Новосибирск 8.1 °C

Смерть миссионера позволит ученым раскрыть загадки XVII века

02.11.2005 00:00:00

Подведены итоги новосибирской археологической экспедиции на север Сибири, которую предприняли ребята из клуба «Потомки». Под Нижневартовском они раскопали тринадцать могил православных священников.

«Потомок» Юлия Варушкина раскапывает погребение XVII века

Такую массовую «вылазку» на север Сибири ребята из археологического клуба предприняли впервые. Старшие коллеги-профессионалы рассказали, что в поселке Ларьяк есть заповедное место — древнейшее кладбище северян-остяков, на котором православные миссионеры в конце XVII века выстроили деревянную церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы. Церковь в 1911 году была сожжена, но если как следует покопаться в «культурных пластах», то можно разжиться интересными экспонатами. А у «потомков» есть собственный музей, куда юные археологи добросовестно сдают древние окаменелости, нарытые в земле сибирской. Вот и решили ребята высадиться в Ларьяке экспедиционным десантом, чтобы пополнить находками музейный интерьер и внести свой вклад во «взрослую» археологию.

— Приехав в Ларьяк, мы обнаружили на месте сгоревшей церкви картофельное поле, — рассказывает руководитель клуба Надежда Свиридова. — Пришлось идти на поклон к сельскому руководству и просить разрешения на раскопки. Местные оказались людьми душевными и пожертвовали своим урожаем ради истории.

Картошка была безжалостно выкопана, поле огорожено штакетником, и новосибирские «потомки», вооружившись лопатами, ведрами и археологическими рейками, начали вгрызаться в землю. Работали с семи утра и до заката — без скидок на юный возраст. Были найдены старинные монетки, осколки кухонной утвари, но на достигнутом ребята решили не останавливаться и, как трудолюбивые кроты, продолжали рыть археологические норы.

Самые юные участники экспедиции занимаются археологическим «просевом»

Первое могильное пятно обнаружила в своей траншее Оля Щербаченко. Когда девочка дошла до «материка», так на своем сленге археологи называют нижний слой, не замусоренный «культурным наследием», то радостно крикнула: «Ребята, надеваем перчатки и респираторы! Мы наткнулись на древний погост!»

— Первую могилу расчищали не дыша, — вспоминает первооткрывательница. — И обнаружили очень необычный гроб: углубление для тела, выдолбленное в деревянной колоде, перекрытое широкими пластами бересты. Это чисто хантыйский способ захоронения. В сгнившей домовине лежали кости и покрытое патиной массивное кадило. Мы пришли к выводу, что это — кладбище православных миссионеров, которые В XVII веке несли свет веры северным народностям Сибири.

Могильные пятна разрастались по всему бывшему картофельному полю, как грибы после дождя: тринадцать захоронений откопали ребята на шести огородных сотках. Были выкопаны останки двух священников и дьяконов: в берестяных гробах, рядом с тленом, были найдены массивные кресты, истлевшие Евангелие и кадила.

— Эти находки уникальны, — говорит Надежда Викторовна. — По ним можно судить, как шла «колонизация» Сибири: до недавнего времени «взрослая» археология этим не занималась, предпочитая «рыть» каменный и бронзовый век, считая, что XVII-XVIII века — это еще не древность. А между тем, по нашему полевому материалу, который мы нашли в Ларьяке, можно судить, как жили миссионеры, как местные обычаи постепенно входили в их жизнь (взять тот же древний способ захоронения). Сейчас мы обобщаем исследовательский материал, чтобы выступить с ним на московской конференции.

Когда тринадцать «мест упокоения» были отрыты, все находки тщательно инвентаризированы, перед новосибирской экcпедицией встал вопрос: что делать с тленом? Обычно археологи относятся к праху как к исследовательскому материалу — присваивают косточкам инвентарные номера и отправляют в лаборатории для тщательного анализа.

А тут нам как-то не по себе стало, — продолжает Свиридова. — Ведь это предки тех, кто нас в Ларьяке приветил и помогал…

В местной похоронной конторе, на деньги экспедиции, ребята заказали четыре простеньких гроба: негоже православным останкам тлеть в безвестности. Аккуратно «рассортировали» кости по домовинам, договорились с могильщиками поселкового кладбища о четырех могилах и похоронили усопших с миром.

— Когда мы уезжали, местное население вышло провожать нас всем поселком, — улыбаются археологи. — Молодцы, говорят, к истории бережно относитесь.

Сейчас ребята сообща готовят научный труд о сибирских миссионерах: нужно успеть отправить материал до Нового года, чтобы получить приглашение на Общероссийскую археологическую конференцию. Надежда Свиридова считает, что этим выступлением «детская» археология утрет нос кое-кому из «взрослых»: история-то у нас под ногами лежит…

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: