Новосибирск 6.1 °C

ЗагадкаТютчева разгадана студентом НГУ Александром Бабарыко

15.11.2005 00:00:00

Выпускник «десятки», а нынче первокурсник НГУ Александр Бабарыко разработал компьютерную программу, которая позволяет определить, как на подсознательном уровне литературный текст воздействует на мозг читателя. Восемнадцатилетний гений «киберлингвистической» мысли стал абсолютным победителем Международного конкурса лучших научно-исследовательских проектов имени профессора Вернадского и решил запатентовать свое изобретение.

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

… Александр серьезен не по годам, сыплет заковыристыми научными терминами, как заправский лектор на паре, и увлеченно чертит на листке бумаги диаграммы, пытаясь объяснить журналисту «на пальцах» азы «киберлингвистики». Перед таким натиском креативной мысли ничего не остается, как прилежно конспектировать лекцию-беседу и называть вчерашнего школьника строго на «вы»…

— Над этой компьютерной программой я работал с шестнадцати лет, — рассказывает собеседник. — С помощью компьютерного анализа я пытался доказать, что любой звук имеет свою цветовую окрашенность, которая несет определенную, скрытую «для общего пользования», информацию и может воздействовать на читателя самым разнообразным образом. Литературный текст способен вызвать у читателя на подсознательном уровне целый спектр эмоций: от чувства депрессивной тяжести до ощущения легкости бытия. И дело даже не в самом сюжете читаемого текста, а в зашифрованном цвете звукоряда.

Проанализировав самые известные работы российских лингвистов, Александр пришел к выводу: человек в цвете воспринимает только гласные. Каждая буква русского алфавита имеет свой неповторимый окрас: к примеру, звук «а» — интенсивный красный, «и» — насыщенно-синий, «у» — темно-зеленый. «Смешиваясь» в текстовом коктейле, цветные гласные выдают радужный спектр читательского настроения: от успокаивающего зеленого до скорбного и депрессивного фиолетового. И каждому писателю-поэту присуща своя неповторимая палитра.

— Вот, например, лингвисты долго бились над одним текстом Тютчева: что же там в конце побеждает — жизнь или смерть? — Александр достает цветную распечатку литературного «дешифратора». — Мы «загнали» Тютчева в компьютерную программу и получили на выходе: общий тон произведения — бирюзовый. По нашей шкале, бирюза — это жизнь. Зачем теперь спорить?

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

— Эта программа может стать верным помощником для рекламных агентств, — делится планами на будущее студент механико-математического факультета НГУ. — Ведь реклама — это не только бодрый слоган, который крутится в мозгу потребителя с утра до вечера. Это, прежде всего, эмоциональное и психологическое воздействие на человека.

Когда программа проходила испытания на прочность и точность, Александр «скормил« компьютеру известные рекламные слоганы «Кока-колы» и «Баунти». И пришел к выводу, что западная рекламная индустрия на высоте: цветовой текст «райского наслаждения« был, как и упаковка, нежно-голубого цвета, а «Кока-кола» на выходе окрасилась в свой природный цвет — насыщенно-коричневый.

После победы на конкурсе имени профессора Вернадского Александр получил возможность поступить без экзаменов на филологический факультет МГУ, но предпочел стезю математика в родном НГУ.

— А мне это надо — учиться в Москве? — невозмутимо отвечает Бабарыко. — Во-первых, мне нравятся точные науки. А кто сказал, что лингвистика — это удел только филологов? Наша работа показала, что она соединяет в себе и математику, и кибернетику. Так что учусь с удовольствием.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: