Новосибирск 14.1 °C

Роман Козак против Квентина Тарантино, или Сибирский эксперимент московского режиссера

10.09.2005 00:00:00

Субботние встречи

На сцене «Глобуса» заканчиваются репетиции «черной» комедии «Господин Кольперт». Все будет по законам жанра — смешная история «с убийством, трупом и разбрызганными мозгами». Я не нацелен на скандал, говорит режиссер, но кто-то, возможно, посчитает постановку именно таковой.

… До премьеры — ровно неделя. Репетиции идут в самом напряженном ритме. Час встречи с 18–00 сдвигается на начало восьмого. Роман Ефимович извиняется. Честно пытается настроиться на беседу. Но чувствуется, что он весь еще там — в актерах, пьесе, в том «винегрете жанров», который, судя по всему, замесил не на шутку. Среди «ингредиентов» будут детектив, мистика, триллер, эротика… И даже будут показывать кино…

О красивых декорациях и ретивом помреже

Уже с начала августа репетиции идут на сцене и в декорациях…

Декорации очень красивые и очень «неживые». Конструкция на сцене создает иллюзию виртуального мира — то ли это фрагмент «эвакуированного» из какой-нибудь иной галактики космического мегаполиса, то ли пространство компьютерной игры. В любом случае, человеку здесь не очень уютно. Фигурки актеров перемещаются по сцене сомнамбулически и кажутся очень маленькими и потерянными. Подумалось, что именно так должны «мироощущать» себя божьи коровки, вдруг попавшие на крышу небоскреба. Если речь идет о спектакле об отчуждении, бесчувствии, разрыве связей, обо всех уставших и изверившихся, то это, как говорится, — в самую точку. Судить, впрочем, еще рано. «О чем спектакль», в театре умалчивают — «чтобы не обрадовались раньше времени» — так что все в самых общих чертах…

…Странное действие на сцене понемногу начинает затягивать и завораживать. Но «гипноз» внезапно снимает помощник режиссера, прося «посторонних немедленно покинуть зал», ибо «Роман Ефимович не любит…». Потом оказывается, что Роман Ефимович любит, и оборонительная позиция — личная инициатива помрежа… Но делать нечего, приходится уходить. А жаль! Сама «кухня» спектакля, отношения на репетициях «режиссер — актер» — тоже своего рода увлекательный спектакль!

О «спектакле для совершеннолетних»

Первые репетиции начались еще в мае. Роман Козак приехал в Новосибирск сразу после своей нашумевшей премьеры «Косметика врага» — совместного проекта с Константином Райкиным. Оба худрука вышли на сцену в качестве артистов (по первой профессии Роман Козак — актер). «Спектакль на двоих» ставился сразу для двух театров — «Сатирикона» и Театра им. Пушкина.

В первый «заход» состоялось знакомство режиссера с труппой, актеров — с пьесой и прошел начальный этап репетиций. Сделав «черновой» прогон, режиссер благополучно отбыл из Новосибирска в Москву — на экзаменационную сессию в Школе-студии при МХАТ. А потом — на два месяца в Бостон, где преподает в Гарвардском университете систему Станиславского. В «Глобусе» тем временем шла активная подготовка сцены к следующему этапу репетиций.

— Зачем вам, человеку очень занятому и очень востребованному, в том числе и на Западе, работать в провинции?

— Я сам не коренной москвич, родился в провинции… Для меня понятия «провинция» не существует. Я считаю, что и в столице есть много провинциального, и в провинции могут быть столичные театры, и художники европейского уровня. Мне просто очень понравился этот театр — я говорю это вовсе не потому, что хочу сделать кому-то приятно, — я много слышал о нем от коллег, которые здесь работали, — от Валерия Фокина, Александра Галибина…

— Но предложение вы получили еще два года назад и думали достаточно долго…

— За это время я посмотрел несколько спектаклей, которые театр привозил в Москву на «Золотую маску». Потом специально приезжал в Новосибирск, смотрел спектакли здесь, знакомился с труппой. Нашел актерский уровень очень хорошим, совсем не провинциальным. А потом как раз «выпрыгнула» эта идея текста — у меня обычно так и бывает: не я ищу пьесу, а пьеса находит меня — все соединилось, и я уже стал выбирать время, когда буду относительно свободен…

— О том, как «выпрыгнула» идея текста, если можно, чуть подробнее…

— Автор — Давид Гизельманн, современный немецкий драматург, переведена пьеса буквально вот-вот. Переводчик — мой хороший знакомый. Однажды он просто позвонил мне и по телефону рассказал сюжет. История показалась очень свежей, интересной и захотелось поэкспериментировать. Текст современный, смешной, очень игровой и театральный. Я бы сказал, что это в некотором роде «тарантиновское» направление в театре: попытка на сцене проделать путешествие в мир киноштампов, показать, как они действуют на нашу подкорку — страшно, нелепо, комично.

— Спектакль назван «спектаклем для совершеннолетних», собираетесь шокировать сценами «про это»?

— Это сказано в несколько ироничном смысле, комедийном ключе. Хотя в спектакле есть много такого, что детям смотреть не очень обязательно…

— В «Глобусе» существует своя «сказка про Золушку»: про то, как актрису Ольгу Цинк открыл модный московский режиссер Дмитрий Черняков. Жила-была девушка, играла «зайчиков — белочек», а потом приехал ОН, увидел, заметил, дал главную роль. И спектакль получил «Золотую маску», актриса — специальный приз (речь идет о спектакле «Двойное непостоянство» — прим. «ВН»). И потом было еще много других хороших призов, и лучшие роли, и звание «заслуженной»… Судя по тому, что и Ольга Цинк, и другие актеры, работавшие с Дмитрием Черняковым, заняты и у вас, ваши вкусы с ним во многом совпадают?

— Дима большой молодец, что открыл Ольгу Цинк, и не только ее. У нас со всеми актерами сразу установились хороший контакт, здоровые, творческие отношения. Вообще, атмосфера на репетициях замечательная. Я очень доволен. Хвалить перед премьерой — плохой знак, постучу по дереву, хотя я человек не суеверный…

— Вы нацелены больше на «культурное событие» или на «народный хит»?

— Я никогда не делаю хитов. Не потому, что я такой культурный, а просто я не думаю о «хитовости», когда работаю. И всегда хочу сделать культурный спектакль и хочу, чтобы это стало событием. Когда это совпадает — это великолепно. Думаю, что спектакль будет собирать залы — в нем все для этого есть…

О театральной реформе и грандиозности замыслов

Воспользовавшись случаем, мы задали режиссеру ряд вопросов, не имеющих прямого отношения к новосибирскому спектаклю. Не каждый день Роман Козак бывает в нашем городе…

— Сибирские театры «замерли» в ожидании грядущих театральных реформ. Как ощущаете себя вы как художественный руководитель театра?

— Как перед катастрофой. Как еще я могу себя ощущать? На мой взгляд, реформа, если она будет принята в том виде, в котором изначально подавалась, грозит русскому репертуарному театру медленным умиранием. Я имею в виду репертуарный театр как явление мировой культуры. Останутся «придворные театры» с грантами президента и правительства, останутся коммерческие заведения антрепризного характера. А остальные театры будут гнить и исчезать.

Но что-то делается, чтобы это предотвратить?

— Были ходоки от нас — ходили и Костя Райкин, и Марк Анатольевич и Олег Павлович (Захаров, Табаков — прим. «ВН»). Их вроде успокоили. Я, признаться, многих тонкостей не знаю. В Москве уже три месяца не был, информацию узнаю по телефону и Интернету. Но очень был обеспокоен, когда узнал, что многие театры оказались при правительственных грантах — это очень похоже на затыкание ртов…

— Пока реформа на время остановлена… Но тем не менее с января театры будут переведены на казначейство?

— Это чудовищно. Это откидывает театр лет на 50 назад. Не знаю, что будет дальше. То, что казначейство становится указателем театру, по-другому, как «чудовищно», не назовешь. Теперь я должен доказывать необходимость для спектакля двух гвоздей, а если в процессе работы потребуется третий, то я его уже не получу! Мы, художественные руководители, бьем тревогу. Но я думаю, что это все достаточно жестко, и мы ничего не сможем сделать. Каждый будет вертеться поодиночке, кто как сможет. Братства почему-то не получается.

— Сезон в вашем театре уже планировался с учетом грядущих перемен?

— Пока дирекция нашла возможность нас ни в чем не ограничивать, на «грандиозности планов» это, по крайней мере, не отразилось…

— Как долго вы пробудете в Новосибирске?

— До дня первой премьеры — 16 сентября. Потом поеду открывать сезон у себя.

— С чего начнете?

— С бродвейской комедии «Одолжите тенора», где участвуют молодые артисты, а в заглавной роли занят Сергей Лазарев, один из моих любимых учеников — певец и актер, одно время вокалист группы «Смэш». В премьерной афише — «Самоубийца» Эрдмана, «Прошлым летом в Чулимске» с Игорем Бочкиным, «Девишник» — новая пьеса, где будут играть очень интересные женщины, включая Веру Алентову, музыкальный спектакль Аллы Сигаловой «Мадам Бовари»…

— Знакомые все лица… А сами бы вы как зритель в какой театр, на какой спектакль пошли? И к какому типу зрителей вы себя причисляете?

— Я считаю себя самым обычным зрителем, но «немножко с запасом театральных знаний». И, как обычный зритель, люблю в театре смотреть «просто жизнь», где любят, плачут, страдают, бросают, разводятся… Не как в мексиканских сериалах, а как это бывает на самом деле. И мне совершенно не интересен «красивый гламурный продукт», эта приукрашенная пустота, которой сейчас занимается современный театр. Думаю, в своих пристрастиях я не одинок…

Справка «ВН»:

Роман КОЗАК, заслуженный артист России.

Окончил Школу-студию при МХАТ (курс Олега Ефремова). Работал как актер и режиссер во МХАТе им. А. П. Чехова. В 1990 году основал театр «Пятая студия МХАТ». В 1991–1992 годах — главный режиссер театра им. Станиславского. С 1983 года преподает в Школе-студии при МХАТ. С 2001 года — художественный руководитель Театра им. Пушкина.

Основные постановки: обладатель Гран-при Международного фестиваля в Мюнхене — спектакль «Чинзано» Петрушевской (театр-студия «Человек»), обладатель Гран-при Международного фестиваля в Риге — спектакль «Пляска смерти» Стринберга (Рижский театр русской драмы), а также следующие постановки: «Самое главное» Евреинова, «Отелло» Шекспира (Рижский театр русской драмы), «День рождения Смирновой» (Старый театр, Краков), «Мера за меру» Шекспира (Театр в Нижней Саксонии), «Академия смеха» Коки Митани, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Черный принц» Мердок, «Наваждение» Галина, «Трое на качелях» Лунари (Театр им. Пушкина).

Последняя постановка — «Косметика врага» по пьесе Амели Натоб, совместный проект с Константином Райкиным.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: