Новосибирск 6.5 °C

Действительно ли бюджет-2006 г. — бюджет развития?

15.10.2005 00:00:00

Экспертиза

Экономист, сотрудник Новосибирского Муниципального банка, член КПРФ Олег Николаевич ВОЛОБУЕВ утверждает, что федеральный бюджет-2006 назван «социально ориентированным» исключительно из соображений PR федеральной власти и не имеет ничего общего с действительно социальными бюджетами.

Олег Волобуев

— Федеральное правительство представило бюджет на 2006 год как бюджет развития, как социально ориентированный бюджет. По традиции, получив гарантированную поддержку фракции «Единая Россия», оно проведет этот бюджет через Государственную думу.

Если рассматривать этот важнейший финансовый документ страны с экономической точки зрения, придется признать, что правительственные оценки далеки от истины. Почему?

Конкретизируем ответ по двум позициям.

Первая касается взаимосвязи бюджетной политики и экономического роста. В результате такой связи возможны только два варианта: или государство через бюджет вносит дополнительные возможности для развития экономики страны, или, наоборот, изымает. Конкретные действия свидетельствуют о том, что реализуется второй сценарий. Какие именно? Наша денежная система правительством балансируется под покупку валюты и путем стерилизации денежной массы, что обеспечивает изъятие денег из экономики, причем денег заработанных, под которые произведены товары, осуществлены работы, выполнены услуги, оплачены налоги. Другой факт: правительство России создает инвестиционный фонд, но при этом размещает новый государственный заем в размере 172 миллиардов рублей при значительном профиците бюджета. И в этом случае вновь происходит изъятие денег из экономики. Следует отметить, что такой порядок снижает инвестиционную активность на 4 процента. Следующий пример: правительственная политика Стабилизационного фонда с учетом валютных резервов Центрального банка выводит из нашей экономики 12 процентов валового продукта.

При этом представители Минэкономразвития сетуют на то, что темпы экономического роста падают и становится невозможным выполнение указаний президента об удвоении ВВП. Решение задачи очень простое: наше правительство должно прекратить вывоз денег из страны, и удвоение ВВП будет обеспечено. Очень метко по этому поводу сказал С.Ю. Глазьев: «Если бы вместо уважаемых наших министров были бы хорошо запрограммированные компьютеры, которые умеют балансировать доходы и расходы бюджета, темпы экономического роста были бы у нас в два раза выше».

В подтверждение высказанного сомнения о развитии, спланированном в очередном бюджете, можно привести еще один аргумент. По расчетам правительства, объем Стабилизационного фонда к концу будущего года превысит объем денежной базы. Это будет означать, что на один рубль, который формируется в экономике, наши власти один рубль из нее выводят. Если к этому добавить валютные резервы Центрального банка, то соотношение увеличивается: на один работающий в нашей экономике рубль три рубля находятся за ее пределами и размещаются на иностранных счетах в американской валюте, которая падает.

Вторая позиция о достоверности правительственной оценки бюджета-2006 г. касается его социальной ориентации. Посмотрим на конкретных цифрах реальную картину: на развитие науки, образования, здравоохранения, культуры ведущие страны мира тратят 25 процентов ВВП, а в России на это уходит всего 3,9 процента. Мы направляем на основополагающие сферы в шесть раз меньше, чем развитые страны, и в четыре с половиной раза меньше среднемирового показателя. Страны с переходной экономикой тратят на данные цели почти в шесть раз больше, чем Россия. Приведем еще такие цифры: в структуре российского бюджета на развитие направляется 16 процентов, а на содержание чиновников и силовых структур — 42 процента, причем расходы по основному силовому ведомству — Министерству обороны давно сокращены, и сокращены необоснованно. В последнее время стало модно говорить о воспроизводстве человеческого капитала. Но на это отводится около 15 процентов федерального бюджета. По мировым стандартам с такой структурой бюджета Россия соответствует уровню конца XIX века!

Насколько соответствуют речи правительственных мужей действительности, можно судить по следующим данным: Министерство финансов планирует проиндексировать пенсии на 6–7 процентов, а рост инфляции закладывает в размере 8,5 процента. Разрекламированное повышение заработной платы в системе образования в лучшем случае компенсирует инфляцию. В результате этого основная часть преподавателей вузов будет получать и дальше ниже прожиточного минимума, а заработная плата самой высокой категории — профессора, доктора наук — не достигнет 80 процентов от средней величины по стране. Увеличение денежного содержания военнослужащих в полтора раза за три года реально будет составлять не 50 процентов, а всего 27 процентов. Эти расчеты представлены Счетной палатой, но правительство их как бы не замечает. В здравоохранении планируемое увеличение заработной платы в 3 раза затронет только узкую категорию медицинских работников, но не решит эту проблему данной отрасли в целом.

Лозунг о социальной ориентации российского бюджета становится блефом, если сравнить некоторые показатели России и Норвегии, страны с населением в 4,6 миллиона человек, занимающей 3-е место в мире по экспорту нефти.

Россия Норвегия
Средняя заработная плата (долларов) 200 3000
Ежемесячное пособие на ребенка (долларов) 24 585

Россия в настоящее время занимает 148 место в мире по качеству жизни. Трудно поверить, что бюджет 2006 года позволит улучшить данный показатель.

Из всего сказанного очевидно: красивый лозунг правительства и его «пристяжной» в лице «Единой России» «От политики стабилизации — к экономическому развитию» реальной основы под собой не имеет!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: