество выхлопных газов увеличилось, а они относятся к так называемым «приземным выбросам», которые в городских условиях рассеиваются плохо. Но, как показали исследования, существенного влияния на состояние атмосферы они не оказывают. Во всяком случае, пока. В значительной степени этот источник загрязнения мы снизили в 1999 году, когда с помощью городского Совета, ещё до выхода соответствующих федерального и областного законов, запретили в черте города использовать этилированный бензин. А до этого провели множество консультаций, совещаний, встреч, в том числе с операторами нефтяного рынка. Между прочим, владельцы бензоколонок с пониманием отнеслись к такому решению. Высказались примерно так мы согласны. Мы тоже в этом городе живем и тоже этим воздухом дышим. Спрашиваем: а не получится ли так, что сегодня вы торгуете неэтилированным бензином, а завтра вновь этилированным? Объяснили перевод всей технологической цепочки с одного бензина на другой столь хлопотное и затратное дело, что лучше делать его один раз.
Но загазованность автомагистралей растет.
Да, это единственный источник вредных выбросов, который сегодня сохраняет устойчивую склонность к росту. С автомобилями бороться сложно. В этом деле у Новосибирска в целом и у городских экологов, пожалуй, есть только один путь
Экологическая милиция?
Нет. Согласно новому административному кодексу, подобное невозможно в принципе. О чем я, честно признаться, сожалею. Когда мы регулярно в ходе операции «Чистый воздух» замеряли уровень вредных веществ в выхлопных газах и могли наказать за это водителей, то количество автомобилей, не отвечающих требованиям экологии, заметно снижалось. А сейчас городские экологи совместно с другими муниципальными службами могут влиять на уменьшение загрязнения атмосферы автомобильными выхлопными газами, только совершенствуя дорожную сеть. С тем, чтобы повысилась пропускная способность улиц, чтобы с них ушел большегрузный транспорт, но не исчезли троллейбусы и трамваи и появились пешеходные зоны.