На уроках Людмилы Александровны ученики надевают очки со «стереоэффектом», чтобы увидеть «ожившую» сложную фигуру в трехмерной проекции.
Есть в геометрическом курсе для старшеклассников хитрый раздел: стереометрия. Чтобы усвоить тему и щелкать с легкостью задачки, мало знать назубок теоремы и аксиомы, нужно иметь пространственное воображение. Иначе нарисованные в учебнике пирамиды и многогранники потеряют свою совершенную форму и превратятся в геометрический «хаос» из хитросплетений линий и отрезков. Можно тупо просидеть над учебником несколько часов, заработать на уроке двойку, так и не увидев на картинке нужную фигуру. Вот Людмила Фурманчук, учитель математики с двадцатилетним стажем, и решила прийти на помощь «особо одаренным» старшеклассникам, которых природа начисто лишила возможности видеть на плоскости трехмерное изображение.
Я за свою практику постоянно сталкиваюсь с этой проблемой, рассказывает учительница, выкладывая на стол свое изобретение толстенное
В основе изобретения лежит «стереокино», или, как его сейчас называют, «формат 3D»: это когда человек надевает специальные очки, и плоские фигуры на экране вдруг обретают «живую» выпуклость. Если можно «оживить» киногероев, то почему это нельзя сделать с «двугранными углами при основании треугольной пирамиды»? Людмила Александровна запаслась терпением, черной бумагой и специальными синими и красными маркерами именно эти цвета на черном фоне дают стопроцентный стереоэффект.
К работе я подключила лучшую свою ученицу Танечку она «видела» и делала стереочертежи с прирожденной легкостью, не без гордости рассказывает
По школе пошел шепоток: «Учительница математики готовит для своих старшеклассников сюрприз! Говорят, что они теперь по геометрии одни пятерки получать будут везет »
Когда альбом с тридцатью видами чертежей был готов, а картонные стереоочки куплены в канцелярском магазине, настал «момент истины»: поможет ли месячный труд «прозреть» одиннадцатому «Б»? Первый «подопытный» водрузил волшебные очки на нос, открыл альбом и через несколько минут радостно воскликнул: «Так вот она какая, эта треугольная пирамида! Я у нее окружность вижу
Давайте, ваше пространственное воображение проверим? лукаво предлагает Людмила Александровна и пододвигает альбом с чертежами и очки. Очки пока не надевайте, сможете на этом чертеже увидеть пирамиду вписанную в окружность?
На черном листе бумаги мельтешили синие и красные линии. На рисунок я пялилась, простите, как баран на новые ворота, в течение минуты: какая там пирамида, да вдобавок вписанная в окружность? Сплошной геометрический «хаос». Надеваю очки и происходит настоящее чудо: из черной глубины на меня надвигается объемная и прозрачная «египетская« пирамида, окольцованная плавающим в воздухе кругом. Такое ощущение, что ее можно взять в руки, поставить на ладонь и разглядеть со всех сторон. Какая жалость, что у меня не было такой учительницы математики, стереометрия была бы у меня любимым предметом
Разумеется, на контрольных работах, ребята к стереометрической подсказке не допускаются это уже игра не по правилам. Зато накануне встают в очередь за
Кстати, разработка «стереопособий» не единственное увлечение представительницы «строгой науки»: год назад учительница вдруг увлеклась фотографией. Разыскала на антресолях старенький «Зенит» и принялась щелкать на своем огороде цветы, сорняки и насекомых. Таких фотокартин у Фурманчук уже более тысячи в следующем месяце предполагается ее персональная выставка в «Глобусе». А благодарные, «прозревшие» старшеклассники сейчас наперебой предлагают ей свою помощь: давайте, Людмила Александровна, махнем к нам на дачу у нас такие виды, пленки не хватит!