В Доме актера открылся молодежный культурный клуб
Когда-то
говорили, что культурный человек должен отличать Гоголя от Гегеля, Гегеля от Бебеля, Бебеля от Бабеля и так далее. Что в переводе означает «быть хотя бы минимально эрудированным в разных областях». Предполагается, что в Доме актера будут собираться те самые культурные люди (актеры, журналисты, театроведы, студенты гуманитарных факультетов) и предаваться соответствующим развлечениям: бесплатному просмотру хорошего кино из категории «не для всех», видеозаписей спектаклей (с последующим обсуждением), дискуссиям о театре, драматургии и так далее.
Обсуждение перспектив за «неформальным» чаем с плюшками. Фото автора
Официально этот проект (осуществляемый, кстати, на деньги муниципального гранта) называется «молодежное культурно-просветительское объединение». Инициатор его создания Степан Звездин, известный в народе в амплуа редактора журнала «Под маской». Теперь он еще и сотрудник Новосибирского отделения Союза театральных деятелей. В идеале, как говорит Степан, «все это должно постепенно перейти в некие «посиделки всех со всеми» театральных критиков, студентов-филологов, студентов Театрального института. С тем чтобы, как следует перезнакомившись и «поразмяв языки» на творчестве Питера Брука или Тома Стоппарда, наконец (когда-нибудь, если повезет) перейти к полноценному обсуждению театральной ситуации в Новосибирске.
Первое заседание клуба, случившееся в понедельник, было посвящено просмотру последнего фильма Эмира Кустурицы, трагикомедии «Жизнь как чудо». Картину представляла Наталья Муратова, «самопровозглашенный киновед» (как она себя назвала), а на самом деле филолог, преподаватель Педагогического университета. Именно она формирует программу «современной киноклассики», которая будет идти в Доме актера по понедельникам. Она же уже три года занимается подобной работой в родном институте, причем кино, с ее точки зрения, необходимое дополнение к курсу современной зарубежной литературы. Потому что (так получается), даже если мы в огромных количествах читаем американскую, французскую, итальянскую или модную ныне японскую литературу, на самом деле мы читаем «всего лишь» русские переводы. А фильм, даже дублированный, все-таки оригинал. Нетронутый видеоряд, музыка, настроение и состояние практически единственная возможность прикоснуться к зарубежной культуре, не зная языка оригинала.
Прикасаться к Эмиру Кустурице пришли в основном студенты пединститута, театральные деятели были представлены считанными единицами. Студенты вели себя так, что вопрос о «среднем уровне культуры» молодой филологической поросли отпал сам собой: бренчали мобильниками, ходили по залу, взрывались хохотом, когда кто-нибудь из героев фильма случайно получал по лицу. Хорошо еще, попкорна в Доме актера не продают. После фильма в гостиной Дома актера был неформальный чай с конфетками-печенюшками, вылившийся в беседу о судьбах проекта.
Степан Звездин считает, что сейчас основная задача собрать аудиторию, которой все это будет интересно. И просмотры, и лекции, и мастер-классы открыты для всех, кто пожелает.
До Нового года «клубные» мероприятия будут проходить два-три раза в неделю. По понедельникам (актерский выходной) днем и в субботу вечером «общеобразовательная» киноклассика от Натальи Муратовой и экспериментальное кино (программу представляет Лариса Герсова), просмотр видеозаписей спектаклей (под руководством Михаила Воробьева). В выходные в гостиной лекции, дискуссии и мастер-классы. Потом (если дело пойдет на лад) планируется приглашать подискутировать «на чаек» театроведов и «театроделов» из Москвы, Санкт-Петербурга и так далее. Пока же будут обходиться местными силами так, на ближайшие недели намечены лекция известного филолога и театрального критика Юрия Шатина о литературном театре и мастер-класс поэта и литературоведа Игоря Лощилова о возможностях чтения стиха. А также фильмы Элиота, Кустурицы, Стоппарда, Гринуэя, спектакли Питера Брука, немецкий театральный авангард и многое другое (подробности всегда можно узнать по телефону 2224683). В общем, есть на что посмотреть, что послушать и о чем поспорить.
Союз театральных деятелей возлагает на этот проект большие надежды. В принципе (как считает Степан Звездин), это именно та деятельность, которой должен заниматься СТД. Но все время как-то не получалось. То никто инициативу не проявит, то денег нет, то просто не до того: надо выживанием заниматься.
Конечно, загадывать пока рано попытки создания «клубов культурного общения» на литературной, театральной, музыкальной и прочих «искусственных» почвах случаются с завидной регулярностью и с той же регулярностью через какое-то время «загибаются». Как всегда, хочется надеяться. А вдруг выйдет?