Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Почему тупеют англичане

13.10.2005 00:00:00

Специалисты и общественники вместе думают, как защитить систему образования от разрушительных реформ

Участники общественных организаций «Открытый Новосибирск» и «Голос« провели социологическое исследование на тему реформы образования. Полутора тысячам новосибирцев предложили ответить на вопросы двух анкет, одна из которых касалась проблем школьной реформы, другая — преобразования системы вузов. В качестве респондентов выбрали родителей школьников, преподавателей высшей и средней школы, а также студентов.

Как выяснилось, 37 процентов наших земляков ничего не знают о реформе школы, 31 процент «что-то слышали». Тем не менее 56 процентов всех опрошенных уверены, что «реформа школы нужна».

Продолжительность среднего образования, по мнению 51 процента новосибирцев, должна составлять 11 лет, как сейчас. 41 процент полагает, что хорошо бы вернуться к старой доброй советской «десятилетке«. Сторонников 12-летнего образования (именно столько времени за партой юные россияне будут проводить в перспективе) оказалось всего 8 процентов.

Тридцать процентов новосибирцев считают неприемлемыми дополнительные платные занятия сверх школьной программы. Однако 58 процентов респондентов не имеют ничего против того, чтобы их ребенок, отсидев 5–6 часов в школе, корпел над учебниками дополнительно, а они бы платили за это деньги.

Отношение к возвращению в школы начальной военной подготовки, как это ни странно, у большинства опрошенных оказалось положительным. Кроме НВП, неплохо было бы вернуть школьную форму (за это высказались 66 процентов интервьюируемых) и ввести в школах второй иностранный язык (44 процента желающих).

К школьным поборам родителей уже до такой степени приучили, что 82 процента из них уверены, что школа не может дать качественное образование без их спонсорской помощи.

Из школьных проблем родителей больше всего волнует безопасность детей. На втором месте взаимоотношения «ученик-учитель», на третьем — дорогие школьные учебники. В меньшей степени родители переживают по поводу катастрофического старения педагогических кадров, неразберихи в связи с большим количеством школьных программ, сокращения учебных часов по литературе и русскому языку, а также веса учебников, которые детям приходится таскать в своих ранцах.

Вопросы о реформе высшей школы общественники задали студентам шести вузов города: НГПУ, НГТУ, геодезической академии, филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, СГУПСа, академии госслужбы.

Как выяснилось, о планах Минобраза знают только 47 процентов молодых людей. Так же как в случае со школьной реформой (не знаем, но одобряем), 52 процента студентов — за реформу высшего образования.

В качестве положительных моментов реформы 62 процента воспринимают инициативу о возвращении распределения: когда человек учится бесплатно, но по окончании учебы обязан определенное время отработать там, куда его пошлют. Большинство студентов ждут не дождутся введения двухуровневой системы высшего образования: когда, отучившись в вузе четыре года, можно получить диплом бакалавра и пойти работать, а шесть лет учиться надо будет только тем, кто хочет быть магистром.

Полученные в ходе исследования результаты специалисты и общественные деятели обсуждали на круглом столе «Реформа образования: что нас ждет?»

Начальник отдела высшего и дополнительного образования департамента науки Новосибирской области Марина Ананич познакомила собравшихся с основными тезисами реформы образования, так как представители общественности заявили, что они, так же как большинство обывателей, имеют весьма смутное представление о происходящем.

Наиболее удачным экспериментом в рамках реформы оказался единый госэкзамен. В первый год эксперимента ЕГЭ сдавали 5 тысяч школьников Новосибирской области. В 2005 году в эксперименте приняли участие 14 тысяч одиннадцатиклассников.

Эксперимент с государственными финансовыми обязательствами (ГИФО) распространения не получил. Одна из причин, как объяснила Марина Ивановна, — однобокость спроса на образовательные услуги: «Планировалось, если выпускник школы набирает 100 баллов на ЕГЭ, то государство на 100 процентов финансирует его учебу в вузе, 80 баллов — на 80 процентов и так далее. Куда сейчас поступают отличники? В экономические и юридические вузы, потому что это модно. Получилось бы, что всё бюджетное финансирование идет на гуманитарное образование. Пострадает техническое образование, которое и без того не в лучшем положении».

С тех пор как Россия вступила в так называемый Болонский процесс, наше образование должно соответствовать иностранным стандартам, которые подразумевают модульную систему обучения, двухуровневую систему высшего образования и так далее. Между тем не факт, что эти стандарты хороши.

Марина Ананич относится к перспективе двухуровневого образования весьма настороженно: «Англичане утверждают, что у них очень хорошее образование, но при этом жалуются, что их нация тупеет. Рассмотрим их систему обучения. Звание «практико-ориентированный бакалавр« там присваивается человеку, который владеет набором практических навыков, прописанных профессиональным союзом для данной специальности. Ни высшей математики, ни философии, ни языков бакалавр не изучает. И тем не менее, это — высшее образование. Я не против бакалавриата и согласна с тем, что метрдотелю в ресторане, может быть, и не нужна философия. Но ведь выпускники вузов — это еще и будущие родители, общественные деятели, политики. Если у нас в России будет такое же образование, как в Англии, наша нация тоже начнет стремительно тупеть».

Главная опасность двухуровневой системы образования в российском исполнении: магистратура станет исключительно платной. А значит, людей с полноценным высшим образованием в обществе будут единицы.

Участники круглого стола думали, как защитить от такой реформы новосибирскую высшую школу. По мнению депутата облсовета Николая Мамулата, система вузов могла бы безбедно существовать при областном бюджете в 40–50 миллиардов рублей (сейчас бюджет НСО составляет 30 млрд руб.) Теоретически такое возможно, так как, по данным прокуратуры, 45 процентов всех денежных средств, оборачивающихся на территории Новосибирской области, — «черный нал», с которого не платятся налоги. На практике, утверждает Марина Ананич, чтобы сохранить научный и образовательный потенциал города, который на самом деле огромен (один Академгородок чего стоит), нам необходимо выиграть конкурс на организацию особой экономической зоны, о которой говорил президент Путин. Нам на пятки здесь наступает Томск.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
21.10.2021 фото
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.