Этнографы Новосибирска разыскали в Маслянинском районе самобытных рассказчиц
« ента песня очень старая « |
А расскажу я тебе, милая, сказочку одну, сморщенная, как печеное яблоко, девяностолетняя бабка Мария поудобнее усаживается на завалинке своей избы. Это вот прабабушки наши пели, чтобы ребеночек отвязался да уснул. Переняли маленько.
Жизнь
Вы не представляете, до чего они чудесны, мудры и бесхитростны деревенские старики, улыбается Татьяна Мартынова. Мы их между собой называем наши старички. Каждая фольклорная экспедиция для нас как глоток колодезной воды, холодной, чистой, обжигающей наше сознание космической глубиной. Правда, последнее время все труднее найти таких людей. Когда мы в Маслянинский район собирались, планов и надежд было громадье: район большой, деревень много, вот, думаем, наберем материала на три книги хватит. А старики нас не дожидаются, умирают и никому свой дар не передают.
Летом новосибирские этнографы выиграли грант на поездку в Маслянинский район: закупили японские диктофоны, видеокамеру, заправились бензином и отправились в путь по проселочным дорогам.
Мы как цыгане высаживаемся в деревне пестрым табором, смеется Татьяна. И сразу несемся к заведующему местным клубом: ну, отвечайте, кто у вас в деревне самый голосистый да памятливый? Помню, приехали в село Егорьевское, а там клуб на замке, заведующая на своем огороде трудится. Нашли, с расспросами пристали, она нам на покосившуюся избенку показывает: вот там дед Саша живет, на балалайке играет
Найти нужного человечка для этнографа это, как говорится, «полбеды», нужно его еще уломать, упросить, чтобы он под прицелом видеокамеры не стушевался, а раскрылся полностью. Восьмидесятилетний дед Саша из села Егорьевское раскапризничался: «Да я, шо, клоун вам, что ли, на балалайке перед чужаками играть?» Пришлось Татьяне уговаривать несговорчивого деда: мол, ваши песни для истории нужны, спойте, а? Дед поломался для приличия, вытащил балалайку, да как заорет
Объехали мы с десяток деревень, рассказывает этнограф. И в Елбани были, и в Чудиново, и в Серапонтово заезжали. Усаживали местных бабуль в кружок, упрашивали: спойте, расскажите. Помню, одна из бабусек руки в боки: я, мол, без чарочки не поющая. Тут наш видеооператор баклажку вытаскивает, бабули по кругу ее пустили, выпили и запели «Ой, мороз, мороз».
В селе Прямское этнографам
На завалинке кружочком местные «язычницы», теребят платочки, лукаво на оператора посматривают: «Ох, милок, ныне не в форме мы, ты бы дал нам время, мы бы хоть брови насурьмили да губы накрасили». Особенно «возмущалась» бабка Аксинья, родом из Черниговской губернии, большая мастерица на припевки и страшные сказочки.
страшная,
Смерть ужасная моя.
Захватила в чужом храмии,
В чужом храмии, ни в своем.
Наподнося горьку чашу,
Выпивая з лица кров.
Айна вопляв не прымая,
Щей подарки не берет.
А все ближе,
А все ближе пристает.
Сабяритеся, родные,
Памалитесь аба мне,
Кагда я приыду к прыстолу,
Памалюся я за вас».
Ента песня очень старая, закончив петь, подпирает рукой голову бабка Аксинья. Ее заместо панихиды над умершим пели. А потом в могилу закапывали.
Ох, молчи, глуха так меньше греха, всплескивает руками сухонькая старушонка. Чей ты помнишь, а? Эту песню после революции пели, когда красные все церкви запретили. А как божьего человека без отпевания
Прямские бабули, на радость поисковикам,
А так еще наши прабабки делали, делятся словоохотливые старушки. Человек когда помирает, живым от этого плохо.
Ко дню поминовения всех усопших «заговорщицы» готовятся за неделю: пекут пироги, жарят блинчики на постном масле. Встают затемно и идут на местное кладбище. Раскладывают на кладбищенских столиках снедь, вспоминают добрым словом всех умерших, сначала плачут и поют грустные поминальные песни. А потом вытирают слезы, встают в кружочек и запевают развеселую хороводную. И ходят гуськом между могил, выкликая звонкими голосами: «Светит солнце, светит яркое!» Пока не придет их злейший враг,
Прямское оказалось настоящим заповедным местом, делится радостью долгожданной находки Татьяна Мартынова. Бабули пели нам и «куртихи» это песни, когда парень берет приглянувшуюся ему девицу под руки и кружит ее в танце, и странную песню о том, как в долине убили белого царя, нам еще предстоит расшифровать ее и понять: что это за царь такой? А сколько хороводных и убаюкивающих сказочек! Мы записали очень много видео- и аудиоматериала сейчас только приступили к его расшифровке. На книгу «Легенды и сказания Маслянинского района» точно хватит.
Об одном грустит этнограф: мало, очень мало таких самобытных стариков в наших деревнях остается. Уходят они, не передавая по наследству свои песни и сказки. Одна надежда, что успеют этнографы «зафиксировать» ускользающее, как песочные часы, время, когда над умершим не плакали, а смеялись и водили в честь солнца на взгорке хороводы