Тридцатого сентября в Камерном зале филармонии состоится концерт хорового ансамбля «Маркелловы голоса» под управлением Игоря Тюваева «Из дальних странствий возвратясь». Страну восходящего солнца в музыкальной биогеографии будет представлять квартет кото под руководством Андрея Кугаевского.
С традиционным японским инструментом кото большинство новосибирских меломанов пока на «вы«, потому что на концертных площадках этот экзотический восточный гость еще новичок. Его чарующими звуками, настраивающими на философское созерцание, до сих пор наслаждались лишь истинные целители восточной культуры, посещавшие в свое время концерты исполнителей на кото в Большом зале консерватории и МКЦ
Руководитель квартета кото, преподаватель факультета народных инструментов НГК Андрей Кугаевский рассказывает, что в Сибири первый инструмент кото появился благодаря профессору педагогического университета города Саппоро Юкико Такагаки.
Пятнадцать лет назад Новосибирск и Саппоро стали
Первое, что понравилось мне в кото, это его насыщенный поэзией звук, говорит Андрей Кугаевский. Для профессионального музыканта освоение принципов игры на кото не составляет особой сложности. Правда, есть три минуса мозоли на левой руке, непривычная нотная запись японская табулатура, когда мелодия написана не нотами, а номерами струн, и накладные «ногти» цумэ на трех пальцах правой руки для усиления щипка.
Обучаться игре на кото в Центре японской музыкальной культуры НГК могли все желающие, вне зависимости от возраста, причем совершенно бесплатно. Три года назад в центр привели девятилетнего мальчика Сашу. Сейчас Саша Хохолков самый юный участник квартета кото. Профессор Такагаки говорит, что он просто маленький гений. Мало кто из его японских ровесников так виртуозно владеет инструментом. Сам Саша вспоминает, что вначале он учился играть на виолончели, но, услышав завораживающие звуки кото, понял это его судьба.
Выпускник НГК, артист ансамбля «Лад» Алексей Стрелков познакомился с кото случайно. Его педагог по классу домры Андрей Кугаевский
Сейчас Алексей удивляет всех скоростью разучивания новых произведений, говорит Андрей Кугаевский. Он виртуоз на домре и виртуоз на кото, причем определенно нельзя сказать, каким инструментом Леша владеет лучше. Жаль, что намеченную поездку в Японию Леше пришлось временно отложить, но какие его годы!
Четвертый участник квартета, студентка III курса НГК Ольга Глотова, не только учится играть на кото, но и делает инструментальные аранжировки. Например, на концерте в Камерном зале филармонии квартет будет исполнять две народные японские мелодии в ее обработке для четырех кото. Ольга вспоминает, что когда она летом выходит с кото на лужайку возле дома и начинает играть, то собирается огромная толпа любопытных, и все задают один и тот же вопрос: «Девушка, что это у вас гусли такие здоровые?»
Кстати, сами музыканты в шутку тоже называют кото японскими гуслями. Разница лишь в том, что наши «звончатые» во весь рост умещаются на коленях, а перед японскими (180 сантиметров длиной) надо сидеть на коленях.
Сейчас в Японии музыканты проявляют большой интерес к русским народным инструментам, говорит Андрей Кугаевский. В Токио даже есть свой ансамбль балалаечников. У нас есть, на мой взгляд, замечательная идея пригласить японских балалаечников в гости. Представляете, какое получится эффектное шоу русские играют на кото, а японцы на балалайках! Я несколько раз был в Японии с концертами, пока слушатели относятся к русским исполнителям на кото с настороженностью, уж очень непривычно для них видеть свой исконный инструмент в руках лиц славянской национальности. Впрочем, и для нас пока японец с балалайкой это экзотика.
Весной в Новосибирск вновь приедет госпожа Такагаки, которая, кстати, уже стала почетным профессором Новосибирской консерватории. Ее визита фанаты кото ждут с нетерпением.