Новосибирск 3.4 °C

Праздник или начало «каторги»?

13.09.2005 00:00:00

Как помочь малышу адаптироваться к школьной жизни

1 сентября — это порог, за которым ребенка ждет уже другая, отличная от прежней, жизнь. С новыми заботами, новым режимом, новыми правилами. Так что же это за день — 1 сентября? Праздник или начало долгого, не всегда приятного пути?

С этим вопросом мы обратились к старшему преподавателю кафедры психологии личности Новосибирского государственного педагогического университета психологу высшей категории Евгении Пустовой.

— Школьный возраст — наиболее ответственный этап детства. Это тот фундамент, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка. Основная задача взрослых на этот период — создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей детей.

То, насколько быстро и легко ребёнок приспосабливается к новым обязанностям и требованиям, очень важно. Это во многом зависит от того, как он готов к школьной жизни. Что же подразумевается? Готовность — это комплекс качеств, образующий умение учиться: общее интеллектуальное развитие; формирование мотивов, побуждающих к учению; воспитание умения управлять своими эмоциями и поведением. Все три линии одинаково важны.

Учителя в качестве критериев подготовленности ребёнка к школе принимают следующие показатели: физическое здоровье; желание учиться; умение управлять своим поведением; владение приёмами умственной деятельности; проявление самостоятельности; умение строить отношения с детьми и взрослыми; отношение к труду; способность ориентироваться в пространстве и в тетради…

Но сможет ли только интеллектуальная готовность к школе обеспечить успешность вхождения ребенка в учебную деятельность, если у ребенка нет, например, просто обычного желания учиться? По нашим данным, из первоклассников 2005 года таких только 64 процента, а остальные будущие первоклассников хотели бы остаться в детском саду или еще не уверены, что для них интереснее.

Проблема готовности ребёнка к школьному обучению сегодня рассматривается в первую очередь как психологическая. То есть быть готовым к школе не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.

Что касается первоначального этапа приспособления к новой школьной жизни, то все дети испытывают определённые трудности адаптации. Однако вопрос заключается в том, как они справляются с этими трудностями, какие способы решения задач, связанных с процессом адаптации к школе, выбирает конкретный ребёнок.

И тут ответственность в очень большой мере лежит на родителях. Своевременность принятых мер (например, надо проконтролировать режим дня ребенка, поговорить с ним о его школьных переживаниях, поддержать в начинаниях и т.д.) -увеличивает шансы на успех. Внимание и понимание — самая большая помощь, которую могут оказать ребёнку взрослые.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: