«Образовательным апартеидом» назвал предстоящую реформу образования член фракции КПРФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы, доктор философских наук Олег Смолин. На днях он побывал в Новосибирске, чтобы принять участие в областной конференции педагогов «Какая реформа нужна современной школе», и ответил на вопросы нашего корреспондента.
Олег Николаевич, ваши слова об «образовательном апартеиде» полемический оборот? Уж очень резко прозвучала оценка образовательной реформы.
Я только назвал вещи своими именами. Целью реформы правительство декларирует повышение доступности и качества образования, однако на деле мы видим, что семьи с небольшими доходами, а таких в стране подавляющее большинство, жители «глубинки» имеют все меньше возможностей дать своим детям качественное образование. Высшее образование и вовсе становится элитарным. Нам говорят, что столько студентов стране не нужно. Да, если мы продолжаем придерживаться экономики нефтяной трубы и лесоповала. Если же думаем о вступлении в информационное общество, то, оказывается, даже мало. Другой вопрос, какого качества образование получают студенты. Необходимость расширения доступности образования осознают все развитые страны, на которых мы якобы ориентируемся.
От перехода на частично платное среднее образование министерство, похоже, отказалось?
В июне, выступая на заседании Госдумы, министр образования Фурсенко заявил, что никогда не говорил об этом. Хотя об идее министерства сократить на 25 процентов нагрузку школьных педагогов, соответственно, заставив родителей заплатить за эти сокращенные образовательные программы, писали в прошлом году все СМИ. Не знаю, насколько можно доверять министру с такой «странной» забывчивостью, тем более, что, отказавшись от своих слов,
Равные права всем выпускникам школ должен дать единый государственный экзамен. Как вы оцениваете результаты эксперимента с ЕГЭ?
Как безобразие из трех букв. Обе ключевые позиции, ради которых вводился ЕГЭ, при эксперименте полностью провалены. По мнению многих творчески работающих педагогов, ЕГЭ резко меняет направление работы школы. Вместо того, чтобы развивать личность ребенка, учителя вольно или невольно натаскивают его к ЕГЭ. Что касается объективности оценки, могу привести результаты исследования федерального Центра тестирования, который утверждает, что в целом ряде наших национальных республик оценки по математике на уровне лучших столичных школ с математическим уклоном. Вы в это можете поверить? При этом Министерство образования, сначала достаточно осторожно относившееся к ЕГЭ, теперь, похоже, собирается распространять эту систему.
Президентские инициативы в сфере образования многими СМИ были расценены как «левый поворот». Правительство спохватилось?
О «левом повороте» действительно можно говорить, если иметь в виду обещание президента вернуть стране обязательное бесплатное среднее образование, обещание, об этом говорится уже который год, ввести законопроект, который позволит ребятам, отслужившим три года по контракту, бесплатно пройти довузовскую подготовку, а затем бесплатно получить высшее образование.
Точно так же несравнима и оплата труда педагогов. Как вы прокомментируете, что на сентябрьское повышение заработной платы и инициативы президента бюджетники отреагировали Всероссийской акцией протеста?
Достаточно взять в руки карандаш, чтобы понять, чего стоят слова министра финансов о повышении заработной платы педагогов за последние годы в 2,5 раза. Если считать зарплату не как Минфин, а по отношению к прожиточному минимуму, то после повышения в сентябре этого года заработная плата педагогов даже чуть ниже, чем была в декабре 2001 года. На Всероссийской акции протеста профсоюзы выдвигали требование повысить заработную плату бюджетникам в полтора раза. Цена вопроса «от Москвы до самых до окраин», не напрягая бюджеты регионов, 91 млрд рублей. Дополнительные доходы бюджета только за первую половину года Минфин объявил 882 млрд рублей, а Счетная палата 942 млрд рублей. Чтобы решить вопрос повышения заработной платы в соответствии с требованиями профсоюзов, мы просили только десятую часть от дополнительных доходов бюджета. Результат вы знаете. Скажу о том, как проходило голосование. За поправку об увеличении заработной платы всех работников образования проголосовали: КПРФ 96 процентов, «Народная воля» 89, «Родина» 51, «Единая Россия» -1 процент, ЛДПР 0. Если бы в Госдуме четвертого созыва КПРФ и ее союзников было хотя бы столько, сколько во втором, ни одно предложение, направленное против интересов российского образования, просто бы не прошло.
В разработанной нами программе «Образование для всех» мы требуем повысить расходы на образование в краткосрочной перспективе в два раза, а затем довести их до 10 процентов от ВВП, как это было в СССР в конце