Новосибирск 0.5 °C

Николай Якимов: Во всем должна быть мера!

29.09.2005 00:00:00

Стандартизация. Метрология. Сертификация. Да и центр — слова хоть и тяжеловатые в произношении, но в русском языке живут давно. На слух они даже привычны, хотя для большинства россиян, тем более «в комплексе», в связке (да не обидятся специалисты, посвятившие себя служению этим «наукам»), по большому счету, малопонятны, а то и неизвестны. Хотя Новосибирскому центру стандартизации, метрологии и сертификации — уже 80 лет!

Николай Якимов, директор Федерального государственного учреждения «Новосибирский центр стандартизации, метрологии и сертификации»

Чем же таким «таинственным» занимается эта организация? Об этом мы беседуем с директором Федерального государственного учреждения «Новосибирский центр стандартизации, метрологии и сертификации» Николаем Якимовым.

Во-первых, не соглашусь насчет «таинственности» и непонятности. То, чем мы занимаемся профессионально, с применением всевозможных средств измерений, приборов, методик, расчетов и так далее, люди делали и, уверен, будут делать всегда. Интуитивно, «на глазок» определяя вес, расстояние, время и множество других параметров. Или, что надежнее и точнее, — опираясь на наши оценки, рекомендации, требования.

Вот пусть и утрированные, упрощенные, но совершенно типичные тому примеры.

Вы приходите на рынок, выбираете товар. Продавец его быстро, артистично взвешивает, расхваливая «продукт» на все лады. Вы, удовлетворенный, складываете покупку в сумку, где уже лежат другие «килограммы». Госинспектор же, человек с наметанным взглядом, его «баснями» не проведешь, начинает проверять весы, а гирька-то облегченная, если и была когда-нибудь килограммовой, то давно. Сейчас в ней едва наберется восемьсот граммов. В конце концов, если покупаете картошку, то еще можно смириться с недовесом, компенсируя его красноречием продавца. А вздумаете побаловать себя дорогим заморским фруктом, «игра» с гирями уже явно не понравится, потребуешь мошенника привлечь к ответственности. Точно так же, если на АЗС не дольют литр-другой бензина в бак вашей машины, если счетчик в квартире в ускоренном ритме считает вам киловатты, а бытовая техника или любой другой товар оказался поддельным, некачественным и вышел из строя или нанес вам другую неприятность. И так далее и тому подобное.

Что касается истории возникновения нашей службы, то можно ее начать с петровских времен, можно с создания Палаты мер и весов. Или, что гораздо ближе к нашим дням, к примеру, с военной поры, блокады Ленинграда и эвакуации в Новосибирск основных научно-исследовательских метрологических центров страны. Показательно, именно тогда, в тяжелейшую для государства пору — 1944 год, встал вопрос об устойчивости эталонного комплекса страны и было принято решение о формировании второго эталонного комплекса Советского Союза…

Через многие реорганизации прошел наш центр. Но все-таки днем его рождения считается 1 октября 1925 года, когда была организована Новосибирская (Новониколаевская) поверочная палата мер и весов N 12. Событие это было не случайным. Наоборот, закономерным и, как бы сегодня сказали, знаковым. Город наш, в силу благоприятного географического положения и, конечно, усилиями трудолюбивых, талантливых людей, как известно, развивался стремительно и к тому времени становится достаточно крупным транспортным, промышленным и торговым центром. Учреждение в нем Палаты мер и весов свидетельствовало о целенаправленной политике государства по ускоренному развитию восточных регионов страны, в частности, Сибири. Наша служба была самой молодой на этих бескрайних просторах. С организацией регулярной поверки, внедрением метрической системы мер, налаживанием взаимодействия с поверочными палатами всего региона первый состав Новосибирской палаты справился успешно. Очевидно, поэтому на него была возложена руководящая роль над более зрелыми, созданными намного раньше палатами Сибири, Алтая, Кузбасса.

Наш центр долгое время был Западно-Сибирским, теперь он называется «поскромнее» — Новосибирский. Но при создании округов он считается, и, я думаю, по праву, окружным центром. Во-первых, потому что самый крупный в Сибирском федеральном округе. В то же время, кто-то должен представлять в округе и Агентство по техническому регулированию и метрологии, бывший Госстандарт. И я, как руководитель окружного центра, являюсь представителем агентства…

— Какое же может быть «регулирование» в сегодняшнем «свободном рыночном пространстве»? Вроде бы прошли времена администрирования, ранжирования, ограничений: сегодня всем командует рынок.

— Разумеется, прямого администрирования сегодня нет. Да и не нужно оно. В принципе. Мы не имеем права и не намерены вмешиваться в хозяйственную деятельность как юридических, так и «простых» физических лиц. В том числе — аналогичных центров в соседних краях и областях. Все строится на добровольных основах, в рамках целесообразности, взаимовыгодности и, как это ни режет слух «свободного» человека, необходимости. Что касается нашего сегодняшнего положения, то в рамках административной реформы произошло объединение, укрупнение центров — в округе их было четырнадцать, стало одиннадцать. И координация их работы возложена на нас. Причина проста — Новосибирский центр стандартизации, метрологии и сертификации не только самый крупный, но и самый технически оснащенный. Мы можем измерить все что угодно — вес, расстояние, время… То, без чего не обходится человек.

— В таком случае позвольте, Николай Александрович, еще один «провокационный» вопрос: а стоит ли себе портить нервы в «свободных» рыночных отношениях, когда покупатель волен сам выбирать товар, а честный предприниматель, чтобы «не потерять лицо», сам охотно и старательно должен поверять свою весовую технику?

— Может быть, такая идиллия когда-нибудь настанет. Непременно! Когда мы все станем немного получше, повнимательнее друг к другу, вежливее, воспитаннее… Но пока мы живем во времена перемен. И благие намерения, к сожалению, далеко не всегда осуществляются. Не случайно сугубо российское крылатое выражение «Хотели, как лучше, а получилось как всегда!» так живуче и актуально.

Очевидно, в крови у россиян сидит глубоко, в силу широты характера, амплитуда колебаний — от крайности к крайности. Взять то же стремление к самостоятельности, свободе действий и т.д. Вернемся во времена 15-летней давности. Тогда такие решения, как ликвидация, к примеру, Госприемки, исходили из убеждения, что экономика слишком зарегулирована, зажата в тиски ограничений, стандарты слишком жесткие. В качестве «доказательства» приводили постулат: «Несоблюдение стандартов карается по закону». Но даже во времена демократизации и рыночных пертурбаций были трезвые головы, предлагающие в новых условиях все-таки что-то полезное оставить из прошлого опыта. И был сделан прагматичный, дальновидный шаг в сфере технического регулирования. Вышли один за другим четыре очень важных по сути, тем более — по намерениям, закона: «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений».

Заложена была здравая, по-государственному ответственная основа — соблюдение обязательных требований стандартов. Если взять ГОСТ, то в нем было записано, что требования, касающиеся безопасности продукции, услуг, здоровья, окружающей среды, жизни, — обязательны! Остальное — долгожданная свобода действий. Предприятие получило право выпускать продукцию не только, скажем, соленую, но и кислую, не только красную, но и синюю. И все это закладывалось в технические условия.

Но в жизни опять получилось, как всегда. Как раз самые существенные характеристики «вкусно — невкусно», «горькое — сладкое» — это качественные характеристики. И если мы, тогда Госстандарт, сумели перестроить свою нормативную базу, вплоть до административного кодекса, то другие ведомства, несмотря на то, что и они были обязаны перестроить работу, остались при прежнем «мнении». И получился разнобой. Одну и ту же продукцию проверяют разные ведомства, и начинается вкусовщина.

Вообще все, что связано с реорганизацией, «перестройкой», с великим трудом укореняется в жизни. Взять, к примеру, вывод из центра функций сертификации на самостоятельный «баланс». Сугубо рыночный вроде бы подход. Тоже преследовались благие цели. В самом деле, логика подсказывает: негоже, мол, содержать в одной организации госнадзор и сертификацию. Одна «рука» требует соблюдения закона, а другая должна «взять под козырек». И куда податься бедному товаропроизводителю? Опять же в ту же самую структуру.

И было принято решение в Госстандарте: «Отказываемся от функций сертификации!» Это в теории и на бумаге. А как выполнять «развод» на практике, не нанося боли и обид «второй половине»? Что касается нас, то, полагаю, мы постарались сделать все достойно и цивилизованно: предоставили на первоначальном этапе бывшим коллегам помещение, оборудование, оргтехнику… В конце концов, мы делаем одно общее дело.

Да, мы все сегодня живем в рыночных условиях. Но трудности по-настоящему сплачивают коллектив, заставляя искать те самые внутренние резервы, о которых обычно много говорится.

— А именно?

— Все мы оказываем друг другу услуги — от дворника до правительства. Направления нашей деятельности специфические. Мы не можем заниматься торговлей, производством какой-то конкретной продукции. Но мы предоставляем услуги, весьма полезные, а порой совершенно необходимые производственникам. На первое место, конечно, выходит поверка средств измерений на предприятиях. Это дорогое, даже слишком дорогое удовольствие. И предприятие, в целях экономии средств, могло бы само аккредитоваться, заниматься поверкой своих приборов и инструмента. Но стоимость эталонной базы такова, что отдельному заводу ее просто не одолеть. Да и зачем, например, каждой пекарне иметь свою лабораторию? Нам-то, обладающим богатейшей базой всевозможных эталонов, проще оказать услугу, сняв с заказчика хлопоты и ответственность. И притом, кто будет объективнее: сам производитель, невольно старающийся «подогнать» результаты несовершенной поверки, или все-таки сторонняя, независимая организация? Разумеется, последняя.

У любого предприятия есть или, по крайней мере, должны быть свои средства измерений. И оно обязано их периодически поверять. При этом вольно выбирать любую аккредитованную метрологическую службу — в Кемерове, Москве, на Дальнем Востоке. И в этой связи, чтобы оно выбрало именно Новосибирский центр стандартизации и метрологии, мы должны предложить наиболее выгодные для клиента условия. А политика у нас одна: клиента мы должны любить и исполнять все его желания. Тогда и клиент полюбит нас.

Чем же мы можем заинтересовать товаропроизводителя, любого потенциального нашего заказчика? Зачем ему, в конце концов, вообще нужны какие-то поверки, контроль и прочий «диктат»? Говорят, у китайцев сейчас полная свобода, потому они и заполонили мир своим ширпотребом. Правда, качество не на высоте, но, повторимся, в свободном рынке покупатель свободен сам выбирать то, что ему по карману. Так вот насчет китайцев. В Китае контроль за качеством продукции и соответствием ее стандартам гораздо более жесткий, чем у нас, да и санкции к нарушителям — тоже. То, что до нас доходит, это не настоящий Китай, это подделка и фальсификат, поставляемый в Россию отечественными коробейниками при попустительстве таможенников.

К сожалению, пока сказать, что начало оживать отечественное производство, расправили плечи заводы и фабрики, увы, нельзя. Наиболее живучими оказались в рыночных условиях транспорт, связь. Пробивается, показывая порой чудеса изобретательности, пищевая промышленность, и наша отечественная продукция занимает достойное место. А вот радиоэлектроника — тут, как говорится, поезд ушел. Плохо, если навсегда. Удручающее положение с бытовой техникой…

И тут опять же придется вспомнить про человеческий фактор. Там, где руководитель сумел проявить свои организаторские таланты, там и дело спорится. Наглядный тому пример — конкурс «100 лучших товаров России», учредителем и активным пропагандистом которого является наш центр. С 1998 года он идет. И с каждым разом вызывает все больший интерес у потенциальных участников, демонстрируя все более впечатляющие, обнадеживающие результаты возрождения производства, а значит, и укрепления государства.

Вообще, надо сказать, в нашем центре сформировался сплоченный, дружный коллектив, где каждый — профессионал высочайшего уровня и, главное, деятельный, инициативный человек. И когда наступили рыночные времена, мы не растерялись, не опустили руки. Напротив, трудности, я считаю, еще больше сплотили коллектив, выявив его лучшие качества.

И очень нам помогло огромное богатство, переданное, как эстафета, старшими нашими товарищами. Их знания, опыт, убежденность в важности, необходимости для страны, для ее экономики того, чем мы занимаемся, помогают в работе. И пока меня окружают такие специалисты и замечательные, преданные своему делу люди, меня не оставит оптимизм и уверенность в завтрашнем дне. Важно то, что не исчезают традиции, живет и здравствует преемственность поколений. К нам приходит умная, талантливая молодежь с новыми знаниями и в то же время уважительно относящаяся к опыту старших товарищей. В этом — залог наших общих успехов. В судьбах каждого из нас, как в капле воды, отразилась нелегкая, противоречивая жизнь страны, с ее взлетами и поисками своего, «особого» пути. Мы выбрали метрологию (или она нас?), и, я надеюсь, никто об этом не жалеет.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: