Подведены итоги новосибирской археологической экспедиции на север Сибири, которую предприняли ребята из клуба «Потомки». Под Нижневартовском они раскопали тринадцать могил православных священников.
Такую массовую «вылазку» на север Сибири ребята из археологического клуба предприняли впервые. Старшие
Приехав в Ларьяк, мы обнаружили на месте сгоревшей церкви картофельное поле, рассказывает руководитель клуба Надежда Свиридова. Пришлось идти на поклон к сельскому руководству и просить разрешения на раскопки. Местные оказались людьми душевными и пожертвовали своим урожаем ради истории.
Картошка была безжалостно выкопана, поле огорожено штакетником, и новосибирские «потомки», вооружившись лопатами, ведрами и археологическими рейками, начали вгрызаться в землю. Работали с семи утра и до заката без скидок на юный возраст. Были найдены старинные монетки, осколки кухонной утвари, но на достигнутом ребята решили не останавливаться и, как трудолюбивые кроты, продолжали рыть археологические норы.
Первое могильное пятно обнаружила в своей траншее Оля Щербаченко. Когда девочка дошла до «материка», так на своем сленге археологи называют нижний слой, не замусоренный «культурным наследием», то радостно крикнула: «Ребята, надеваем перчатки и респираторы! Мы наткнулись на древний погост!»
Первую могилу расчищали не дыша, вспоминает первооткрывательница. И обнаружили очень необычный гроб: углубление для тела, выдолбленное в деревянной колоде, перекрытое широкими пластами бересты. Это чисто хантыйский способ захоронения. В сгнившей домовине лежали кости и покрытое патиной массивное кадило. Мы пришли к выводу, что это кладбище православных миссионеров, которые В XVII веке несли свет веры северным народностям Сибири.
Могильные пятна разрастались по всему бывшему картофельному полю, как грибы после дождя: тринадцать захоронений откопали ребята на шести огородных сотках. Были выкопаны останки двух священников и дьяконов: в берестяных гробах, рядом с тленом, были найдены массивные кресты, истлевшие Евангелие и кадила.
Эти находки уникальны, говорит Надежда Викторовна. По ним можно судить, как шла «колонизация» Сибири: до недавнего времени «взрослая» археология этим не занималась, предпочитая «рыть» каменный и бронзовый век, считая,
Когда тринадцать «мест упокоения» были отрыты, все находки тщательно инвентаризированы, перед новосибирской экcпедицией встал вопрос: что делать с тленом? Обычно археологи относятся к праху как к исследовательскому материалу присваивают косточкам инвентарные номера и отправляют в лаборатории для тщательного анализа.
В местной похоронной конторе, на деньги экспедиции, ребята заказали четыре простеньких гроба: негоже православным останкам тлеть в безвестности. Аккуратно «рассортировали» кости по домовинам, договорились с могильщиками поселкового кладбища о четырех могилах и похоронили усопших с миром.
Когда мы уезжали, местное население вышло провожать нас всем поселком, улыбаются археологи. Молодцы, говорят, к истории бережно относитесь.
Сейчас ребята сообща готовят научный труд о сибирских миссионерах: нужно успеть отправить материал до Нового года, чтобы получить приглашение на Общероссийскую археологическую конференцию. Надежда Свиридова считает, что этим выступлением «детская» археология утрет